Альтернативные этнонимы: халх, халха, халхчууд, халх монголчууд, халхасцы.
Современные халха-монголы – большая часть населения Монголии (64.2% на 2000 г.), населяющая преимущественно центральные, восточные и южные аймаки. Помимо собственно Монголии небольшие группы халха-монголов проживают также в Узбекистане, Российской Федерации, Китае (Тибете), Южной Корее, Германии и ряде других стран.
Впервые термин «халха», как составная часть различного рода топонимов (рек, гор, сопок) встречается в «Сокровенном Сказании Монголов» - анонимной монгольской хронике XIII в. Происхождение этнонима халха, можно датировать примерно кон. XV – нач. XVI вв., временем правления Бату-Мункэ-Даян-хана (Бичурин, 1834; Златкин, 1964). По устной информации антрополога и этнографа Лувсанвандана Билэгта, этноним халха закрепился в период, когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов «халха минь» - «щит мой» (в современных монгольских языках слово «халха», помимо прочих значений имеет значения – прикрытие, щит, заслон, ограждение, преграда (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986). Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии – Халха, а также за восточными монголами, потомки которых носят этноним халха-монгол.
В русскоязычной литературе используется также этноним «монгол», подразумевающий халха-монгол и противопоставляемый этнонимам «ойрат» («калмык») и «бурят». Это ошибочное мнение, закрепилось из-за неразработанности терминологического аппарата в российской этнологической науке, что является следствием, по всей видимости, малой осведомленности российских исследователей в вопросах монгольской истории и культуры. Ойрат-монголы (и их ветвь - калмыки), бурят-монголы, халха-монголы и прочие монголы – лишь части той этнической общности, которая именуется «монгол». В связи с этим использование этнонима «монгол» только по отношению к халха-монголам является неверным. Использование термина «монгол» в качестве принадлежности к современному монгольскому государству только для халха-монголов также невозможно, поскольку гражданами современной Монголии являются и ойрат-монголы и бурят-монголы, а также тюркские (тувинцы и казахи) и др. группы.
Численность халха-монгол в:
Монголии - 1 650 000 чел., источник: Жуковская (1998); 1 709 300 чел. - на 2000 г., источник: Bethany World Prayer Center;
России - 2000 чел., источник: Жуковская (1998); 3000 чел. - на 2002 г., источник: бюллетень "Население и общество" Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН;
Узбекистане - 1000 чел., источник: Жуковская (1998).
По неофициальным данным за пределами Монголии на начало 2000-х гг. проживает около 100 000 граждан Монголии (среди которых халха составляют, по всей вероятности, большую часть). По устной информации посла Монголии в РФ Санжаа Баяра в интервью «Известиям» от 20.02.2003, самая крупная диаспора граждан Монголии (более 20 000 чел.) в Южной Корее, вторая по численности - в Германии, третья - в США, РФ на 5-6-м месте (не больше 1 500 чел., однако официальные цифры переписи 2002 г. в 2 раза выше), статистика из Китая отсутствует, но предположительно там около 2-3 тыс. чел.
Основная часть халха проживает в Монголии – независимом государстве. Форма правления Монголии - парламентская республика. Официальное название: Монгольская Республика.
Халха-монголы говорят на халхасском языке монгольской группы алтайской языковой семьи.
Считается, что письменность на основе уйгурской графики существует у монгол с эпохи Чингис-хаана (XIII в.). Однако имеются предположения, основанные на анализе письма XIII в., в котором имеются особенности, характерные не для уйгурского, а для согдийского письма, о существовании этой письменности, перенятой возможно не через уйгуров, а непосредственно от согдийцев с VI-VII, а возможно и с V в. (Шагдарсурен, 1976). С 1945 г. письменность на основе русского алфавита (Жуковская, 1998).
Традиционным для всех монголов (в том числе и халха) являлся комплекс верований, условно обозначаемый термином шаманизм и/или т.н. тенгрианство, на монгольском языке он носил название «хара шашин» (черная вера). С кон. XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм) или «шара шашин» (желтая вера), впитавший частично добуддийские верования.
В советский период производились кампании по искоренению буддизма и массовой атеизации. В наши дни, буддизм, как традиционное учение был возрожден.
Монгольские хроники XVII-XVIII вв. упоминают 12 халхасских поколений (хошунов – административных единиц). 7 из них, полученные в наследство Гэрэсэндзэ-ханом в XVI в., явились предками современных халха-монголов. В их состав вошли этнически разнородные элементы монгольского и немонгольского (тангуты, сартулы и др.) происхождения (Жуковская, 1998).
Фото (1, 2)
Расселение в Монголии
ЛИТЕРАТУРА
Бичурин Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено Монахом Иакинфом. Санкт-Петербург. 1834. Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел).
Жуковская Н.Л. Халха // Народы и религии мира. Энциклопедия. Главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635 - 1758). Москва: Издательство "Наука", 1964.
Калмыцко-монгольско-русский словарь. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986.
Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмкнигоиздат, 1990.
Шагдарсурен Ц. К вопросу о происхождении монгольской письменности // Олон улсын монголч эрдэмтний III их хурал. III боть. Улаанбатаар, 1979 (3-й Международный конгресс монголистов, 1976).
В случае, если Вы располагаете более полной информацией о халха-монголах просьба присылать ее на адрес указанный в "контакте".