Шармаджиев Д.А. О некоторых ценностных ориентациях населения Республики Калмыкия (по результатам социологического исследования)
// Юг России: культурно-исторический феномен. Сборник научных статей. – Элиста: АПП «Джангар», 2004. стр. 112-120.

В российской этнологической, психолого-педагогической и социологической науке тема ценностных ориентации получила развитие лишь в последнее десятилетие. В первую очередь народные моральные ценности в контексте нравственного воспитания личности рассматривались в трудах отечественных педагогов и психологов (Волков Г.Н., Леонов А.М., Руткевич М.Н., Дубов И.Г., Хвостов А.А., Хотинец В.Ю. и др.).
Менее всего ценностные ориентации личности и их соотношение с этнической культурой отражены в работах этнологов и социологов (Левченко И., Лазар М.Г., Бессмертный Ю.Л., Бубнова С.С.).
В Калмыкии научные публикации, посвященные жизненным ценностям, представлены крайне слабо. Имеются отдельные работы, отражающие некоторые аспекты данной проблемы.
Ценностные ориентации людей обеспечивают функциональное единство всей структуры нравственного сознания, являясь своего рода системообразующим фактором (1).
В то же время, по мнению В.Ю. Костылевой, начиная от создателей различных утопий и по настоящий день довлеющую роль играет не всеобщее стремление мирного и безбедного сосуществования, а второстепенные ценностные установки (2).
С этим утверждением согласуется довод А.Г. Здравомыслова о том, что один из наиболее фундаментальных процессов, совершающихся в культуре современных обществ, процесс релятивизации ценностных представлений, стремление ограничить их действие
112

и смысл сиюминутными ситуациями, что приводит подчас к низведению ценностей к интересам и потребностям материального или физиологического порядка (3).
В условиях сложных и противоречивых социально-политических процессов, протекающих в нашей стране, чрезвычайно важно проследить состояние и динамику социокультурных ценностей различных групп населения.
В мае-июне 2003 года Центр этносоциальных исследований КИГИ РАН проводил анкетирование жителей республики в рамках социологического исследования, которое ставило своей целью в том числе изучение ценностных ориентаций населения.
Значительное влияние на моральные ценностные предпочтения людей, в особенности в кризисные периоды развития государства, оказывает религия. Результаты исследования показывают относительно невысокий уровень подлинной религиозности сознания опрошенных. Так, только 12,8 % респондентов считают себя искренне верующими людьми, постоянно посещающими хурул, церковь или мечеть и соблюдающие все религиозные обряды. 44% жителей республики признают себя верующими, иногда соблюдающими обряды и совершающими богослужение. Значительное количество опрошенных (35%) не соблюдает религиозных обрядов, хотя считает себя верующими. 5,8% респондентов считают себя атеистами. Примечательным является то, что "искренне верующих" в городе Элисте и райцентрах республики оказалось заметно больше, чем среди сельских жителей. В особенности это различие в уровне религиозности видно в соотношениях мужчины-женщины, райцентр-село. Так, например, среди жительниц райцентров "искренне верующих" оказалось 22,4%, среди мужчин села 6,9% (женщины села -14,1%). В то же время доля данной категории верующих примерно равна между мужчинами райцентров и женщинами села (соответственно 13,3% и 14,1%). По вопросу, по какой причине вы являетесь верующим, мнения опрошенных разделились следующим образом: "это вера моих предков" (46,5%), "веровать не излишне" (16,3%), "вера придает моей жизни смысл" (6,8%), "религия духовно развивает человека" (6,8%), "религия дает мне веру, надежду и является жизненной опорой" (15,2%).
Большинство респондентов главной причиной своей религиозности назвали "наследие предков" (это вера моих предков). Что же
113

касается других причин религиозной веры, то здесь наблюдается значительный разброс мнений. Так, наиболее "полярные" суждения по данному вопросу высказывают жительницы райцентров. 28,5% женщин райцентров называли свою религию надеждой и жизненной опорой. Одновременно среди жительниц этих населенных пунктов высказывается и наиболее "пассивный" ответ: "веровать не излишне " (22,4%).
В целом, опрос показал, что большинство респондентов называют себя верующими не столько потому, что они действительно религиозны и верят в основные положения религиозного мировоззрения, а потому, что они являются верующими по рождению (это вера моих предков). Подавляющая часть опрошенных называют себя буддистами (63,0%), христианами - 23,6%, мусульманами - 8,8%.
В современный период особенно значительно влияние религиозного сознания на межконфессиональные и межнациональные отношения в обществе. Между тем, отвечая на вопрос "существуют ли в Вашем районе (городе) проблемы, связанные с межнациональными отношениями", большинство опрошенных отвечают, что "такие проблемы порой возникают" (50,3%). 5,8% респондентов постоянно сталкиваются с такими проблемами. Немногим менее половины жителей республики (42,1 %) считают, что "таких проблем нет".
Сравнивая ответы жителей города, села и райцентров можно сделать вывод, что более критично межнациональные отношения характеризуют горожане. Так, 8,5% городских жителей часто сталкиваются с проблемами межнациональных отношений. Таких опрошенных среди жителей села - 4,1 %, райцентров - 4,5%.
В то же время 10,6% горожан оценивают межнациональные отношения в республике как очень хорошие.
Как уже отмечалось другими исследователями (К.П. Катушев, Б.М. Мунянова), проведенные в последние годы социологические исследования показали в целом благоприятные условия для меж национальных и межконфессиональных отношений.
Это подтверждают и результаты данного опроса. Неважными и плохими межэтнические отношения считают соответственно 6,9% и 0,4% респондентов. Очень хорошими, дружественными или просто хорошими - 9,19% и 33,1% жителей республики. Удовлетворительными - 48,4% опрошенных.
114

Сохранение стабильных межнациональных отношений в обществе зависит также и от состояния этических ценностей как одного из факторов этнической идентичности, которая, в свою очередь, складывается из знаний о культуре и истории своего народа. Насколько в сознании индивида присутствуют образы исторического прошлого, как "реальные" идеалы человека, настолько в народе (государстве) сохранены традиционные этические ценности.
В связи с этим респондентам были заданы вопросы, имеющие целью прояснить их отношение к национальным героям прошлого и настоящего. Больше всех опрошенных (67,6%) гордится героем гражданской войны, командующим 2-й Конной армии Окой Ивановичем Городовиковым и Героем Советского Союза, советским партийным и государственным деятелем, возглавлявшим Калмыцкую областную партийную организацию в 1961-1978 гг. Басаном Бадминовичем Городовиковым (59,2%). 40,4% жителей республики гордится ойрат-калмыцким просветителем Зая-Пандитой, 32,9% - калмыцким ханом Аюкой, сподвижником Петра I, при котором калмыцкое ханство достигло наивысшего могущества.
Что же касается ныне живущих людей-символов и национальных героев, то респонденты более всего испытывают гордость за народного поэта Калмыкии Давида Кугультинова (31,6%) и Героя Советского Союза, генерала Валерия Очирова (17,5%) (мужчины Элисты - 24,2%). В ходе опроса выяснилось, что существенных различий в выборе национальных героев между жителями села, столицы и райцентров, мужчинами и женщинами не наблюдается. Можно лишь отметить, что женщины райцентров в своеобразном рейтинге калмыцких героев на второе место поставили Зая-Пандиту (57,1%) после Оки Городовикова (79,5%), тогда как среди других категорий населения эту строку занимал Басан Городовиков.
Национальные ценности, к которым мы относим историческое и культурное наследие народа, в том числе национальных героев, людей-символов, "реальные" идеалы, преломляясь через систему ценностей индивида, приобретают тот или иной личностный смысл, задающий отношение индивидуальности к этнокультурному миру. Тем самым происходит формирование системы ценностей, отражающих некий этнический смысл жизнедеятельности индивидуальности в мире (4).
115

С целью изучения фундаментальных жизненных ценностей населения республики в ходе анкетирования был задан вопрос "Что сегодня необходимо, чтобы добиться успеха в жизни?". Респондентам было предложено выбрать из 17 человеческих качеств и понятий-символов не более 5. Наибольшее число опрошенных назвали такие понятия, как "деньги" (70,2%), "хорошее образование" (58,1%), такие качества личности, как работоспособность (48,1%) профессионализм (36,2%). Вызывает некоторую настороженность тот факт, что такое понятие как "протекция" выбрали 49,4% респондентов. Причем данное негативное социальное явление и понятие у мужчин столицы и райцентров занимает вторую строку в их иерархии жизненных ценностей, следуя за понятием "деньги" и опережая "хорошее образование" (см. таблицу 1).

Таблица 1
Что сегодня необходимо, чтобы добиться успеха в жизни? (в %)

Качества и понятия Элиста райцентры села
  Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
Деньги 70,5 59,6 76,6 75,5 70,7 73,8
Случай 16,1 18,3 23,3 18,3 19,2 11,1
Протекция 61,0 37,6 55,0 53,0 46,1 47,7
Предприимчивость 27,9 26,6 28,3 16,3 27,6 25,3
Хорошее образование 55,1 58,7 51,6 67,3 59,2 59,7
Профессионализм 38,2 45,8 35,0 30,6 34,6 31,3
Талант 30,1 28,4 36,6 22,4 35,3 35,0
Интеллигентность 5,8 2,7 3,3 8,1 8,4 5,9
Коммуникабельность 25,0 25,6 16,6 14,2 15,3 28,3
Умение рисковать 23,5 26,6 16,6 20,4 15,3 14,1
Уверенность в своих силах 25,7 33,9 25,0 51,0 30,0 41,7
Работоспособность 41,1 58,7 46,6 48,9 48,4 47,7
Порядочность 12,5 18,3 11,6 10,2 21,5 15,6
Удачный брак 13,2 11,0 20,0 26,5 13,0 20,8
Организаторские способности 11,7 22,0 15,0 14,2 27,6 19,4
Жестокость 8,0 1,8 3,3 8,1 7,6 4,4
Эгоизм 7,3 5,5 3,3 2,0 3,8 5,2

116

Следует также отметить, что такое качество как "уверенность в своих силах" достаточно высоко оценивается женщинами райцентров (51,0%), в то время как среди других групп населения это качество не входит в число основных. Вызывает интерес тот факт, что лишь 11% женщин Элисты назвали удачный брак как средство для достижения успеха в жизни. Для сравнения, среди женщин райцентров и жительниц села таких соответственно 26,5% и 20,8%. Почти совпадает количество респондентов, назвавших понятие "удачный брак" между мужчинами райцентров (20,0%) и женщинами села.
Для более полного анализа ценностных ориентаций населения республики необходимо выяснить отношение к данному вопросу различных возрастных и этнических групп. Так, например, отвечая на вопрос «Что необходимо для успеха?» группа респондентов (до 20 лет) выбрала такие понятия как «деньги» и «хорошее образование». Данные понятия получили здесь абсолютно равное количество (67,1%). Респонденты другой молодежной возрастной группы (21-29 лет) также высоко ранжировали такую ценность как «хорошее образование», хотя его выбрало несколько меньше опрошенных (53,4%). Вызывает интерес тот факт, что такое качество как работоспособность назвало 50% респондентов 21-29 лет (группа до 20 лет - 39,7%). В то же время наиболее молодая группа респондентов поставила такое понятие как «уверенность в своих силах» на третье место (52%). Данное качество выбрало 27,2% более старших респондентов (до 29 лет). Видимо, это объясняется тем, что в юношеском возрасте, когда человек только вступает во взрослую жизнь, больше ощущается потребность в такой способности как «уверенность в своих силах». Заметим также, что такое человеческое качество как коммуникабельность назвали более 34% 21-29 летних респондентов (до 20 лет - 19,1%, 30-39 лет - 22,3%, 40-49 лет - 22,3%). Скорее всего, это связано с тем, что молодые люди данной возрастной группы или уже трудятся в различном качестве (многие уже после окончания учебных заведений), или занимаются поисками подходящей работы. И в том и в другом случае немаловажное значение имеет такое качество как коммуникабельность, умение общаться как с работодателем, так и с коллегами по работе.
117

Все возрастные группы (за исключением наиболее пожилых респондентов (старше 60 лет), на второе место после «денег» поставили такую ценность как образование.
В иерархии жизненных ценностей во всех возрастных группах лидирующее положение занимает материальный достаток, обеспеченность (деньги). В первую очередь это связано с экономическим кризисом, переживаемым сегодня Россией и Калмыкией, катастрофическим снижением уровня жизни большинства населения. Б.М. Мунянова и К.П. Катушев в своей статье «Посткоммунистический кризис и особенности этнополитических ценностных ориентации населения в Калмыкии» приводят данные, что «среднедушевой доход в сентябре 2000 года составлял в республике 800,1 руб., в то время как в августе 2001 года в среднем по Российской Федерации он составил 2146,8 руб., а в Южном федеральном округе 1141,8 рубля» (5). Опрос, проведенный названными исследователями в марте 2000 года, показал, что 11,7% жителей Калмыкии не имеет никаких средств к существованию, 73,9% не удовлетворены своей жизнью, 77% населения негативно оценивают ситуацию в республике, 81,8% считают главной проблемой власти в республике улучшение материального положения простых людей (6).
По данным анкетирования, проведенного Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН в мае-июне 2003 года, 22,8% респондентов считают, что за последние 2-3 года экономическая ситуация в республике ухудшилась, 45,1% - осталась без изменении.
Помимо таких ценностей, как материальный достаток и обеспеченность, образование, во всех возрастных группах достаточно высокие значения получили такие понятия и качества как: протекция (респонденты до 20 лет - 50,6%, 21-29 лет - 46,5%, 30-39 лет - 53,2%); работоспособность (наибольший процент среди pecпондентов трудоспособных возрастов это качество получило от 21-29-летних - 50%); талант (во всех возрастных группах в пределах от 26,1% (21-29-летние) до 40,4% (старше 60 лет). При этом почти равном количестве голосов, отданных за последнее врожденное человеческое качество между юношеской возрастной группой (до 20 лет - 34,2%) и 50-59-летними - 34,8%.
118

Что касается отношения к жизненным ценностным ориентациям этнических групп, то можно сказать следующее. В опросе принимали участие три этноконфессиональные группы. Большинство - калмыки (64,6%) и русские (24,08%). Третью группу (10,1%) мы объединили под общим названием «респонденты-мусульмане», так как более 90% из них исповедуют исламскую религию (в нее входили такие национальности как чеченцы, даргинцы, казахи, татары и некоторые другие).
Среди данных этноконфессиональных групп наблюдается незначительное различие по такой наиболее популярной жизненной ценности как «деньги» (материальный достаток) (калмыки - 70%, русские -72,3%, мусульмане - 68,7%). Чуть ниже оценивают такую ценность как «образование» русские по сравнению с калмыками и мусульманами (калмыки - 61,4%, мусульмане - 62,5%, русские - 48%).
Более существенные различия среди этноконфессиональных групп видны по отношению к такому понятию как «протекция». Наибольшее значение данному общественному явлению придают респонденты-мусульмане (58%). Менее, чем другие этнические группы, считают «протекцию» необходимым условием для успеха калмыки (47%). Процентный показатель русской этнической группы по данному вопросу занял примерно промежуточное положение между мусульманами и калмыками (52,6%).
Отметим, что такое качество как порядочность выбрало 20,3% мусульман, 13,8% русских, 15,9% калмыков. В то же время такие негативные качества, как жестокость и эгоизм, как средства для достижения успеха в жизни назвали соответственно 9,3% и 12,5% мусульман, 9,8% и 9,2% русских, и лишь 3,6% и 2,2% калмыков. Данный факт, видимо, объясняется тем, что буддийская религия, которую исповедуют калмыки, отрицает всякое насилие над живыми существами, не только дурные поступки и действия, но и неправильное мышление.
Если говорить в целом о ценностных жизненных и моральных ориентациях этнических групп, то можно сделать вывод, что полученные данные свидетельствуют о близости мнений и предпочтений представителей различных национальностей, проживающих в Калмыкии.
119

Как утверждают психологи (7), близость ценностей различных групп в обществе является фактором его консолидации.

Литература:

1. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании различных групп населения // Вопросы психологии 2000, №5. С. 88.
2. Костылева В.Ю. Каспийский регион и диалог цивилизаций в современном мире // Материалы международной научной конференции (16-17 октября 2002 г.). Астрахань, 2002. С. 37.
3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 150.
4. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. С. 158.
5. Динамика ценностных и культурных ориентации народов Калмыкии // Под ред. А.Н. Овшинова. Элиста, 2001. С. 97.
6. Там же. С. 98.
7. Социальное неравенство этнических групп: представление и реальность. М, 2002. С. 349.
120

обсудить на форуме


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz