Николай Силаев. Северное слияние // Профиль №9, 8 марта 2004.
silaev@profilemedia.ru

На прошлой неделе вновь обсуждалась идея укрупнения регионов. Предпринимаются даже кое-какие практические действия в этом направлении. Однако все происходящее никак нельзя назвать целенаправленной политикой: каждый из участников ищет в общей идее свой частный интерес.


Отставка правительства и выдвижение кандидатуры нового премьера оттеснили на задний план все прочие политические события. Между тем на протяжении последних двух недель в региональной политике происходили довольно любопытные вещи.
В конце февраля губернаторы Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа договорились об объединении своих регионов. Их примеру последовали Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, которые обещали объединиться в 2005 году. Позже было объявлено, что Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа намерены создать общее правительство.
Примечательно здесь то, что и Ямало-Ненецкий округ, и Усть-Орда в прошлом относились к объединению с «материнскими» областями без особого энтузиазма. Губернатор Ямала Юрий Неелов в противовес планам присоединить его округ к Тюмени предлагал объединить несколько северных регионов, населенных ненцами. А руководители Усть-Ордынского округа неоднократно заявляли, что предпочли бы объединиться с Бурятией.
Понятно, что неожиданный всплеск объединительных настроений отчасти представляет собой побочный эффект аппаратной борьбы в Кремле. Объединение регионов курирует замглавы президентской администрации Владислав Сурков. По всей вероятности, он пытается продемонстрировать свою незаменимость на этом фронте и отсрочить тем самым собственную отставку. Однако дело не только в Суркове.
«Политики, которые «продавливали» тему укрупнения регионов в мае-июне прошлого года, сейчас говорят об этом как о деле решенном. И главным аргументом здесь служит то, что уже в следующем году области и края получат рычаги контроля над бюджетами входящих в них автономных округов», — говорит руководитель аналитического департамента ЦКТ «РRопаганда» Михаил Виноградов.
Правда, федеральная власть толком пока не определилась в своем отношении к идее укрупнения регионов. То есть, конечно, образцово-показательный референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа завершился благополучно. И никто в московских коридорах власти вроде бы не отрицает, что чем меньше регионов, тем выше управляемость. Однако четкого и однозначного «да» со стороны президента пока так и не прозвучало. А в отсутствие такого «да» идея объединения регионов превращается в повод для самых разнообразных политических импровизаций.
Заинтересованных сторон тут бесчисленное множество: начиная с отдельных кремлевских чиновников и заканчивая безвестными депутатами заксобраний крошечных автономных округов. Однако основных игроков, судя по всему, пока только два. Это губернаторы и крупнейшие российские корпорации.
«Для многих российских губернаторов укрупнение регионов - это средство продлить свои полномочия. Ведь с юридической точки зрения при объединении регионов в составе Российской Федерации появляется новый субъект. А значит, можно забыть о том, кто и сколько сроков управлял субъектами старыми», — считает Михаил Виноградов. По всей видимости, именно об этом думал иркутский губернатор Борис Говорин, когда предлагал объединить свою область с Усть-Ордой.
Другая заинтересованная сторона — крупные финансово-промышленные группы. Для какой-нибудь нефтяной компании не представляет особого труда скупить всю «политическую элиту» маленького северного автономного округа. Взамен такая компания гарантированно получает одного губернатора, одного депутата Госдумы и одного члена Совета Федерации, представляющих свой округ в Москве. Все это — лоббистский ресурс. Плюс возможность вводить на территории региона налоговые льготы и прятать там прибыли. Скорее всего, крупнейший российский бизнес будет отчаянно воевать против объединения подконтрольных ему территорий с соседними крупными регионами, которые «купить» куда как сложнее. Лозунги такой войны, в общем, понятны: упор будет делаться на «национальную самобытность» и тому подобное.
Что же касается Кремля, то он в каждом конкретном случае будет действовать по обстоятельствам. Если задача заключается в том, чтобы не пустить губернатора крупной области баллотироваться на новый срок, — никакого объединения. Если нужно ослабить крупную корпорацию, владеющую каким-нибудь маленьким северным автономным округом, — округ сольют с соседним регионом. В итоге российские регионы, без сомнения, будут укрупняться. Однако не стоит ожидать, что новое административно-территориальное деление России будет сильно логичнее и экономически разумнее того, которое мы имеем сейчас.


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz