Хойт Санж.
Калмыки и Калмыкия. Черные легенды.
История и современность.
I
Войны, обусловленные конкуренцией различных групп за ресурсы, велись еще на заре человечества. Со временем они усложнялись и на каком-то этапе стали сопровождаться информационной поддержкой. Черный PR, или корректней (поскольку PR буквально означает связи с общественностью) создание негативного образа для чужих, равно как и позитивного для своих, историки прослеживают с самых первых известных письменных источников.
Как писал Гумилев (1993), степная культура, имея древние традиции и глубокие корни известна в России в гораздо меньшей степени, чем культуры оседлых стран. А среди западноевропейских ученых возможно даже в еще меньшей степени, что привело к ошибочному мнению о кочевниках как о «трутнях человечества». Это происходило потому, что многие факты из жизни кочевников были неизвестны тем, кто так поверхностно судил о кочевых обществах, имевших с глубокой древности свои социальные институты, военную дисциплину, дипломатию, четко отработанное мировоззрение, противопоставляемое идеологическим системам соседних стран. Незнание, а зачастую и нежелание знать что-либо породило в европейской исторической литературе мнение о монголах как о выходцах из ада (тартар), с которым проассоциировал этноним татар (под которым монголы стали широко известны в Европе) один из французских пасквилистов. После этого у большинства европейских (а вслед за ними и русских) исследователей, а после них и обывателей, всякое упоминание о монголах связывалось в сознании с чем-то страшным и отвратительным, что выливалось впоследствии в не самое лучшее отношение ко всему, что имеет или может иметь отношение к монголам. Например, одну из форм патологии европейские медики окрестили «монголизмом». Другой пример, кстати очень показательный – первая находка полного скелета неандертальца. Первыми версиями европейских ученых были такие: это скелет человека с родовой травмой, болевшего сифилисом и перенесшего несколько сильных ударов по голове; скелет русского казака, монгольского происхождения, забредшего в пещеру и скончавшегося от ран в войну 1812 г. И такие примеры можно продолжать.
В наши дни причины создания негативных образов не изменились. Как показывает практика, образы часто переживают те ситуации, в которых они были рождены, превращаясь в мешающие жить стереотипы. Однако, если объективные историки (коих всегда было не очень много) мало-помалу рассеивают образы, слепленные историками необъективными, то сказать того же о стереотипах, слепленных руками современных пиарщиков, я не могу. Журналисты, кинематографисты, чиновники и другие, создающие их не несут ответственности за последствия своих действий, в результате которых часто ущерб причиняется целым народам. Один из этих народов, чьим представителем мне довелось стать с момента рождения, известен в наши дни под именем калмыков.
to the library | номын сан руу | в библиотеку || следующая