IV
О чем в России знают
Что знает среднестатистический россиянин о Калмыкии и калмыках? Точно ответить сложно, но рискну предположить, руководствуясь собственным опытом.
Как я уже и говорил, обычно информация среднестатистическому обывателю поступает из нескольких основных источников: в детстве это детские книжки, сказки, школьные учебники, мультфильмы; в более сознательном возрасте – кино, художественная литература, СМИ. Поскольку говорить о школьных учебниках не имеет смысла, сказки вряд ли изменятся в течение поколения или двух, а мультфильмы весьма специфическая вещь, влияние на которую имеет весьма ограниченный круг людей, остаются художественная литература, кино и СМИ.
Что касается художественной литературы, то из всего, что я когда-либо встречал, с ходу могу назвать произведения Пушкина и Шолоховский «Тихий Дон». Однако пушкинское «прощай любезная калмычка» и калмыцкий фон в «Капитанской дочке» (вроде сказки об орле и вороне) очень мало, для создания образа, да и в большинстве случаев многими просто не вспоминается. В «Тихом Доне» упоминания о калмыках более многочисленны, но также идут всего лишь фоном к событиям жизни казаков украинского происхождения.
С художественными фильмами ситуация еще хуже. Фраза Ленина «Важнейшим из искусств для нас является кино…» актуальна и в наши дни. Особенно в связи с тем, что за 10 лет перехода к рыночной экономике в Российской Федерации выросло целое поколение, учебниками которого вместо книг служила телевизионная реклама, компьютерные игры и (в основном американские) видеофильмы. Процесс этот не обошел и Калмыкию. В прошлом году в Калмыкии прошла ретроспектива калмыцкого кино, а точнее фильмов, где в эпизодических ролях снимались калмыцкие артисты. Подавляющее количество этих фильмов снято очень давно, и говорить о каком-то их влиянии на современную жизнь не приходится. Единственное исключение, которое следует упомянуть - фильм «Очир», снятый о калмыках, а точнее о становлении советской власти в Калмыкии. Чудом сохранившийся черно-белый немой фильм был снят до войны. В наши дни, до показа на калмыцком телевидении он был неизвестен даже калмыцкому зрителю, не говоря уже об общероссийском. Помимо «Очира» можно было бы ожидать присутствия калмыцких артистов в той же экранизации «Тихого Дона». Однако увы, фильм этот (безусловно произведение искусства), видимо в силу политической обстановки во время создания фильма, не имеет ни одного упоминания о калмыках. Другим фильмом, снятым о калмыках (в период депортации) является «Гадание на бараньей лопатке». Он был снят в первые годы перестройки, показан пару раз по центральным каналам и сейчас полностью забыт. Во всяком случае, если спросить кого-нибудь за пределами Калмыкии об этом фильме, то вряд ли найдется человек, который вспомнит о нем.
Но если вышеперечисленные фильмы, являются более-менее нейтральными в смысле создания образа, то фильмы снятые в последние годы являются откровенным образцом черного пира. «Русский бунт» - экранизация Пушкинской «Капитанской дочки». Снят в 1999 г. компанией "НТВ-ПРОФИТ" совместно с администрацией Оренбургской области (глава В.В. Елагин) при участии Руасси-Филмз и Продуксьон Ле Пон и «Канал плюс» в псевдопатриотическом стиле «Сибирского цирюльника» (идеализированный образ России-матушки). Технически снято неплохо в отличие от того же «Ермака» и фильмов про Перта I. Но – ни одного упоминания о калмыках, хотя по сюжету их там должно быть достаточно. Крещенный же калмык Юлай, фигурирующий в оригинале, в кадре обзывается «татарской мордой» и подставляет голову под щелбан русскому дьячку за то, что не ходит в церковь. По всей видимости, режиссер воспитывался по директивам Бенкендорфа. Еще дальше пошли сценарист и режиссер фильма «Я люблю тебя», выставившие фильм на Берлинском кинофестивале в феврале 2004 г. Главный герой фильма 18-летний калмык приезжающий в Москву и мешающий любви рекламиста и телевизионной дикторши. Почему-то по замыслу сценариста, он имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию. Фильм заканчивается хэппи-эндом в виде страстного поцелуя между двумя парнями на фоне Триумфальной арки. Слава богу, показать по российскому телевидению свое творение авторы не решились. Для несведущих поясню, что нетрадиционные ориентации характерные для населения мегаполисов среди калмыцкого населения практически неизвестны. Такая форма жизни просто нежизнеспособна в республике. Это доказывается и тем, что создатели фильма не могли найти на эту роль актера-калмыка. В этом фильме его играет полурусский-полукитаец. В связи с этим возникает вопрос. Ну почему когда какая-нибудь заурядная личность желает выделиться и любой ценой привлечь к себе внимание экзотикой, то выбор падает не на грузина, якута, литовца или казаха, почему именно на калмыка?
Справедливости ради необходимо отметить, что существуют образцы кинематографа, созданные и вне РФ. Имеется ряд упоминаний об участии во французских фильмах членов калмыцкой диаспоры во Франции. К ним следует причислить фильм «Дневная красавица», где в эпизодической роли снимается Иска-хан (потомок донских калмыков, осевших во Франции). Иска-хан снялся в более чем 60-ти фильмах (Илишкин, 1994). Большая часть этих фильмов в России неизвестна. Из недавних, следует назвать клип, на основе песни о матери, созданный в январе 2002 г. в Монголии, на монгольской студии. Песня исполняется народным калмыцким сказителем «джангарчи» В. Каруевым. Клип снят красиво и динамично, однако широкому российскому зрителю неизвестен. С 28 августа 2003 г. на «Казахфильме» совместно с европейскими и американскими кинематографистами снимается исторический фильм «Кочевники» («Nomads»). Судя по всему, оппонентами главному герою будут выступать зюнгары (однако, учитывая их роль в казахской истории, надо полагать, в фильме им будет уготована роль злодеев). На роль зюнгарского богатыря приглашен Марк Дакаскос. Кроме того, 5 марта 2004 г. по КТВ был показан сюжет о французском фильме, который планируется снять по мотивам калмыцкого эпоса «Джангар», съемки которого пройдут на территории Калмыкии, Казахстана, Монголии, Непала и закончатся на Эвересте. В одной из главных ролей будет сниматься В. Каруев, в продюсировании фильма участвует Жан Рено. Российским прокатом и телевидением, вероятнее всего, эти фильмы будут проигнорированы.
Из приведенных фактов ясно, что узнать что-либо о калмыках, их мировоззрении, истории и культуре из художественной литературы и художественных фильмов, созданных в и для населения Российской Федерации весьма проблематично. В основном по причине скудности и фрагментарности информации. В большинстве же образцов литературы и кинематографа, где калмыцкая тематика присутствует, она носит фоновый характер, практически ничего не давая для представления о калмыках в сознании большинства населения РФ. В других же образцах обращение к калмыцкой теме формирует зачастую ложные образы, наносящий вред калмыцкой части населения федерации.
В таких обстоятельствах, неудивительно, что при появлении в СМИ какого-либо негативного материала о РК, большинство населения РФ (не знающего о Калмыкии и калмыках практически ничего) склонно ему верить. Результаты, как правило, пожинают граждане РФ калмыцкого происхождения, по разным причинам оказывающиеся за пределами республики. В наши дни с развитием СМИ, которые по массовости охвата и силе воздействия уже не сравнить с летописями XIII в., имиджмейкерство или создание образов стало вполне реальным, мощным оружием. Вспомним хотя бы попытки московского мэра Лужкова стать большим, чем обычный градоначальник политиком и выступления продажного ведущего Доренко с первого общероссийского канала. В последующих судах Лужков конечно выиграл, но первоначальной цели он так и не достиг. В период, когда большие деньги и прочие ресурсы концентрируются в руках у сравнительно небольшого процента населения, зависимые СМИ становятся легкой добычей этого процента. К моему великому сожалению калмыки в этот процент не входят. Складывается впечатление, что СМИ в наши дни зависимы практически всегда, просто людям не всегда известно кто их хозяин.
Еще одной особенностью российского имиджмейкерства является топорный непрофессионализм (либо поразительная беспринципность, это уж как посмотреть). В свое время мне доводилось смотреть новости различных английских каналов. Так вот разница в подаче новостей между Великобританией и Россией заключается в том, что английские ведущие подают именно новости, и только новости, без своей эмоциональной оценки событий, давая делать эту оценку самим зрителям. В России же, не могу говорить про конец 1990-х и начало 2000-х, но в начале и середине 1990-х точно, большинство ведущих новостей, не говоря уже о многих якобы аналитических программах, явно занимались черным пиаром. Самым ярким примером является антикавказская травля, развязанная в СМИ перед, и в течение первой, а затем и второй чеченских войн. Еще до начала боевых действий для чеченцев (и шире, для кавказцев в целом) был создан образ бандитов с большой дороги. В большинстве криминальных сводок обязательно подчеркивалось чеченское либо кавказское происхождение преступников. Особенно в этом преуспела Миткова и ныне подающая новости на канале НТВ. Отмечу, что большинство людей, занимавшихся тогда этим черным делом, в настоящее время себя так не ведут. То ли повлияла смена президента, то ли просто нет заказа. Не могу сказать, что я являюсь ярым защитником чеченцев и кавказцев вообще, но факт есть факт. Словосочетание чеченский бандит (преступник, убийца – на выбор) сегодня никому абсолютно не режет слух, а вот скажем чеченский писатель (артист, художник или труженик села)? То-то же… Образ (отсутствовавший, да и вообще немыслимый для целого народа в советское время) был подхвачен разного рода желтой прессой, растиражирован в кино и лоточной литературе. И даже пара заявлений президента Путина в конце второй чеченской кампании о «трудолюбивом и гордом чеченском народе», а также о том, что «терроризм не имеет национальности» не сделали погоды в уничтожении этого образа. Для тех, кто не верит, предлагаю найти среди знакомых темноволосого человека с высоким переносьем и южным акцентом и попробовать снять для него квартиру в Москве.
Что касается представления калмыков в российских СМИ, то результатом их работы в течение последних 10-15 лет является создание нескольких образов, с которыми мне пришлось столкнуться лично.
По трагической случайности в 1988 г. произошло инфицирование 75 детей и 13 матерей в республиканской детской больнице. По данным республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД, на 1 января 1994 г. в Калмыкии наблюдалось 97 ВИЧ-инфицированных больных, из них 76 детей и 21 взрослых. С 1989 г. по 1997 г. умерло 25 человек, в том числе 21 ребенок. Показатель заболеваемости в Калмыкии составляет 30,02 человек на 100 тысяч населения, в РФ этот показатель не превышает 0,47. История инфицирования до сих пор не ясна, врачи склонны считать, что заражение произошло через препараты крови, которые республика получает из Ростова. В то время когда элистинские врачи еще не могли сказать, действительно ли дети были заражены вирусом СПИД или это какое-то другое заболевание, центральные СМИ уже вовсю трубили о СПИДе в Калмыкии, все большее усиливая шок от этого известия.
Я хорошо помню, как в 1993 г. врач в московской поликлинике, куда я попал, проходя обычный для студентов медосмотр, узнав, откуда я родом спросила: «Ааа, это у вас там произошла эта трагедия?». Честно говоря, мне было довольно неприятно. Но как оказалось позже, эта неприятность была просто ничем по сравнению с неприятностями других людей, столкнувшимися с проявлениями остракизма за пределами Калмыкии. Жителей республики не поселяли в российские гостиницы, требовали справок по форме № 50, на машинах с калмыцкими номерами писались обидные прозвища, и т.п. (Гучинова, 1997). Были случаи, когда работодатели, во время найма, узнав о месте рождения человека, требовали медицинские справки, либо просто не брали его на работу. Были и случаи увольнения уже работавших здоровых людей. Об этом может рассказать калмыцкий адвокат Ю.Б. Сенглеев, который вел в свое время дела этих людей.
Впоследствии выяснилось, что это страшное заболевание имеется и в других регионах России, а также то, что в них оно диагностировалось раньше чем в Калмыкии, и с гораздо большими частотами. Но широкую антирекламу получила, почему-то именно Калмыкия. Все это смахивало на хорошо спланированную акцию. Непонятно только кому и зачем она была нужна. Со временем эта история позабылась, оставив лишь неприятные воспоминания, да иногда возникающие время от времени бездарные попытки написать или снять сюжет о Калмыкии (как например фильм Политковского).
Так в начале 90-х гг. Калмыкия перенесла нравственную травму. Ответственность за это несут центральные СМИ, которые подавали непродуманную и подчас бестактную информацию. Однако, ни один журналист и ни один редактор из всех участвовавших в этой акции СМИ не понес никакого, даже самого слабого наказания.
Вторым и обычно самым ярким образом, с которым российские обыватели обычно ассоциируют Калмыкию является ее нынешний президент. В самом начале своего правления он показал себя как умелый пиарщик, первым обкатавший неизвестные ранее в России технологии создания образа, использовавшиеся потом президентом Ельциным и другими политиками. Я помню как самые разные люди из разных социальных слоев, спрашивали меня, действительно ли он так богат, как говорит? Или действительно ли он дал каждому калмыку по 100$ (баснословная для 93 г. сумма) и т.д. и т.п. Не будучи фанатом нашей нынешней администрации, ограничусь лишь замечанием, что и такая слава ничего хорошего ни калмыкам, ни Калмыкии не дала. Эйфория продержавшаяся 3-4 года, была смыта для большинства населения республики голодной, безработной действительностью, которую пытаются игнорировать республиканские СМИ, репортажи которых на протяжении уже более 10 лет отличаются редкостным аутизмом. Однако это тема отдельного большого разговора. Вне Калмыкии, образ республики с экстравагантным президентом продолжает существовать, хотя справедливости ради надо заметить, что сейчас и он тоже уже подзабывается.
Третьим расхожим образом республики, время от времени всплывающим в центральных СМИ является легенда о черной дыре, в которой исчезает вся волжская красная рыба и черная икра. Это миф, на котором стоит остановиться подробнее. Заказчики в этом случае просто очевидны. Добычей рыбы и икры осетровых в низовьях Волги и на севере Каспия занимаются 3 российских региона: Астраханская область, Республика Калмыкия и Республика Дагестан.
Каких-либо дагестанских материалов по этому поводу мне встречать не доводилось. В прессе же Астраханской области (конкретнее в печатном органе астраханского губернатора «Волга») среди сообщений с упоминанием калмыков и Калмыкии, немалую долю занимают репортажи о браконьерстве, в которых журналистами сознательно навязывается негативный образ браконьера-калмыка. Несмотря на то, что астраханские журналисты задним числом признают наличие браконьерства у себя, а также покровительство ему некоторых сотрудников рыбохраны, именно браконьеры из Калмыкии наделяются ими всеми негативными свойствами. Так, в сообщениях о браконьерах из Калмыкии используются такие термины как беззаконие, наглость, беспредел, угрозы, атаки, оружие. Сообщения же о своих браконьерах даются нейтрально, а в отношении сотрудников рыбохраны, покровительствующих им упоминается лишь, что они «тоже не ангелы».
Помимо редких упоминаний в центральной прессе и более частых публикаций в СМИ Астраханской области, ситуация вокруг браконьерства всплыла вдруг в 2002 г. на каналах центрального телевидения ОРТ (июнь) и РТР (даты не помню). Калмыцкие СМИ и в частности «Известия Калмыкии» (орган пресс-службы президента Калмыкии) связывали это с выборами президента республики 2002 г.
Передачу «Человек и закон» на ОРТ мне увидеть не довелось, но суть ее была передана в газете: сюжеты о незаконном вылове осетровых и подпольных нефтеперерабатывающих заводах, работающих на территории Калмыкии, направленные на снятие тогдашнего министра внутренних дел Калмыкии. Там же было написано, что сотрудники ОРТ, выдававшие материал в эфир, не были в республике и не посчитали нужным проверить «жареные» факты, в результате чего передача получилась откровенно клеветническая. Прямо скажем, весьма знакомый стиль. И поэтому, несмотря на то, что доверия к республиканским СМИ у меня мало, в этом случае я склонен поверить им, нежели центральному каналу.
На втором общероссийском канале в серии «честного детектива» Эдуарда Петрова также прошел заказной материал, увидеть который, в отличие от первого, мне довелось. «Честный детектив» - это серия передачек, где молодой человек, видимо тот самый Эдуард, театрально дефилирует на экранах телевизоров с какой-то девушкой (функция которой неясна), при этом оба усиленно изображают работу мысли на своем лице и попутно производят пассы руками.
«Даа? Браконьерство такими темпами и мы больше не увидим рыбы? А исчезает она вся из Волги на 5 км участке Цаган-Аман»…
«А вот доблестная рыбоохрана астраханской области, которая задерживает рыбаков и кладет их в байде штабелями, а вот откуда ни возьмись представители калмыцкой милиции, и откуда только они взялись? Наверное, из под воды. Ах, всю дорогу следовали за нами, а мы и не заметили! Ох, какие они агрессивные! Неизвестно что было бы, если бы не наша камера» (мой вольный пересказ закадрового текста). Сам же видеоряд был далеко не так интересен как комментарии к нему: кадры задержания браконьеров и патруль рыбоохраны республики Калмыкия на территорию которой, видимо вторглись сотрудники правоохранительных органов из астраханской области, короткая беседа и расставание двух лодок в море, по всей видимости, после замечания о нарушении административной границы астраханским коллегам со стороны представителей правоохранительных органов Калмыкии. И при этом ни слова о браконьерах в соседних с Калмыкией регионах и о том, что в наши дни рыба до Цаган-Амана даже не доходит, а все пространство между калмыцким участком и устьем Волги занимает астраханская область (желающие могут взглянуть на карту), население которой, по всей видимости, активно эту рыбу и вылавливает.
Откуда взялась такая предвзятость, я понял после того, как увидел титры, в которых авторы благодарили за помощь в создании фильма администрацию астраханской области. После чего закономерно возник вопрос – сколько стоят «честные» детективы господина Петрова на канале «Россия»? Если допустить, что автор не знал, о существовании браконьеров в самой астраханской области и в гораздо большем количестве чем в Республике Калмыкия, встает второй вопрос – а насколько компетентен такой журналист? И почему он берется представлять только одну сторону, хотя известно, что их существует как минимум три? А также, почему руководство канала пропускает такие ангажированные материалы, не проверяя их на достоверность? Или браконьеры астраханской области (часть доходов которых возможно перепадает и самому Гужвину) настолько могущественны, что лоббируют свои интересы на общегосударственных каналах? Те же вопросы актуальны и в отношении первой передачи.
Да, я согласен браконьерство это большая проблема, касающаяся всех. Президент РФ Путин в свойственной ему манере назвал это явление «биотерроризмом». Логично предположить, что люди, стоящие за спиной браконьеров и в Калмыкии, и в Астраханской области, и в Дагестане будут бороться за свои доходы. Но почему ярлык «биотеррориста» норовят приклеить именно к калмыкам? Почему не признать, что это общая проблема, воспользоваться которой, нисколько ее не решая, хотят в своих целях различные группировки. В одних случаях цель эта борьба за ресурсы (деньги от продажи рыбы и икры), в других борьба за власть (предвыборные кампании), иногда (как в случае с передачами на телевидении) и то и другое вместе. При этом никто из борющихся сторон не задумывается о том, что результаты их действий могут нанести ущерб целому народу. Оплаченные же лица, пропускающие такие материалы, как всегда за свои действия никакой ответственности не несут.
Помимо мифов, сотворенных СМИ, существует еще один вопрос, связанный с образом калмыков в сознании населения РФ. Вопрос этот связан с рядом проблем касающихся последствий депортации калмыцкого народа 1943-1956 гг., точнее с реабилитацией калмыцкого народа. Большинству населения РФ в наши дни о факте депортации неизвестно вообще.
Людьми же осведомленными о нем, как правило, считаются ученые (историки и специалисты смежных специальностей - востоковеды, этнографы и пр.). Несмотря на большую по сравнению с обывателями осведомленность, предвзятость во мнениях существует и в этой среде. Например, мне доводилось слышать, от одного из своих преподавателей, профессора, доктора наук фразу: «да, калмыки были выселены обоснованно». Справедливости ради надо сказать это был не историк. Другой пример, когда на конференции (посвященной репрессированным народам!) научному сотруднику из КИГИ РАН (калмыцкого института гуманитарных исследований), пришлось услышать кощунственное заявление – дескать калмыкам еще очень повезло. И это говорил образованный человек! Хотелось бы, чтобы так повезло ему и его родственникам.
Причина подобных заявлений кроется, на мой взгляд, в малой осведомленности о событиях того периода, даже среди тех людей, кто по идее должен бы знать об этом больше. Что обычно пишут о депортации калмыцкого народа в 1943-1956 гг.? Всего несколько фраз: по необоснованному обвинению Калмыкия была ликвидирована, в 1956 г. республика была восстановлена. И ВСЕ!!! В каком учебнике истории написано что калмыков, служащих в рядах советской армии отзывали и сажали в лагерь по национальному признаку! Где написано об огромном числе умерших от голода холода и болезней! Кто напишет о том, что калмыков обзывали людоедами, и это только потому, что люди не знали русского языка! Большинство современного населения РФ и не догадывается о 13 годах вымирания, страданий и унижения калмыцкого народа!
Эта неосведомленность используется государством и представляющими его чиновниками, в числе которых политики и юристы, по долгу службы обязанные рассматривать законы, в числе которых находится и Законы 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля и «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября. Неинформированность населения объясняется тем, долгое время всякие упоминания об этом трагическом периоде в истории калмыцкого народа были запрещены как внутри, так и вне республики. История народа имела белое пятно, не только в официальной науке, но и в устных преданиях: до Сибири и после Сибири. Лишь с начала 90-х гг. в республике стали открыто говорить и писать о депортации. Но если в наши дни республиканская общественность знает об этом акте геноцида советского правительства по отношению к своим гражданам, то подавляющая часть современного населения РФ не имеет об этом ни малейшего представления.
Законы 1991 г. говорят о реабилитации репрессированных народов - территориальной, политической, социальной и культурной, кроме того, государством «возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет республиканского бюджета Российской Федерации». Далее в законах упоминается о различного рода льготах, есть даже пункт, в котором говорится о том, что «В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди».
Но как часто это бывает в России, законы принимаются, но не действуют. Применительно к ситуации в Калмыкии не действует ст. 6 о территориальной реабилитации закона "О реабилитации репрессированных народов", ст. 9 о возмещении ущерба того же закона, и аналогичная ст. 13 закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Между тем неисполнение этих статей нарушает конституционные права граждан Калмыкии в статьях 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
В 1956 г. территориальная реабилитация калмыцкого народа закончена не была. После восстановления КАССР, территория республики оказалась урезанной: в составе Астраханской области остались 2 района (Долбанский и Приволжский, ныне Лиманский и Наримановский), также не был восстановлен Калмыцкий национальный район Ростовской области, кроме того, в ведении Дагестана оставалось 158 000 га отгонных пастбищ на так называемых Черных землях. В отношении Дагестана можно сказать, что на сегодняшний день найдено более-менее компромиссное решение. Без вмешательства арбитражного суда Дагестан решил признать территориальную принадлежность Калмыкии 158 000 га и заключил Соглашение по использованию этих пастбищ на принципах оплачиваемой аренды и ответственности за соблюдение требований экологии. Ситуация с Астраханской областью гораздо сложнее. 10 января 2003 г. президиум Высшего арбитражного суда РФ своим решением отменил как незаконно принятое постановление федерального Арбитражного суда Поволжского округа (г. Казань) от 14 июня 2001 г. о признании земель, расположенных в Лиманском районе Астраханской области по западную сторону железной дороги "Астрахань – Кизляр", за РК (Губанова, 2003). Этому предшествовала долгая бюрократическая война, начавшаяся с начала 90-х гг., в ходе которой астраханским депутатом Госдумы О. Шеиным был подготовлен проект закона "Об административных границах субъектов Федерации", в котором предлагается наложить вето на изменение сложившихся правоотношений по спорным землям. Как известно, впоследствии президент Путин поддержал вето сроком на 10 лет. Между тем по спорной территории пролегает нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), строительство которого закончено 27 ноября 2001 г. Помимо контроля над добычей рыбы и икры, и отчислений в региональные бюджеты от КТК (регионам по которым пролегает трубопровод) астраханскую администрацию держат на калмыцких землях перспективные запасы углеводородного сырья. По суммарным подсчетам разведанные запасы в западном Прикаспии составляют 5,6 млрд. тонн условного топлива, в том числе нефти – 3,6 млрд. тонн. Согласитесь весомые причины для политической и бюрократической войны. Что касается отношений с Ростовской областью, то нынешними властями РК, вопрос о восстановлении Калмыцкого района в Ростовской области даже не поднимается. А между тем Калмыкия существует с урезанной территорией уже около полувека.
Возмещение ущерба репрессированным также не производится полностью. Действие статей законов 1991 г. о возмещении ущерба при обсуждении бюджета страны, регулярно, каждый год приостанавливается. Почему и для чего это делается, простым смертным неизвестно. Но по каким бы причинам это делалось, в борьбе за распределение средств политики не гнушаются никакими средствами. Один из примеров: выступление Жириновского на заседании Госдумы 5 февраля 1998 г. Вопрос касался распределения денег репрессированным, которых во всей РФ на тот момент оставалось около 400 000 человек. Суть дела проста: никто не обсуждал урезание суммы с 1 миллиарда руб., до 500 миллионов, поскольку в роли густой дымовой завесы выступал Жириновский, вообще поставивший под сомнение необходимость подобных выплат. Не зная исторических фактов, в свойственной ему манере, он оскорбил целый народ, в особенности память калмыцких бойцов, погибших в боях с фашистами (Куменова, 1998). Так по чьей-то воле в стране доживают свой век несколько сот тысяч стариков получающих жалкие подачки от государства, за то, что это государство практически уничтожило их жизни. И среди этих стариков находятся и калмыцкие. Что касается Жириновского, то в отношении калмыков он позволял себе подобные выпады неоднократно. Например, выступая в Волгограде он советовал волгоградцам отнять калмыцкую землю, правда, происходило это до тех пор, пока один из находящихся в аудитории калмыков не пообещал повредить ему причинное место. Но что значит для всего населения РФ голос простого человека и голос публичного политика? Жириновский же и позже позволял себе подобные высказывания, не неся за них никакой ответственности. А между тем его заявления попадают под действие нескольких статей Уголовного Кодекса. Но, благодаря депутатской неприкосновенности, этот политик и поныне здравствует на свободе, и даже вещает почти по всем российским каналам.
А старики продолжают умирать…
Итак, что знает о калмыках среднестатистический россиянин? Вынужден констатировать - практически НИЧЕГО! Мало кто (или практически никто) не знает о вкладе калмыков в историю и культуру России, в том числе и историю XX в., что касается современного состояния республики, то, как уже отмечалось, подача материалов в СМИ о Калмыкии носит весьма предвзятый и тенденциозный характер.
Как мы видим, среди источников информации наличествуют: два-три изжеванных (и самое главное неверных!) стереотипа; полное отсутствие информации в школьных учебниках; эпизодические упоминания в литературе и кино; СМИ, по большей части отражающие борьбу различных групп за ресурсы, в ходе которой калмыкам навязываются негативные и отрицательные роли, формирующие в сознании большинства населения РФ ложные образы. Вообще, что касается политики СМИ, и особенно государственных телеканалов, то она носит ярко выраженный антикалмыцкий характер. Это выражается в том, что на протяжении длительного времени не наблюдалось ни одного положительного или хотя бы нейтрального материала о Калмыкии. Все сообщения о Калмыкии даются в негативном ключе, либо не даются вообще.
Если судить по российским СМИ, то в Калмыкии не происходит ничего интересного. События, с которыми могут ассоциировать калмыков и Калмыкию в современной России это – вспышка СПИДа в конце 80-х гг., экстравагантные действия президента РК К. Илюмжинова, борьба за контроль над выловом осетровых в дельте Волги и северном Каспии. Более информированная часть населения может упомянуть о депортации калмыков в 1943-1956 гг., (правда, как правило, при этом имеют место различные спекуляции). Россияне не знают, что кроме этих событий за 10 последних лет в республике происходило и множество других, гораздо более интересных и положительных. Например, строительство хурулов (храмов) в республике (главным из которых является Элистинский), проведение Всемирной шахматной олимпиады в 1998 г. или скажем попытки внедрения нетрадиционных источников энергии. Но почему-то ни один из госканалов этих событий не освещал (за исключением короткого издевательского сообщения на НТВ о шахматной олимпиаде). В связи с этим закономерно встает вопрос – почему так происходит?