Баоань
eng | мон

баоань чир:а баоань

Баоань (самоназв.), старое назв. баоаньхуэ, народ в Китае. Числ. ок. 10 тыс. чел. Живут в уездах Линься (пров. Ганьсу) и Тунжэнь (пров. Цинхай). Язык монг. группы алтайской семьи. Верующие Б. - мусульмане-сунниты, часть цинхайских Б. исповедует буддизм сев. направления. По преданию, в кон. 13 - нач. 14 вв. группы монголов, принявших ислам, переселились и обосновались среди монгоров, тибетцев, хуэй, хань, испытали их сильное влияние. В кон. 16 в. основали поселение Баоань, по имени к-рого стали называть себя. Осн. занятия - земледелие, скотоводство. Искусны в ремёслах: широко известны баоаньские обоюдоострые орнаментированные ножи, кинжалы, изделия из серебра. Жилище из сырцового самана, с каном внутри. Основу пищи составляют изделия из муки, картофель, мясо, чай с молоком и солью. Мужская одежда - рубаха и штаны, зимой тулуп, женская - кофта и штаны, головная повязка. На брак и обычаи сильное влияние оказал ислам. Смешению Б. с соседями способствовали браки с единоверцами. Центром духовной жизни является мечеть. Сохраняются богатые традиции устного и песенно-танцевального фольклора.

Решетов А.М. Баоань // Народы и религии мира. Энциклопедия. Главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1998.

Баоань (самоназвание.) - монгольский народ, проживающий в Китае. Численность около 11.700 чел. В исторических хрониках о происхождении этой народности говорится следующее: примерно 700 с лишним лет назад - в период китайской династии Юань монгольские войска были расквартированы в тибетских районах в области Тонгрен в провинции Цинхай. Занимаясь в течение долгого времени обработкой земли и скотоводством, эти монголы поддерживали тесные отношения с жившими по соседству народами хуэй, хань, тибетцами и монгорами, в результате чего постепенно сформировалась новая национальность. Из-за того, что представители этой народности жили в месте, которое называлось Баоаньшаньчжуан, она получила название "баоань". В кон. 13 - нач. 14 вв. эти группы монголов приняли ислам. В 16 веке баоани проживали в трех больших поселениях на берегу реки Лонг-ву. Во время правления императора Тончжи (1862-1874) баоани подверглись гонениям со стороны местного ламаистского монастыря и бежали сначала в Xunhua, затем в провинцию Ганьсу, а затем окончательно обосновались у подножия горы Jishi в уезде Линся. Там они снова образовали три поселения - Дадун, Ганмэй и Гаоли. В настоящее время баоани живут в уездах Линься (пров. Ганьсу) и Тунжэнь (пров. Цинхай).
Верующие баоани - мусульмане-сунниты, часть цинхайских баоаней исповедует ламаизм. Основное занятие - земледелие, скотоводство. Жилище из сырцового самана, с каном внутри. Основу пищи составляют изделия из муки, картофель мясо, чай с молоком и солью. Мужская одежда - рубаха и штаны, зимой тулуп, женская - кофта и штаны, головная повязка. Женщины любят носить многоцветную верхнюю одежду - фиолетово-красную, темно-зеленую и синие или черные брюки, а по праздникам они надевают ярко-зеленую кофту и розовые брюки. Костюм и украшения у женщин народности баоань в разном возрасте разные. Девушки носят длинные косы, одеваются в яркую одежду, голову покрывают тонким газовым платочком, а замужние женщины в большинстве своем одеваются в черную, синюю или белую одежду, носят черный или белый платок. Мужчины этой народности носят головную повязку из белой или синей хлопчатобумажной материи, ходят в белой рубашке, на которую надевают еще синюю безрукавку, подпоясываются разноцветным поясом длиной в четыре метра, на котором висит сабля, надевают кожаные сапоги. Все баоани с большим почтением относятся к сабле и любят ее носить. По данным исторических хроник, еще в период китайской династии Юань баоани уже делали красивые сабли с деревянной рукояткой в кожаных ножнах, которые они использовали не только как средство самозащиты, но и для того, чтобы заколоть корову или барана. Впоследствии, совершенствуясь на протяжении нескольких поколений, технология изготовления сабель у баоаньцев достигла очень высокого уровня, как в отношении самой ковки, так и внешнего вида. Считается, что в процессе изготовления сабли нужно совершить сорок, а иногда даже 80 с лишним операций. Благодаря своему изяществу и красивому внешнему виду сабля у баоаней уже стала неотделимой частью национальной культуры. Она также является предметом подношения в знак любви у молодых баоаней. Кроме того, в качестве произведения искусства саблю преподносят в подарок почетным гостям. Баоани весьма искусны в ремеслах: широко известны баоньские обоюдоострые орнаментированные ножи, кинжалы, изделия из серебра.
На брак и обычаи сильное влияние оказал ислам. Смешению баоаней с соседними народами способствовали браки с единоверцами.
Баоани сохранили такие традиционные монгольские виды спорта как конные соревнования, состязания в стрельбе из лука, борьбу.
Язык Баоаней (баоаньский язык) близок к дунсянскому. Баоаньский язык бесписьменный. В качестве письменного языка используется китайский. Баоани (так же, как дунсяне и монгоры) в течение многих столетий не имеют связи с остальными монгольскими народами. В уезде Тунжэнь на баоаньском общается небольшая группа монгоров, живущих по соседству с баоанями.
В баоаньском языке выделяются два говора: дахэцзяский (на нем говорят баоани, живущие в уезде Линся в провинции Ганьсу) и тунжэньский (уезд Туньжэнь в провинции Цинхай).

Литература:
"НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.
Тодаева Б.Х. Баоане // Народы мира. Народы Восточной Азии. М, Л. 1965.
Тодаева Б.Х. Баоаньский язык. М., 1964.
Тодаева Б.Х. Предварительные итоги изучения дагурского, монгорского, дунсянского и баоаньского языков. // Чжуго юйвэнь. 1957, №9.
Тодаева Б.Х., Чингэлтэй, Насанбаяр и Содном. Предварительные итоги работы монгольской лингвистической экспедиции в КНР. Пекин, 1955. (На китайском языке).
Cinggeltei. Dumdadu ulus-taki mongγol törül-ün kele-nügüd ba mongγol kelen-ü ayalγu-nuγud-un yeröngkei bayidal // Mongγol kele biči’ig. 1957, №11; Mongγol teüke kele biči’ig, 1958. №2, 3, 6, 7, 12.

Links:
Baoan Folktale (in Baoan with Russian translation)
Etymological dictionary of Baoan incorporated into Mongolian Etymological dictionary.
http://www.crinews.com/russia/2001/Oct/31989.htm
Photos are taken from http://www.chinadata.ru/baoan_eth.htm

Илья Грунтов
оригинал на http://www.altaica.narod.ru/ETHNOS/e_Baoan.htm


Баоаньский язык на котором, по данным 1990, говорит ок. 12 тыс. человек (мусульман, в отличие от большинства монгольских народов) в КНР – в Баоаньско-Дунсянском автономном уезде автономной префектуры Линься провинции Ганьсу (дахэцзяский говор, ок. 6 тыс. человек) и в уезде Тунжэнь провинции Цинхай (тунжэньский говор, ок. 4 тыс. человек; тунжэньским говором пользуются для общения с баоанями также живущие в Ганьсу монгоры). Между говорами имеются заметные различия в фонетике и лексике; дахэцзяский говор испытал влияние китайского, а тунжэньский – тибетского языков. Баоаньский – бесписьменный язык, используемый в обиходной сфере; для письменной коммуникации используется китайское письмо.

Тодаева Б.Х.

Численность: 12 212 человек.
В основном проживают в Цзишишань-баоань-дунсян-саларском автономном уезде провинции Ганьсу, небольшое количество также проживает в Линься-хуэйском автономном округе провинции Ганьсу и в уезде Сюньхуа провинции Цинхай.
Проживающие вместе баоанцы говорят на языке баоань, который принадлежит к монгольской подгруппе алтайской языковой семьи. Большинство баоанцев владеют китайским, который стал для них средством общения.
Баоанцы – мусульмане.
Свое название они получили от географического названия. Во время правления династии Мин в районе Тунжэнь провинции Цинхай был установлен защитный лагерь и построен город Баоань. Так как его жители были мусульманами и имели некоторое сходство с местной национальностью хуэй, то их стали называть "баоаньхуэй". В 1950 г. по их желанию им было дано название баоань. На основании народных легенд, особенности языка и сходных с монголами обычаев можно утверждать, что баоанцы – пришедшие в район Тунжэнь провинции Цинхай во времена династий Юань и Мин монголы-мусульмане, которые смешались с жившими в этом районе народами национальностей хань, хуэй, ту, тибетцами и др. и образовали новую национальность. Под гнетом феодальных землевладельцев они вынуждены были переселиться в 3 соседствующие деревни в нынешнем автономном округе Цзишишань провинции Ганьсу, которые теперь по местным обычаям называются "баоаньсаньчжуан". Баоанцы в основном занимаются сельским хозяйством, небольшая часть занимается также животноводством и ремеслами.

оригинал на http://china.worlds.ru/info/min/baoan.html


назад | на главную



Hosted by uCoz