Галина Хейчиева. Интересна история каждого рода // Известия Калмыкии № 121 (2772) среда, 26 июня 2002 г.


Вышла в свет книга, посвященная истории Богшрахинского аймака.

текст содержит фрагменты на калмыцком, правила чтения тут

Изучением этнического состава калмыцкого народа занимались ученые Урюбджур Эрдниев, Церен-Дорджи Номинханов, Геннадий Авляев. Есть исследования отдельных улусов, например, "Очерки быта калмыков" Павла Небольсина, "Об Эркетеновском улусе" Улюмджи Душана, книга "Происхождение калмыцкого народа" Геннадия Авляева. Этническому составу калмыков на рубеже ХIХ-ХХ вв. была посвящена публикация в "Вестнике КНИИЯЛИ" (выпуск 10, Э., 1974 г.). "Об этническом составе донских калмыков" Прасковьи Алексеевой и Араша Борманджинова.
В 2001 году вышли Указы Президента РК Кирсана Илюмжинова "О паспортизации родов калмыцкого народа" и "О паспортизации родов русского народа". Они способствовали тому, что возрос интерес к изучению истории происхождения своих родов, фамилий, семьи и населенных пунктов. Проведен республиканский конкурс среди СМИ по лучшему освещению этой темы.
Читатели уже знакомы с книгами "Эркетени. Земля и люди. Из истории Черноземелья" Василия Церенова, "Ойрат-калмыки" Андрея Митирова, "Предки. Факты. Время" Николая Илюмжинова. Появились книги об отдельных аймаках, населенных пунктах.
Недавно вышла в свет книга "Богшрахинский аймак и богшрахинцы", посвященная истории и представителям одного из 13 аймаков, проживавших на просторах Донщины. Ее автор - главный библиограф научной библиотеки КИГИ РАН Прасковья Алексеева, с которой беседует наш корреспондент.


- Прасковья Эрдниевна, скажите, откуда берет начало название аймака?
- "Богшрахна әәмг" ("Богшрганкна әәмг") - историк Г. Авляев связывает название аймака с именем Богшурги, внука хана Аюки от сына его Гунжепа (Гунжапа), младшего брата Дондук Омбо. Как известно, после смерти Аюки-хана началась борьба за ханский престол. Это был 1724 год. На престол претендовали сыновья хана, внуки, племянники. Внук Аюки Дондук Омбо очень стремился к власти, а ханом стал сын Аюки Церен Дондок. Дондук Омбо не смог вынести обиды, напал на ханский улус, разбил его и со своим улусом ушел в Кабарду. Это событие произошло в 1731 году.
В период смуты Богшурга ушел на Дон и со своим улусом кочевал в пределах земель донских казаков. В 1735 году Дондук Омбо вернулся в Россию и стал ханом. Видимо, в это время Богшурга тоже вернулся в пределы калмыцкой степи. Но часть его улуса осталась на Дону и составила Богшрахинский аймак.
- Как в дальнейшем складывалась судьба этого аймака?
- При сотенном правлении на Дону аймак назывался Бултуковская сотня. Позднее, при введении станичного правления, Богшрахинский аймак был назван станицей Денисовской - по имени атамана Войска Донского А. Денисова. Все тяготы гражданской войны пережил Сальский округ, в том числе жители станицы Денисовской. Часть донского населения эмигрировала, хозяйство пришло в упадок, население обнищало. Особенно страшным был голод 1921 года. В 1924-1925 годы было решено переселить донских калмыков в Большедербетовский улус Калмыцкой автономной области, в земледельческий район. Оставшиеся богшрахинцы в большинстве селились на одном из хуторов станицы Денисовской, на хуторе Николаевский (Салын күүтр), переименованного позднее в станицу Новониколаевская. Позже в 1929-1930 гг. в станице образовали три колхоза: им. Хомутникова (с 1938 г. им. К. Маркса), им. Пушкина и колхоз "Зунда".
В декабре 1943 года из станицы Новониколаевской и хутора Денисовский было выселено в Сибирь 185 семей, 842 человека. На фронте сражались 105 воинов. По населению станица Новониколаевская была самой крупной калмыцкой станицей. Здесь проживало больше людей, чем в районном центре - станице Кутейниковской. На самом деле число депортированных богшрахинцев было гораздо больше, так как многие выходцы из аймака жили в райцентре, на конных заводах, в республике, в Элисте.
- Среди выходцев из аймака есть священнослужители. Расскажите о них?
- Да, в книгу вошли материалы о трех ламах-богшрахинцах. Это лама донских калмыков Менке Бакарович Борманжинов, бакша Джамнин Умальдинов - бакша Денисовского хурула, буддийского храма в Белграде. Заинтересует читателей рассказ о последнем шажин-ламе калмыцкого народа Лувсан-Шарапе Тепкине. Значительна его роль в судьбе народа, в установлении дружественных связей с Тибетом, с его Святейшеством Далай-ламой и Россией в начале 1920-х годов. Лувсан-Шарап обучался в то время в Тибете и занимал довольно высокий пост в резиденции Далай-ламы, был его советником по делам управления Тибета. Носил звание сойбунг, что значит по-калмыцки - сөөвңг. Калмыки-эмигранты в Турции искали пути определения местожительства в восточных странах, где исповедуется буддизм. Они хотели за содействием обратиться к Далай-ламе. Большие надежды в этом деле они возлагали на своего соотечественника Лувсан-Шарапа Тепкина.
В это же самое время правительство России искало пути установления связи с Тибетом. С этой целью они снарядили миссию под видом паломников. В нее входил Василий Хомутников, который должен был лично встретиться с Далай-ламой и передать письмо Наркомата иностранных дел. Василий Хомутников надеялся, что ему поможет одностаничник Лувсан-Шарап. Об этом и многом другом читатели прочитают в книге.
- Прасковья Эрдниевна, вошли ли в книгу материалы о богшрахинцах, которые оказались за границей?
- О Санджи Балыкове, писателе калмыцкого зарубежья, знают многие. В книге есть материалы о командире Джунгарского калмыцкого полка полковнике Гаврииле Тепкине, сведения об учениках, студентах-эмигрантах, уроженцах Богшрахинского аймака.
- Известно, что аймак был богат народными талантами...
- Вы правы, среди богшрахинцев было немало истинных хранителей фольклорного, музыкального наследия. Это сказочник Санжа Манжиков, домбристка Матрена (Мончг) Зубова из рода Тепкиных, музыкально одаренных. Я уже упоминала о полковнике Тепкине - талантливом человеке, который хорошо играл на скрипке, прекрасно танцевал народные и западные танцы. В кадетском училище его природные дарования получили дальнейшее развитие. Работая над книгой, я узнала, что способные дети получали образование за счет средств станичного капитала, за счет хозяев, владельцев конных заводов. Так, ветеринарами стали Бадма Балыков, Церен Петрушкин. Отцовское дело в наше время продолжили дети Церена Римма и Юрий Петрушкины.
Кроме того в книгу я включила 18 калмыцких песен с нотами. Они были записаны в станице Денисовской собирателем музыкального фольклора донских казаков Александром Листопадовым в 1902 году.
- Прасковья Эрдниевна, как родилась идея создания книги, как шла работа над ней, кто помогал вам?
- Над книгой я работала с 1998 года по просьбе уроженцев этого аймака. Представители одной из самых крупных станиц Дона, большие энтузиасты, они очень хотели, чтобы была воссоздана история Богшрахинского аймака. Старшие богшрахинцы очень активны. Они ежегодно организуют поездки для совершения обряда поклонения земле малой родины, поминовения предков, совершения молебна.
Широко использован и печатный, и устный, и архивный материал. Книга создана усилиями многих людей, уроженцев аймака, которые не только откликнулись, но и представили сведения и иллюстрации. Материалы по зарубежью поступили в свое время от профессора А. Борманджинова, письма С. Балыкова представила в копиях К. Асархинова, использованы также материалы С. Кульдинова (Кольдоенга С.) и из архива С. Джевзиновой.
Книга издана благодаря финансовой помощи администрации Президента Республики Калмыкия и моральной поддержке уроженцев Богшрахинского аймака.
История калмыков очень интересна и богата событиями, изучение её и описание - дело ученых. Моя же цель - познакомить молодое поколение с историей одной из конкретных групп калмыков, историей одного из 13 донских аймаков.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем, кто помог в издании книги. Пусть будет больше изданий о родословной семей, об истории родов и племен. Ведь история народа складывается из истории жизни каждого из нас, наших предков и наших современников.

обсудить на форуме


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz