Шантаев Б.А. Карточные игры у калмыков (конец XIX - начало XXI вв.)
// Научная мысль Кавказа. № 3. 2006. с. 163-165.
текст содержит фрагменты на калмыцком, правила чтения тут
Калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Молодежь и дети играли в разнообразные подвижные игры. Взрослые свой досуг проводили иначе: играли в шахматы и в карты. В статье рассмотрены карточные игры у калмыков в период с конца XIX века и заканчивая нашими днями. За рассматриваемый период калмыцкий народ, так и не утратил своей привязанности к азартным играм. Основным материалом для данной работы послужили работы исследователей XIX века и полевые материалы, собранные автором данной статьи в период 2001-2006 гг.
Русские исследователи калмыцкого быта упоминали в своих записях о большой любви калмыков к азартным играм и трагическим последствиям не только для пристрастившегося к игре, но и к окружающим его людям. Я.П. Дуброва писал об умершем в 1892 г. зайсанге Ставропольской губернии Гаврило Малзаеве, который разорил свой Икичоносов род, довел его до полной нищеты и вовлек в неоплатные долги, несмотря на огромный по тем временам доход от аренды земли в десять тысяч рублей. Все деньги народа зайсанг потратил на пьянство, разврат и карты [1].
О попытке искоренения этой пагубной привычки администрацией Астраханской губернии, отмечал И.А. Житецкий в последней четверти XIX века. Ссылаясь на калмыцкий архив в г. Астрахани, в котором хранились документы о распространении в степи карточной игры и борьбе с нею в течение целого столетия, он писал: «что и сейчас среди калмыков не мало случаев проигрывания не только денег, но и скота» [2].
По мнению И. Житецкого, игра в карты калмыками была заимствована у русских, так как названия мастей изменены только фонетически. Игр в карты, пишет исследователь, довольно много, и все они азартные. Нигде больше, как при игре в карты, не отмечается у калмыков такого возбуждения. Играют калмыки со страшным увлечением. Есть и упоминание наиболее популярных карточных игр, таких как «кезыр» - игра в 7 карт, «геркv» - в 4 карты и «ремиз» - в 3 карты [2].
В настоящее время калмыки сохранили названия мастей и карт: «Крести» – «Сартг», «Пики» – «Иштк», «Черви» – «Кезл», «Буби» – «Бvvмн». Карточные фигуры называют так: «Туз» – «Тус», «Король» – «Кvрл», «Дама» – «Керл», «Валет» – «Китт», а цифровые обозначения, «десятка» – «арвн», «девятка» – «йисн» и т.д. [3, 4]. Это наиболее распространенные названия карточных фигур. Встречается и такие варианты как, «Туз» – «Гер», «Валет» – «Yкvр» [5]. У поколения первой половины XX века были популярны такие карточные игры как, «21» - «Хєрн негн» - «Очко», «Долан цаасн» - «7 карт». Сейчас распространены такие игры как «Бура» - игра в 3 карты, «Сека» - в 3 карты [3]. Играют на деньги.
Игра в карты для большинства населения была простым времяпровождением и забавой, в нее играли на очки или как говорят искушенные, «без интереса», но для небольшого круга «избранных» ценителей, игра в карты могла быть только на деньги, на «интерес». Перед игрой знатоки за несколько дней собирались и обсуждали предстоящую игру: у кого они соберутся в доме для игры, сколько человек будет, (как правило, игроков должно было быть не больше 6, именно на такое максимальное количество людей рассчитаны правила и раздача карт), на какой срок они собираются играть (минимальный срок бывает с позднего вечера и до утра, максимальный срок обычно не превышает 2-3 суток), будут ли они покупать овцу, для того, чтобы их кормили в перерывах между игрой, или же они возместят хозяину дома стоимость овцы деньгами. Также устанавливают минимальную сумму денег, для того чтобы войти в игру, например, 1000 рублей. В некоторых случаях сумму могли не обговаривать, кто-то приходил с несколькими тысячами, а кто-то с небольшой суммой. Если количество денег было обговорено, то перед игрой каждый участник должен показать обговоренную сумму, доказывая свою кредитоспособность. Сумма сверх обговоренной не определялась, но всегда находились игроки, которые приносили с собой в несколько раз больше установленной суммы. Покинуть игру раньше обговоренного срока мог только тот, у кого не осталось денег для продолжения игры [3]. Во время игры никто не имеет права покидать помещение, только с разрешения остальных участников. Перерыв устраивали по общей договоренности между партиями, чтобы подкрепиться, сходить в туалет. Курить разрешалось за столом во время игры [4]. Следует отметить, что в ходе игры время от времени, из «банка» – (суммы ставок) откладывали небольшую сумму для хозяина. Эту сумму называли, «керосинные деньги». Тогда не было электричества, хозяин тратил свой «керосин» для освещения и ему так компенсировали затраты [3]. И в наши дни эта традиция сохранилась, но называют ее уже не «керосинные», а «ив:а hарлhн» - хозяйке дома за ее хлопоты, так как она также не спит, подает чай, готовит им ужин и т.п. [6].
Пригласить в дом игроков по «крупному» считается выгодным делом. Хозяин может сам не участвовать в игре, а лишь предоставить свой дом и услуги по обслуживанию игроков. Выгода очевидна: хозяину дома достается мясо овцы так как обычно все не съедается и плюс еще «керосинные». Если у хозяина дома есть дети, то игроки дают детям «белг» (подарок). Информант рассказывал, что ему нравилось, когда в их доме собирались играть в карты. Ночью, когда начинали играть, он старался не заснуть, ждал, пока игра не разгорится в полную силу, и вставал под видом того, что хочет в туалет или попить воды. По принятым традициям детям дают «белг» деньгами, если учесть, что несколько человек дарили по 3, 5 и 10 рублей, то для мальчика времен 80-х годов XX в. набиралась приличная сумма. Родители не одобряли такое поведения своего отпрыска и за частое появление ему делали строгое внушение, и запрещали выходить в следующий раз [4].
По данным информантов, игра в «21 - Хєрн негн», известное как «Очко» проходила в определенном порядке. Начинающий игру тасует колоду, его называют «сємрдг кvн», «н:аарvлдг» [5, 6]. Колоду сдвигает – «хаhлна», тот, кто сидит по правую руку от сдающего. Сдающего карты первым называют «Банкин эзн» - он первый кладет деньги на «банк» – (кон) и раздает всем игрокам по одной карте. Всего раздается по три карты. Следующий раздает тот, кто сидит по левую руку от сдающего. Правила просты и сложны одновременно. Сумма ставки – «аш» обговаривается перед игрой, например, 10 рублей и далее в игре ставка увеличивается только на указанную сумму.
Выигрывает партию тот, кто наберет максимальное количество очков, то есть 21 или чуть меньше, но никак не больше. Игроки могут взять сверх своих полученных трех карт еще несколько, рискнув набрать желаемое количество очков. Если «банкин эзн» набирает 17 очков, то он не может больше брать карту из колоды в отличие от остальных. Если же из трех сданных карт он набрал 19 очков и хочет взять еще одну, то его партнеры говорили «сангнаhан vзvл» (покажи карты), и он показывает их всем, что у него не 17 очков. Если игра обошла всех по кругу и сдача карт вновь вернулась к первому сдающему – «банкин эзн», а сумма денег поставленных на «кон» или «банк» стала равна трехкратному – «hурвн холвань», то имеет право объявить: «Стук». После объявления «стук» играют еще одну партию и все. И все деньги, что остались в «банке», достаются «банкин эзнд».
В процессе игры никто не имеет права разговаривать с «банкин эзн», если только игра не доходит до последнего игрока, только он может беседовать с ним. И только он может сделать ему предложение разделить сумму банка поровну или же, 1/3 сумму ему, а остальные 2/3 берет «банкин эзн», в зависимости от того, как они сумеют договориться. Договорившись, они могут закончить игру. Если предложение было отклонено, то игрок может продолжать игру или отказаться, сказав «унув» - «падаю», и бросить карты.
Если проигравшийся хочет отыграть свои проигранные деньги, и у него нет наличных денег, то играют на скот. Но такая ставка не совсем выгодна для проигравшего, так, например, если корова стоит десять тысяч рублей, то, как правило, проигравшийся продает ее своим партнерам по игре, как минимум в половину дешевле. Новый владелец «буренушки» тут же отсчитывает указанную сумму, и игра продолжается [4].
У разных игроков была своя масть или карточная фигура которая приносила удачу. Информант Ш.В. Боктаев любил бить «банк» королями, а Б.У. Омакаев - валетами. При этом действии игроки восхваляют себя магталами:
«Банк осхл:а б:аач:адг уга
Бактнь цокад авдг
Боктан Шааня гидг кvмб» [3].
Банковскую ставку возросшую увидев
Более удержаться не может
Банкует и забирает все
Боктаев Шаня
«Тасрад уга кишгт:а
Товарищ Омакаев» [6].
Таково благополучие непрерывающее,
Таков Товарищ Омакаев.
О людях, играющих в карты, калмыки говорили так: «Аля амрдго, hашун кєрдго» - «Беспутного не остановить, соленую воду не заморозить». А если хотели сказать хорошее о картежнике, говорили следующее: «Алян альхн туст» (смысл слов таков, сегодня он проиграл, а завтра выиграет намного больше проигранного).
Следует отметить, что все, кто играет в карты на деньги, считают это занятие пороком и советуют родным и знакомым даже не пытаться играть. Если затянет, то избавиться от этой страсти почти невозможно. Многие из них играли и продолжают играть втайне от родных. Как они сами говорят «:жилв:ан дарх» - «погасить страсть».
В Элисте на деньги играли на квартирах, но чаще у кого-нибудь в гараже. Владелец гаража, в основной своей массе это были простые пенсионеры, открывал его ближе к полудню и ждал любителей азартных игр, которые играли до вечера. Одни приходили, другие уходили, а вечером расходились. Следует отметить, что такое времяпровождение иногда приводило к выяснением отношений между игроками и даже к трагическим последствиям, особенно у «гаражных» любителей. Владелец гаража не принимал участия в игре, он лишь предоставлял помещение. За это ему платили 5% от «свары» - когда на кону собирались ставки не выигранные ни кем за несколько партий. В итоге собиралась приличная сумма денег. Если во время «свары» кто-то хотел войти в игру, то он должен был положить на кон половину суммы от «свары». Таких «свар», от начала игры и до конца, как правило, было несколько. За редким исключением ее не могло быть за всю игру. При каждом таком случае хозяин гаража получал причитающиеся ему проценты, и к концу дня набирал неплохую прибавку к пенсии [7].
У калмыков, проживающих в США, игра в карты занимает большое место в их жизни и страсть к ней похожа на болезнь. Играют мужчины, женщины и дети. По словам П.Э. Алексеевой побывавшей у соотечественников за океаном, больше всего ее удивило то, что там в карты играют все, независимо от возраста и пола, чего в Калмыкии она не наблюдала. В г. Хауэлл (штат Нью-Джерси) калмыки, посетив хурул и помолившись, тут же идут в рядом стоящий дом на территории храма. Там рассаживаются по столам и играют в карты. Причем играют и на деньги, и просто так. Женщины не играют с мужчинами, а только между собой. Дети играют с детьми. Те, кто проживает в соседних городах, назначают день игры и дом, где они соберутся. Стариков привозят на игру и забирают обратно домой дети или внуки. Причину столь массовой любви к карточным играм они объяснили так. Когда они находились несколько лет в лагере для перемещенных лиц в г. Шонгау в Германии после второй мировой войны [8], то у них появилось много свободного времени, и чтобы как-то скоротать время, мужчины играли в карты, а затем это увлечение перешло к женщинам и детям. В дальнейшем они уже не представляли свою жизнь без карточных игр [9].
Таким образом, можно сказать, что в течение указанного периода, калмыки позаимствовали у соседнего русскоязычного населения привязанность к карточным играм, и адаптировали их под свой язык, образ жизни и стереотипы поведения. У калмыков карточные игры и их правила стали сильно различаться от общеизвестных. Появились новые карточные игры, распространенные только среди калмыков.
1. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Элиста. 1998. с. 96.
2. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханских калмыков. Москва. 1893. с. 38–39.
3. Информант: Боктаев Шаня Васильевич. 1933 г.р., г. Элиста.
4. Информант: Сумьянов Арсланг Алексеевеч. 1975 г.р. пос. Цаган-Нур.
5. Информант: Настаева Александра Федоровна. 1937 г.р., г. Элиста.
6. Информант: Омакаев Бемб Убушиевич. 1930 г.р., пос. Сарпа.
7. Информант: Лиджиев Борлан Урюбжурович. 1937 г.р., г. Элиста.
8. Алексеева П.Э. К истории развития калмыцкой диаспоры за рубежом (эмиграция, реэмиграция, диаспора) // Шамбала 2001. № 7-8. с. 23–25.
9. Информант: Алексеева П.Э. 1934 г.р., г. Элиста.
to the library | номын сан руу | в библиотеку