Монгольский принц, второй сын старшего сына Чингис-хана Джучи. Бату командовал армией, которая завоевала северо-восточные русские княжества (1237–1238), впоследствии южные русские княжества и вторглась в Восточную Европу (1240–1241). Бату был первым ханом, руководившим кипчакским ханством (Улус Джучи, Дешт-и-Кипчак, Ulus of Jochi, desht-i-Qipchaq), которое он и основал (which he is credited with having founded). Его отец Джучи, которому были предоставлены земли «так далеко, как ступят копыта монгольских коней» в западной части Монгольской империи (т.е. на запад от р. Иртыш), умер после управления там. Бату также основал город (credited with building the city) Сарай (Старый Сарай, Сарай Бату) на канале (рукаве, русле) Ахтуба нижнего течения р. Волги (Akhtuba channel of the lower Volga River).
Бату присутствовал на курултае, который избрал Огодэя каганом в 1229 и возможно (наиболее вероятно) был также на курултае 1234, который планировал кампанию на русские княжества в Восточной Европе. Расхождения во мнениях под руководством Бату развивались в течение кампании на Русь и Восточную Европу (1237-1241). Гуюг (Guyug), сын Огодэя (Ogodei), и Бури (Buri), внук Чагадая (Chaghadai), оспаривали власть (авторитет) Бату, возможно на основе спорности законности (легитимности, legitimacy) его отца. Когда каган (qaghan) Огодэй умер в 1241, Бату противостоял и очевидно (вероятно) управлял задержкой возвышения Гуюга, который стал каганом до 1246. Заявляя о (ссылаясь на) нездоровье (claiming ill health), Бату отказался присутствовать на любых курултаях (на курултаях вообще - any quriltais). Его присутствие было необходимо для законности (легитимности) преемника Огодэя, (поскольку) после смерти Чагадая в 1242, Бату считался ака (aqa) – т.е. старшим из чингизидов. Когда курултаем, несмотря на отсутствие Бату (хотя Бату был по видимости представлен пятью его братьями), был провозглашен каганом Гуюг, он организовал кампанию против Бату, но умер на пути к его улусу в 1248.
В это время Бату преуспел в созыве курултая 1251 для выбора своего собственного кандидата – Мєнкэ (Mongke), который был сыном Толуя (Tolui, младшего сына Чингис-хана). Бату очевидно связался с Соргагтани (Соркактани, Сорхагтани, Sorghaqtani), вдовой Толуя, формируя таким образом альянс Джучидов и Толуидов против Огодэидов. Мєнкэ и Бату позже начали совместную атаку на Огэдэидов и их сторонников Чагатаидов. Как результат роли Бату в возвышении Мєнкэ, его становлении каганом и в помощи ему в укреплении его власти на этом положении, Бату имел относительно свободные руки в управлении своим собственным ханством.
Верующий в небо (a sky worshiper), Бату следовал политике религиозной толерантности, но по всей видимости, не имел удовольствия от обращения его брата Берке в ислам. Согласно Уильяму Рубруку, Бату сменил юрт Берке на восточную часть ханства далеко от (на расстоянии; за, по ту сторону, beyond) р. Волга, чтобы уменьшить его контакты с мусульманами, которых он считал вредными (пагубными, губительными; тлетворными, harmful). Монгольские и тюркские источники упоминают Бату как Саин (Сайн), что означает «хороший» или «мудрый, благоразумный» и русские источники до 1448 описывают Бату как «крепкого, могучего царя» (a powerful tsar), которому русские князья выражали почтение. После 1448 русские источники все больше и больше рисуют Бату как жестокого (безжалостного, сурового, беспощадного) грабителя (cruel plunderer) и поработителя русской земли.
Библиография
Первоисточники
Jūzjānī (1881). Ţabaķāt-i Nāsirī. Trans. H.G. Raverty. London.
Juvainī, ‘Ata-Malik (1958). The History of the World-Conqueror. Trans. J.A. Boyle. 2 vols. Manchester University Press.
Rashīd al-Dīn (1998–1999). Jami‘u’t-Tawarikh: Compendium of Chronicles. A History of the Mongols. Trans. W.M. Thackston. 3 vols. Cambridge, MA: Harvard University Department of Near Eastern Languages.
William of Rubruck (1990). The Mission of Friar William of Rubruck. His Journey to the Great Khan Möngke 1253–1255. Trans. Peter J. Jackson. London: Hakluyt Society.
Вторичные работы
Barthold, W. and J.A. Boyle (1958). "Batu." In Encyclopedia of Islam, new ed., 1: 1105–1106.
Halperin, Charles J. (1983). "The Defeat and Death of Batu." Russian History 10: 50–65.
Vernadsky, George (1951). The Mongols and Russia. New Haven: Yale University Press.
Дональд Островский (Donald Ostrowski)
перевод с английского, оригинал на http://hudce7.harvard.edu/~ostrowski/mm/batu.pdf
to the persons | хувь хумуус руу | в персоны