Викторин В.М. Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х томах. Июнь 9-13, 1992, г. Казань. Т.3. М.: Инсан, 1997. с. 54-56.
Этнические контакты ойрато-калмыков с тюркским миром начались задолго до их переселения
в Нижнее Поволжье. В названии основной приволжской группы калмыков —
"торгоут", "тургут", как представляется, отчетливо виден компонент
"тюрк". И в движение калмыцких орд нач. XVII в., тогда кочевых
шаманистов, к Волге была втянута часть тувинцев, алтайцев,
кыргызов-хакасов, имена которых прослеживаются до сих пор в родовой
структуре калмыцкого народа [1]. При переселении же калмыки вступали
в многообразные связи с кыргызами тянь-шанскими, казахами, затем
ногайцами, туркменами т.н. "кавказской" группы [2]. А среди этих этносов было уже, хотя в разных формах и степени, распространено мусульманство.
После достижения калмыками берегов Волги к 30-м гг. XVII в., а
также их перехода на правый берег в 1644 г., распространения в
Предкавказье, контакты их с народами тюркской языковой группы стали
еще более широкими. Чему, кстати, не слишком препятствовал
укоренившийся среди большинства калмыков в сер. XVII в., уже на
новых местах обитания, буддизм-ламаизм. Ведь бытовые верования и
представления кочевых тюрко-монгольских народов (культы "тэнгри", "оваа", явление "бакши") продолжали оставаться весьма сходными.
По исследованиям ученых-лингвистов, в языках тюркских этносов,
соприкасавшихся с калмыками на рассматриваемых территориях, имеется
ощутимый пласт калмыцкой лексики. Зафиксировано и обратное влияние
[3]. Значительная часть ногайцев, как и туркмен Северного Кавказа,
некоторое число казахов, ушедших в правобережье, вплоть до 70-х гг.
XVII в. находились под властью калмыцких тайши и зайсанов, кочевали
с их улусами на правах "припущенников". С другой стороны,
периферийные группы калмыцкого этноса во взаимодействии с соседними народами приобретали новое, своеобразное историческое развитие.
В конечном счете, происходила взаимная ассимиляция отдельных
групп и калмыков, и соседних тюркских народов, обычно ускорявшаяся
изменением религиозной (конфессиональной) принадлежности
представителей таковых, а также некоторыми другими, внешними факторами социально-экономического порядка.
Однако эти естественные процессы были весьма сложными и
противоречивыми. Так могло иметь место и возвращение к "прежней"
конфессии. Очень характерно, что ассимиляция общностей, утрачивавших
свою этническую определенность, происходила, но не с этносом
первоначального контакта, а с другим, хотя и близким первому, — т.е. при контакте вторичном.
Одна из калмыцко-дербетовских групп была в 20-х гг. XVIII в.
захвачена крымскими татарами и уведена вглубь Крымского полуостова,
обращена там в мусульманство. Она возвратила себе свободу лишь в
1783 г., при присоединении ханства к России. В документе из
Государственного архива Астраханской области "О шеретовских
калмык-татарах" за 1816 г. они утверждали: "Предки нас были
природные калмыки, ушедшие в Крым, где приняли магометанскую веру, и
при покорении Крыма выведенные с прочими..., явясь у находившегося
тогда в Черкасске... графа Александра Васильевича Суворова,
получили... проезд в Дербетевский улус... по большему праву... принадлежности к калмыкам, нежели татарам..." [4].
Калмыки называли эту группу "шереты", себя именовали они "хазлар"
(от "хаджи"), ногайцы и туркмены произносили "казлар". В 1836 г. их
насчитывалось 4 кочевых аула, 146 кибиток и 937 чел. [5]. Главным
аулом было с. Кучерла (бывш. Шерет) современного Туркменского района
Ставропольского края. Но оно распалось в голодные 30-е гг. XX в.,
хотя память о "присоединившихся к туркменам калмыках" жила у
старожилов до самого последнего времени [6]. Разъехавшиеся жители
Шерета растворились среди туркмен Предкавказья, есть род "казлар" и
среди ногайцев. Первый же этнический контакт, напомним, был у
калмыков-шеретов с крымскими татарами. Принадлежность к
мусульманской конфессии выделяла их в калмыцком этносе, создавала
"приграничную" этнокультурную ситуацию. Но закономерные этнические процессы оказались нарушены общественными и хозяйственными неурядицами в стране и крае.
"Томуты" ("тагмуты", "томгуты") — это, по происхождению, -
казахи, переведенные калмыками в 1644 г, через Волгу. Русские
источники называли их "томгутские татары". По документу из Госархива
Астраханской области от сер. XVIII в., "в давних летах вышло в
калмыцкие улусы из киргиз-касацкой орды несколько киргис-касак с
фамилиями их..., женились на калмычках и своих дочерей выдавали за
калмык... и все носили калмыцкие шапки с кистями и назывались томуты" [7].
Таким образом, шли явные процессы деэтнизации и ассимиляции
тюрок, казахов-томутов, среди калмыков. Но, что любопытно, сама
этническая группа томутов оказалась подразделена на две подгруппы,
уже по конфессиональному признаку. Одни томуты сохраняли
мусульманство, другие же сменили религиозную принадлежность,
восприняв вероучение буддизма-ламаизма. "Содержали прежний их магометанский, а некоторые из них приняли и калмыцкий закон..." [8].
Насколько позволяют судить полевые исследования автора, именно
это этноконфессиональное разграничение оказалось решающим в ходе
дальнейших ассимиляционных процессов, затронувших группу томут, чье название теперь забыто, в сообщениях информаторов не отмечается.
Томуты-ламаисты полностью ассимилировались с калмыками (роды
казахского происхождения встречаются у последних), а томуты,
сохранившие ислам, — опять же с другим, хотя близким, этносом,
ногайцами-утарами (алабугатцами) Каспийского района республики
Калмыкии. Известно, что в последний момент их
самостоятельного существования, по переписи "оседлых и в степи
кочующих татар" от 1782 г., "томгутские татары", освободившись от
власти калмыков, жили рядом с предками утаров-алабугатцев. И
отмеченный Л.Ш. Арслановым среди утаров род "черкеш", типичный для
казахов малого и внутреннего (букеевского) жузов, можно считать свидетельством вхождения томутов-мусульман в состав ногайцев-утаров.
Среди тех же утаров-алабугатцев, смешанной группы ногайского
происхождения, имеется еще загадочный пока род "кыргыз". По архивным
свидетельствам, известна и орда "бурут", пришедшая в конце 50-х гг.
XVIII в. вслед за калмыками на Волгу. Ее считали по происхождению
казахами (Т.А. Трофимова), кыргызами современной Киргизии (Н.А.
Аристов), сибирскими хакасами (Л.П. Потапов), разнородный группой (У.Э. Эрдниев).
В любом случае, этнический, а, вероятно, и конфессиональный
статус "кыргызов-бурутов" претерпевал в их истории изменения. Есть
основания полагать, что были они неоднократными и по-разному затрагивали потомков этой группы населения.
Если это были кыргызы сибирские, то от шаманизма с возможным
ламаистским влиянием они проделали эволюцию, восприняв
мусульманство, а их потомки являются среди ногайцев-утаров самым уважаемым родом.
Все приведенные примеры показывают сложность этнических процессов
в поликонфессиональной среде, заметное влияние последней на историю
отдельных групп, народов-этносов в целом.
Фактический материал региона Нижнего Поволжья и Предкавказья
свидетельствуют, что здесь в указанные процессы были втянуты, как
правило, сразу несколько этносов со сложной структурой конфессиональных подразделений внутри них.
Мы имели дело с взаимодействием ислама с буддизмом-ламаизмом на
общем фоне кочевого шаманства. В случаях с шеретами и томутами
контактировали три этноса: этнос-основа, этнос-первичный ассимилятор
и этнос-ассимилятор итоговый, вторичный. Такая ситуация достаточно
любопытна, выводит на широкие типологические параллели.
1. См.: Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки.
Элиста: 1985, С. 27-28, 46-47.
2. Там же, С. 60-63.
3. См.:
Арсланов Л.Ш. Формирование островных говоров татарского языка
(говоры Астраханской и Волгоградской областей). Казань: 1983.
4.
Гос. архив Астраханской области, ф.1, оп.3, ед. хр.557, л.З.
5.
См.: Бентковский И.Г. Историко-статистическое обозрение
инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии, ч.1.
Ставрополь: 1883, С. 86-87.
6. Полевые заметки автора в
Туркменском районе Ставропольского края, сентябрь 1991 г.
7. Гос.
архив Астраханской области, ф. 394, оп.1 доп., ед. хр. 201-а,
л.45. Впервые приведен А.Г. Митировым (г. Элиста).
8. Там же.
оригинал на http://turkolog.narod.ru/info/turk-13.htm
to the library | номын сан руу | в библиотеку