Обзор ойратской истории. eng | мон
Данное историческое исследование было вызвано необходимостью в до сих пор отсутствовавшем, кратком и доступном изложении основных моментов этногенеза современных ойратских групп. Первоначально оно планировалось как вторичное по отношению к другим задачам. Однако в процессе создания обзор превратился в самостоятельное исследование, целью которого является краткое, но по возможности полное и достоверное описание генезиса ойратской этнической общности.
Современные ойраты, возникшие на основе древнего населения Центральной и Восточной Азии восприняли из его культурного наследия письменность, литературу, искусство и прочие элементы культуры. Ойратский этнический и политический союз прошел длительный путь исторического развития. На разных этапах своего формирования под влиянием объективных причин (политических, экономических и др.) он неоднократно изменял свой состав, что будет видно из дальнейшего изложения, однако вплоть до наших дней в составе современных ойрат сохраняются, причем в относительно большой пропорции компоненты, происхождение которых можно отследить, по крайней мере, с I-го тысячелетия н.э.
Источниками, имевшимися в нашем распоряжении, являлись работы современных (большей частью калмыцких) исследователей, основанные на древних китайских, частью монгольских (в широком смысле слова) летописях и русских сочинениях XVIII – XIX веков. В большинстве из них, описывается политическая история, тесно связанная с основными историческими вехами ойратского этногенеза, поэтому в данном изложении довольно много моментов, касающихся политической истории и исторических реминисценций. Сложность представляли также несовпадения датировок, неточности в освещении событий, имевшие место в некоторых источниках, а также неоднородность освещения событий в различные исторические периоды. Поскольку классификации источников по степени достоверности по истории ойрат настоящее время не существует, в случае наличия нескольких вариантов датировок или интерпретаций событий в работе даны наиболее вероятные. Изложение разделено на периоды (домонгольский, монгольский, период трех государств, период ойратского заката и 20-й век), наиболее соответствующие, на мой взгляд, цепочкам исторических событий и снабжено различными толкованиями этнонимов групп, принимавших участие в формировании ойратского союза. В тексте дается, как правило, несколько версий этнонимов, встречающихся в источниках. Латиницей даются версии этнонимов, некоторых имен, титулов, военных терминов и названий местностей, приведенные по неадаптированному тексту «Сокровенного сказания», изданному С.А. Козиным. (Этот текст вошел в издание 1990 г. Он был сделан Козиным в 1941 г. с текста русского синолога прошлого века архимандрита Палладия Кафарова, опубликовавшего в 1866 г. русский перевод связного китайского текста, изданного китайским ученым Чжан Му в 1848 г. «Сокровенное сказание монголов» в оригинальном написании уйгурским алфавитом до нас не дошло. Исходный текст был представлен в транскрипции китайскими иероглифами с подстрочным переводом каждого монгольского слова на китайский язык и связным, сокращенным китайским переводом каждого параграфа, на которые разбито все сочинение). Версии этнонимов латиницей после 1240 г. даются по другим источникам. Данная работа не претендует на большую глубину исследования вопроса и является попыткой систематизации и осмысления всей доступной исторической информации.
6 декабря 2001 г.
Хойт Санж.
Оглавление