Шантаев Б.А. Традиционные методы лечения у калмыков в прошлом и настоящем
// Материалы первых Бертагаевских чтений. Элиста: АПП "Джангар", 2005.
bemb_alex@mail.ru
текст содержит фрагменты на калмыцком, правила чтения тут
Традиционная медицина у калмыков имеет глубокие корни, уходящие в глубь веков. На протяжении столетий калмыки постигали мудрость своих предков и на основе их опыта выработали своеобразные методы, а в некоторых случаях и оригинальные решения в области лечения различных заболеваний. Кочевой образ жизни имел большое значение для развития традиционных знаний в области медицины, т.к. калмыки богатые этнокультурные связи, как с кочевыми, так и с оседлыми народами Азии и Европы.
В данной работы мы рассмотрим традиционные методы лечения, ранее упоминавшиеся в литературе по истории и этнографии калмыков, а также другие рецепты в борьбе с различными заболеваниями, собранные автором в ходе полевой работы с информантами.
Калмыки умели диагностировать и лечить довольно большое количество болезней. Болезни желудочно-кишечного тракта, по сведениям У. Душана лечили самым крепким супом или топленым маслом, а тиф исключительно водой [1]. При расстройстве желудка и сильной диарее, больному давали пить крепкий черный чай, кумыс или же «чиг:ан» - «кумыс из коровьего молока» [2]. Кумысом же лечили и продолжают поныне лечить туберкулез легких, т.к. болезнь еще не побеждена современной медициной и методы борьбы с этим недугом у калмыков достаточно разнообразны. Для лечения туберкулеза пьют отвар из сайгачьих рогов, желчь отборного валуха, которого режут специально для этого в мае месяце. Также закалывают собаку, больного кормят сваренным мясом и поят бульоном, принимают внутрь собачий жир. Широко применятся суслиный, барсучий жир, отвар травы «шаган будг» - «гусиные лапки» [3]. Используют желчь и бульон из костей и альчиков сайгака [4].
Довольно широко применялось прижигание – «т:оон». Перед тем как приступить к процедуре, предварительно накладывали на больное место сырое мясо. Так лечили кровотечения из носа и сибирскую язву. Нарывы вскрывали предварительно нагретым на огне ножом. Этим методом лечили и воспаления лимфатических узлов. Костоправы – «отчи», занимались лечением травматических повреждений, вправляли вывихи, лечили переломы костей, забинтовав место травмы. Применяли и хирургическое вмешательство в удалении некоторых мелкораздробленных длинных костей, заменяя их костью верблюжонка. Аппендицит лечили свежим бараньим бульоном [5].
При тяжелых переломах чтобы не было пролежней у больного, применяли просо. Его насыпали в большую наволочку, и подкладывали под пострадавшего в те места где они начинали образовываться. Если нет проса, то можно также использовать овес [6].
Считалось, что при сильных головных болях, хорошо помогает бульон из бараньей головы и нужно есть сваренный бараний мозг. Об этом способе лечения рассказала информант, попавшая в автокатастрофу в 60-е годы прошлого века и страдавшая впоследствии, сильными головными болями. Рецепт был дан известным калмыцким эмчи Намкой Кичиковым из п. Алцын-Хута [7].
Некоторые болезни лечили сырым мясом, при заболевании детей золотухой прикладывали к больным ушам сырое сердце, вынутое из овцы, принадлежавшей родным ребенка по линии матери. Считалось, что сердце высасывает весь гной [8].
При высокой температуре давали пить «арван усн» - «отвар овса». Его же давали в обязательном порядке роженицам как очистительный напиток, чтобы не было «мастита» - «опухоли груди» и температура не дала осложнения на внутренние органы [9]. «К:окн:а хавдр» - мастит у женщин лечили «ультргар» - стелькой женщины которая родила двойню. Стельку грели и прикладывали к больной груди на два – три дня [10]. Для облегчения родов, женщине во время схваток давали пить топленое масло, а также отвар из кожи змеи. Чтобы плод вышел из чрева без осложнений, буквально, выскользнул как змея. Отвар готовил знахарь, знающий способ приготовления и дозировку [11].
Женщины кто не мог выносить до конца срока беременности ребенка из-за частых выкидышей и тем у кого случались преждевременные роды, давали пить отвар из «земсгин хальсар» - «пленка последа». У окотившейся овцы берут послед и снимают внешнюю пленку и высушивают. Отвар принимают беременные женщины три раза. Считается, что этот способ хорошо укрепляет беременность [12].
У донских калмыков после родов готовили мучное блюдо, жидкий суп «з:утнг», варили муку с водой и получившейся субстанцией наподобие киселя, поили роженицу несколько дней, чтобы склеить все ее внутренние органы, сдвинутые во время родов. При авитаминозе или анемии, ослабленному человеку готовили «г:узял:гн» - «бульон из мяса, сваренного в рубце». Для этого резали овцу, очищали рубец и в него клали все мясо овцы, отделенной от костей, немного солили и более ничего не добавляли. Затем отверстие рубца крепко завязывалось, его ставили на огонь в большом котле и варили около пяти часов. Чтобы во время варки от высокой температуры рубец не лопнул, его время от времени прокалывали «шорар» - «заостренная трехгранная палочка». Когда продукт был готов, его вынимали, не разрезая, с помощью двух дощечек, т.к. он был горячим, выжимали из него в пиалу бульон. Сваренное в рубце мясо в собственном соку давало при отжатии не больше одной пиалы бульона, который принимал больной. Этот был своего рода витаминный напиток, который способствовал быстрому выздоровлению больного [13].
Кожные заболевания лечили с помощью змеиной кожи. Ее накладывали на гоняющуюся ранку [14]. «зе:нкр» - «медный купорос». Медный купорос смешивали с топленым маслом и этой мазью смазывали болячки, экзему, псориаз. Успех лечения зависел от умелой дозы смешивания компонентов. Так же им лечили и зубы. В дупло зуба на кончике иглы клали зе:нкр, а затем полоскали рот. Медный купорос убивал нервы, и боль проходила [15]. Зубы лечили еще и высушенной волчьей желчью, способ применения был одинаков с вышеописанным [16]. Применяли отвар «хар-д:ар» - «мак» и его семян. Больной склонялся над приготовленным отваром и дышал паром исходившим от него. Нервы из больного зуба, как правило падали в банку [17].
Болезнь Боткина, или как ее называют в просторечье, желтуху, лечили следующим образом. Больному давали выпить несколько штук живых насекомых, блох [18].
При ожогах поступали следующим образом, гоняли корову вокруг дома пока она не начнет испражнятся жидким пометом, этой же субстанцией смазывали место ожога [19]. Еще один способ лечения был таков, при сильном ожоге, закалывали овцу, брали «сем:жн» - «жировой покров брюшины» и им оборачивали обожженное место, а сверху обкладывали содержимым рубца и перевязывали. При обширных ожогах требовалось заколоть большее количество животных для спасения пострадавшего человека. Его помещали в емкость (корыто, ванна) обкладывали места ожогов «сем:жн» и сверху заливали содержимым рубцов, так чтобы на поверхности осталась одна голова. Успех лечения зависел от быстроты действий врачующих, т.к. «сем:жн» и содержимое рубцов должны были быть максимально теплыми. При своевременно оказанной помощи, обходилось без осложнений. Жар от обожженного места не проникал внутренним органам тела и не давал осложнений, а вытягивался «сем:жн» и содержимым рубцов [20].
Панариций – «хумс эргдг» лечили несколькими способами. В одном случае больной палец опускали в кипящий чай, до того как туда нальют молоко. Второй способ был таков, крошили хозяйственное мыло, размягчали, обкладывали палец и перевязывали. В третьих, обмазывали «чиг:ан:а аадмгар» - «творожная масса кумыса» и перевязывали [21].
Барон Ф.А. Бюлер, писал, что у калмыков очень распространены глазные болезни. И причины болезни он объяснил тем, что в кибитки постоянно стоял дым, плюс жаркий климат, пыль и песок [22].
В настоящее время в Калмыкии широко используются народные методы лечения различных видов заболеваний. Можно сделать определенные выводы, что несмотря на большие перемены нанесшие культуре калмыков непоправимый урон, народ продолжает не только сохранять, но и приумножать накопленные знания в области традиционной медицины.
Литература
1. Душан У.Д. Материалы по этнографии калмыков. Архив КИГИ РАН. Архив КИГИ РАН. Ф.6. Оп. 2. Д. 132. Л. 177.
2. Информант Алексеева Прасковья Эрдниевна. 1924 г.р. г. Элиста. Бузава.
3. Информант Баджаева Любовь Сергеевна. 1954 г.р. п. Цаган-Нур. Хошеутка.
4. Информант Боркаева Кука Ятаевна. 1927 г.р. п. Сарпа. Хошеутка.
5. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста. Калм. кн. Изд-во. 1985. С. 240.
6. Информант Алексеева Прасковья Эрдниевна.
7. Информант Кикеева Ольга Борисовна. 1950 г.р. п. Шорв. Хошеутка.
8. Эрдниев У.Э. Там же. С. 241.
9. Информант Алексеева П. Э.
10. Информант Баджаева Л. С.
11. Информант Бадняева Галина Бакановна. 1957 г.р. п. Оргакин. Дербетка.
12. Информант Цутаева Вера Харманджиевна. 1938 г.р. п. Цаган-Нур. Дербетка.
13. Информант Алексеева П. Э.
14. Информант Бадняева Г. Б.
15. Информант Баджаева Л. С.
16. Информант Боктаев Шаня Васильевич. 1931 г.р. г. Элиста. Хошеут.
17. Информант Оросова Таисия Эрендженовна. 1937 г.р. п. Большой-Царын. Дербетка.
18. Ашктаева Болха Санджиевна. 1925 г.р. п. Шорв. Хошеутка.
19. Шалдганова Татьяна Очировна. 1953 г.р. п. Цаган-Нур. Дербетка.
20. Информант Баджаева Л. С.
21. Информант Шалдганова Т. О.
22. Бюлер Ф.А. Кочующие и оседло живущие в астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт. // Отечественные записки. СПб., 1846. С. 107.
to the library | номын сан руу | в библиотеку