Пубаев Р.Е. Генеалогическая таблица торгутского князя Хой-Урлуга в сочинении Сумба-Хамбо "Пагсам - чжонсан"
Важность источников на тибетском языке для изучения истории западных монголов - ойратов и их роли и места в бурных событиях ХVII-ХVIII вв. в странах Центральной Азии давно подтверждена в исследованиях современных ориенталистов [1]. Однако же никто из исследователей не указал на их важность и для изучения истории калмыков, предками которых являются ойраты [2]. Среди тибетских исторических источников, содержащих сведения по истории и этнографии ойратов, наиболее известными и изученными являются сочинения кукунорского (амдоского) ученого Сумба-Хамбо Ешей-Бальчжора (1704-1788 гг.), по происхождению ойрата из рода батуд [3], "Пагсам-чжонсан" [4] (1748 г.) и "История Куку-нора" [5] (1786г.).
Крупнейшее историческое сочинение Сумба-Хамбо "Пагсам-чжонсан" ("Прекрасное древо, исполняющее желания"), написанное как история распространения буддизма в Индии, Тибете, Китае и Монголии [6] соответственно в четырех разделах, содержит две оригинальнейших генеалогических таблицы (лл. 308 и 310), которые включены в основной текст в виде приложения. Таких таблиц, насколько нам известно, не встречается ни в одной исторической хронике Тибета и Монголии средневековой феодальной эпохи. Научная ценность генеалогических таблиц, составленных Сумба-Хамбо, состоит в том, что они рисуют схему всеобщей политической истории Монголии ХIII-ХVIII вв., ее этнический состав, процесс консолидации и раздробления класса монгольских феодалов и государственности [7].
Главная особенность генеалогических таблиц, помещенных в "Пагсам-чжонсане" Сумба-Хамбо, заключается в том, что автор их рассматривает весь сложный и пестрый социально-политический и этнический мир Монголии, сложившийся с XIII в. вплоть до середины ХVIII века в органическом единстве, втиснув все это в сложную схему лаконичных таблиц на двух листах большого формата своего главного исторического сочинения. Это видно из того, что первая таблица содержит родословную Чингис-хана, основателя Монгольской империи, а последняя – торгутского (здесь и далее автор употребляет разговорные формы написания этнонимов "торгут", "хошут" вместо литературных "торгоут", "хошоут". – Ред.) князя Хой-Урлуга, родоначальника Калмыцкого ханства. Следует заметить, что первая страница листа 308 содержит "генеалогию монгольских ханов" [8], вторая страница - "генеалогию чонгарских князей" [9], тогда как первая страница и две трети второй страницы листа 310 - "точную письменную генеалогическую таблицу линии, ведущей начало от десяти сыновей владыки религии Гошри - царя учения Турэбэху: четырех сыновей от торготской княгини, пяти сыновей от жены - хотонки, и одного сына от жены - тибетянки" [10] и, наконец, одна треть второй страницы листа 310 - "генеалогию торготских князей" [11]. Таким образом, только одна четвертая часть генеалогических таблиц составляет генеалогию собственно монгольских ханов, тогда как треть их - генеалогию джунгарских, хошутских и торгутских князей. Это обстоятельство даже чисто внешнего порядка указывает на то, насколько сложной была политическая история Джунгарского ханства и его феодальных правителей - ойратских, хошутских и торгутских князей и какое важное значение придавал Сумба-Хамбо обстоятельному освещению сложной истории западных монголов - ойратов.
Обратим внимание на четкую историко-этнографическую терминологию. Сумба-Хамбо различает термины "хан", "великий хан", "малый хан", "князь" или "вождь" ("правитель"), "принц" и т.д. [12]
"Генеалогическая таблица монгольских ханов" состоит из двух подтаблиц - "родословной Тумучин-Чингес-хана" [13] и "родословной сыновей Бату-Мункху-Дайан-хана и списка их подданных племен" [14], причем эти две подтаблицы имеют генетическую связь, поскольку Бату-Мункэ-Даян-хан (1466-1504) являлся потомком последнего, пятнадцатого "великого хана" Тогон-Тэмура (1333-1370) в четвертом колене. В свою очередь "генеалогическая таблица чонгарских князей" генетически связана с "родословной сыновей Бату-Мункху-Дайан-хана". Согласно второй подтаблице, Бату-Мункэ-Даян-хан имел двенадцать сыновей, из которых старший Турэ-Болод и третий Барсу-Болод стали наиболее известными в истории монгольских правителей первой половины ХVI в. [15], так как сын Турэ-Болода, "принявшего престол хана" [16], Боди-Алаг правил как общемонгольский хан в 1505-1549 гг., тогда как Барсу-Болод, ставший "правителем" ("владыкой") трех правых тумэнов" [17], был прадедом Хара-Хулы, отца Алтан-хана тумэдского (1507-1582) [18] и далай ламы IV Йондан-Чжамцо (1589-1616) [19].
Очевидно, что отца Алтан-хана тумэдского и далай-ламы Йондан-Чжамцо [20] Хара-Хулу нет оснований идентифицировать с Хутагайту-Хара-Хулой, правителем чороского княжества[21] и основателем Джунгарского ханства [22].
"Генеалогическая таблица чонгарских князей" имеет маленькое введение: "Шесть сыновей Хутагайту-Хара-Хулы: Мэргэн-Дэйчин - 1-й, Чохор-Убаши-Бошогту - 2-й, Дарма - 3-й, Батур-хун-тэжи - 4-й, Цэрин - 5-й и Шабиту-Номчи-тэйжи - 6-й. Их фамильная родословная составлена в последовательности в виде таблицы" [23]. Вследствие этого генеалогическая таблица джунгарских князей состоит из шести отдельных подтаблиц, каждая из которых представляет "фамильную (семейную) родословную" каждого из шести сыновей Хутагайту-Хара-Хулы. К сожалению, Сумба-Хамбо не дает родословной линии самого Хутагайту-Хара-Хулы ни в основном тексте "Пагсам-чжонсана", ни в анализируемых нами генеалогических таблицах, из которых выясняется, во всяком случае, только то, что в родословной линии монгольских ханов был один Хара-Хула, потомок Бату-Мункэ-Даян-хана на четвертом колене, сын Кхумэлэн-жонана и отец Алтан-хана тумэдского, тогда как другой Хара-Хула, с фамилией или прозвищем Хутагайту (может быть, в значении "вооруженный ножом") был известен как родоначальник джунгарских князей.
В научной истории западных монголов, джунгаров или ойратов (различие в общем названии, здесь, пожалуй, не имеет особого значения) известно, что Хутагайту-Хара-Хула и его сын Батур-хун-тайджи являются основателями Джунгарского ханства. Это визуально и логично проиллюстрировано Сумба-Хамбо в "генеалогической таблице чонгарских князей", составленной довольно реалистично и правдиво с точки зрения исторической объективности. Казалось бы, по логике вещей в традиции генеалогии монгольских ханов и ойратских князей, изложение родословной линии джунгарских князей должно было бы вестись от старшего сына последовательно к младшим сыновьям, однако же Сумба-Хамбо остается верным логике исторической действительности (не "логике вещей"), поэтому родословную джунгарских князей излагает, начиная - от "генеалогии сыновей Батур-хун-тайджи, сына Хутагэту" [24]. При этом в подзаголовке "генеалогии сыновей Батур-хун-тайджи, сына Хутагэту" есть помета "четвертый сын" [25], что указывает на то, что Батур-хунтайджи является четвертым сыном Хутагайту-Хара-Хулы и, будучи, фактически, основателем Джунгарокого ханства, в родословной линии джунгарских князей в изложении Сумба-Хамбо занимает первое место вместо первого старшего сына Мэргэн-Дэйчина, родословная которого занимает вторую таблицу под названием "генеалогия сыновей Мэргэн-Дэйчина, сына Хутагэту" [26] с пометой "старший сын" [27]. Третья таблица посвящена родословной второго сына Хутагэту Чойкхур-Бошогту [28], четвертая - родословной третьего сына по имени Дарма с указанием на то, что у него "не возникло (не было) фамильной родословной" [29], т.е. линия прервалась из-за отсутствия сына, пятая - родословной пятого сына Цэрина, шестая - родословной сына Шабиту-Номчи.
Известно, что в генеалогической истории монгольских ханов джунгарские князья не числились и не назывались ханами [30] и естественно, поэтому, Сумба-Хамбо в отношении их применил термин "князь" и их родословную озаглавил, как отмечалось выше, названием "генеалогическая таблица джунгарских князей". Однако же, Сумба-Хамбо, учитывая образование Джунгарского ханства, во второй подтаблице приводит список шести джунгарских ханов, считая их достигшими "степени хана" [31]. Этот список сформулирован так: "В степени хана были Галдан-Бошогту, Цэван-Рабдан - 29, Галдан-Цэрин - 19, Ачжя-Цэван-Намчжал-Дорчжэ - 5, лама Дарчжяй-Эрдэни - 2, Дабачи - 3" [32]. В этом списке числа после каждого имени (в тексте - над именем) указывают на количество лет правления данного хана, за исключением Галдан-Бошогту, который, согласно Курану, правил в 1676-1697 гг. [33], т.е. 21 год, и получил титул хана в 1679 г. от Далай-ламы у Агван-Лобсан-Чжамцо (1617-1682). Количество лет правления джунгарских ханов Сумба-Хамбо указывает точно, что находит подтверждение и в научной хронологии [34], согласно которой Цэван-Рабдан правил в 1697-1727 гг., а по Сумба-Хамбо - 29 лет. Галдан-Цэрин - в 1727-1745 гг., т.е. 19 лет, Ачжя-Цэван-Намчжал-Дорчжэ - в 1745-1750 гг., т.е. 5 лет, лама Дарчжяй - в 1750-1753 гг., т.е. 3 года и Дабачи - в 1753-1755 гг., т.е. 2 года.
В разделе по истории Монголии "Пагсам-чжонсана" фактически не говорится о распространении буддизма в Западной Монголии - Джунгарии, поэтому заслуживают внимания два примечания Сумба-Хамбо в третьей и шестой подтаблицах, из которых в первом говорится, что прежде среди ойратов было три дацана – лам-рима, агпы (мантры) и винаи, а во втором указывается, что позже появились еще два дацана - чжуда (тантры) и той-самлинга ("слушания и размышления"), в результате стало пять дацанов [35]. Отсюда видно, что к середине ХVIII в. в Джунгарии было уже пять буддийских монастырей с учебными факультетами, причем о них почти ничего не известно в научной литературе [36].
Если первая таблица (л.308) целиком посвящена генеалогии монгольских ханов и джунгарских князей, то вторая таблица - генеалогии хошутских и торгутских князей. Такое внимание Сумба-Хамбо к хошутским и торгутским князьям можно объяснить только принадлежностью его к хошутам (роду батуд), которые в 1635-1637 гг. во главе с князем Туру-Байху, ставшим известным как Гуши-хан, откочевали в Пределы Куку-нора (Амдо) из-за нежелания подчиниться централизованной власти Хара-Хулы (Хутагайту) и Батур-хунтайджи [37] и сочувственным отношением его к торгутам, которые на десять лет ранее хошутов в 1627-1628 гг. отделились от ойратов и ушли на низовье Волги в 1630 г. [38]
В этой связи интерес представляет описание Сумба-Хамбо расселения западно-монгольских - ойратских племен в основном тексте "Пагсам-чжонсана", в котором выделены три группы "монголов", т.е. ойратов. В тексте говорится: "монголы в пределах рек Или и Эрчэд (Иртыш) образовали подданных княжеского рода чорос левой стороны - Жонгара; монголы в пределах Куку-нора и Хатун-гола (Хуанхэ) - подданных княжеского рода галгас (племени) хошутов правой стороны - Баронгара; княжеский род торготов - в долине реки Эжил (Волга) на северной стороне и в области Жал? (страны) Тарбагачи (Тарбагатай) вместе с подданными" (л. 307 а-б).
Общая политическая история хошутов во главе с Гуши-ханом и торгутов во главе с Хой-Урлугом более или менее хорошо изучена как в отечественной [39], так и в зарубежной монголоведной и тибетологической литературе [40], тогда как вопросы генеалогии хошутских и торгутских князей в свете современной этногенетической проблемы трех ветвей западных монголов - ойратов или олётов Джунгарии, хошутов Куку-нора и торгутов Калмыкии остаются все еще мало разработанными. Вследствие этого анализ генеалогических таблиц хошутских и торгутских князей в "Пагсам-чжонсане" Сумба-Хамбо имеет определенный научный интерес.
Выше уже отмечалось, что у Гуши-хана имелось десять сыновей, и соответственно этому их генеалогия составлена в десяти подтаблицах, которые названы как фамильная родословная первого сына Кошри (т.е. Гуши) Чигшэту-Дайан-хана [41], второго - Ацара-хунтэйжи, третьего - Айуш-Далэй-убаши [42], четвертого - Далантэ, пятого - Элдуг-Цэрина, шестого - Дорчжэ-Далэ-хунтэжи, седьмого - Хуримши-Эрдэни, восьмого - Гомбо-Цэвана [43], девятого - Сангха-хана и десятого - Акху-Даший-Батур-тэжи-вана [44]. Особенностью этих таблиц является то, что родословная сыновей третьего сына Гуши-хана по имени Айуши-Далэй-убаши составлена в двух подтаблицах - "родословной ранних восьми сыновей" [45] и "родословной поздних восьми сыновей" [46]. Во-вторых, в подтаблице "родословной восьми ранних сыновей Айуши-Далэй-убаши, третьего сына" Гуши-хана есть важное указание - помета "родословная князей Куку-нора" [47]. Таким образом, третий сын Гуши-хана по имени Айуши-Далэй-убаши стал преемником отца в Куку-норе и возглавил родословную линию кукунорских xoшутских князей. Однако в литературе известно, что в Центральном Тибете после смерти Гуши-хана в 1655 г. его преемниками с титулом хана стали два его сына - Даши-Батур и Даян-хан [48], из которых первый, по Сумба-Хамбо, был самым младшим десятым сыном, тогда как второй - самым старшим первым сыном, и что они в 1660 г. разделили между собою свои тибетские владения. В результате этого раздела Даян-хан остался в Центральном Тибете, а Даши Батур получил Куку-нор [49]. В этой связи Л. Петех писал, что Даши-Батур около 1660 г. разделил владения своего отца с братом, владевшим областью Куку-нор и что "он был предком большинства кукунорских ханов" [50]. Между тем Сумба-Хамбо в своих генеалогических таблицах Даши-Батура не только не наделяет титулом хошутского хана как непосредственного престолонаследника Гуши-хана, умершего в 1655 г. [51], но и не включает в "родословную кукунорских князей" [52]. Это противоречие между данными научной литературы относительно "предка" хошутских князей Куку-нора и сведениями генеалогических таблиц в "Пагсам-чжонсане" Сумба-Хамбо требует специального изучения.
В отношении торгутов и их князей в основном тексте "Пагсам-чжонсана" Сумба-Хамбо имеется два важных замечания, из которых первое гласит следующее: "Княжеские роды торготов долины реки Эжэл и области Жал на северной стороне, называемые как тарбагачи, вместе с подданными обитают" [53]. Это замечание относится к характеристике третьей, северной ветви западных монголов - торгутов, о чем говорилось выше. Второе замечание касается родословной линии торгутских князей. Текст гласит: "Третье, торготы говорят, что одно племя тибетской (области) Уй ушло на северную сторону и там стало жить, вследствие этого оно размножилось. Родословная (торготских) ханов: Амогалан, Соган, Байан, Махачин-Мэргэн, Буха, Цэлчагай-Урлуг и Гай-Урлуг. Эта родословная соответствует таблице, приведенной ниже" (л.311 а-б) [54].
В этих двух замечаниях Сумба-Хамбо прежде всего вызывают интерес и некоторое недоумение два момента: во-первых, то, что княжеские роды торгутов кхэрэд и ангон назывались тарбагачинами - "охотниками на тарбаганов", и, во-вторых, то, что предки торгутов или торгутских князей вышли из племени, ушедшего из Центрального Тибета (Уй - это одна из двух областей Центрального Тибета) на "северную сторону" (букв. "заднюю сторону"), в долину реки Эжэл (Волги) и область Жал (?). Причем, второй момент вытекает из общего описания Сумба-Хамбо расселения олётов ("ойлотов"), которое раскрывает очень сложную и пеструю этническую картину в Джунгарии. В данном описании говорится: "В стороне ойлотов, как говорилось выше (примечание Сумба-Хамбо: л. 300 "Пагсам-чжонсана"), имеется восемь хошунов, если два больших хошуна считать за четыре, и один еще хошун, называемый как шомо (примечание Сумба-Хамбо: дэша, шомо, ханхун (de-sha sho-mo hang-hung). Имеется в виду то, что хошун Шомо состоит из этих трех родов); говорят, что в близлежащей области Нгарийя, что возвышается высоко, проживают синепалаточные (ойлоты). Из них в нынешнее время хорошо известны три (ветви ойлотов)..." (л. 307 а-б). Далее приводятся эти три ветви, о которых упоминалось выше, а именно: княжеский род чорос джунгаров из левосторонних монголов в пределах рек Или и Иртыш [55]; княжеский род галгас (племени) хошутов Баронгара - правосторонних (монголов) в пределах Куку-нора и реки Мачу (Хуанхэ) [56]; княжеский род тарбагачи (кхэрэд и ангон (khe-red an-gon), вероятно, имеются в виду два ответвления рода тарбагачи) (племени) торгутов из области Жал и долины реки Эжэл (Волга) задней (северной) стороны [57]. Причем к названиям рек Или и Иртыш (Эрчэд) имеется длинное примечание Сумба-Хамбо, которое гласит: "Согласно хвалебному языку, называемому как вызывающий войну (?), различают три группы (рода ?) илийцев - хайши, кхонкхой и тэгэйжу, две группы иртышцев (эрчэдцев) - хой-эрчэд и хара-эрчэд, которые имеют 37 лечебных вод в верховье (реки Иртыш)" [58]. Данное примечание Сумба-Хамбо представляет большой интерес, потому что содержит точную характеристику родоплеменного состава населения Джунгарии, находившегося под властью княжеского рода чорос.
Генеалогическая таблица торгутских князей представляет собою самую последнюю таблицу, имеющую следующее введение: "Родословная торготских князей: сын Амога - Согэнсон, его сын - Байан-Вацзра, его сын Махачэ=Мэргэн, его сын - Шуга=Буха, у старшего сына его - (сыновья) Чэгэ, Урлуг и другие - всего пять братьев, из них сын Урлуга - Кхой=Урлуг [59]. Если имена торгутских князей, приведенных выше из основного текста "Пагсам-чжонсана", сравнить с именами в настоящем введении, обнаруживается значительное разночтение, что вызывает необходимость соответствующей идентификации, а именно: Амогалан - Амог, Соган - Согэнсон, Байан - Байан=Вацзра, Махачин=Мэргэн - Махачэ=Мэргэн, Буха - Шугай=Буха, Цэлчагай=Урлуг-Урлуг и Гай=Урлуг - Кхой-Урлуг. При этом в основном тексте "Пагсам-чжонсана" пропущено имя старшего сына Бухи Чэгэ. Сама генеалогическая таблица торгутских князей носит название "Родословной таблицы шести сыновей Кхой=Урлуга" [60].
Изложение таблицы начинается с перечисления имен шести сыновей Кхой-Урлуга, которые составляют первое колено и так далее до седьмого колена, на котором и кончается таблица.
Первое колено:
Шесть сыновей Кхой-Урлуга: Шугур-Дэйцин, Йэлдин, Санчжяй, Тойон-Лобсан, Кхайбцзун и Сунгэтэ [61].
Второе колено:
Сыновья Шугур-Дэйцина: Пунцог, Дайу, Нама-Цэрин и Гуру [62].
Сыновья Йэлдина: Чодпа, Тугол, Нама-Дар-Сэнгэ-тэжи, Эрбэнту, Чидан-нойон-убаши и Данцзин [63].
Сыновья Санчжяйя: Сэнгэ, Гундан и Галдама [64].
Сыновья Кхайбцзуна: Уржан и Данцзин [65].
Сыновья Сунгэтэ: Батур и Бай [66].
Третье колено:
Сыновья Пунцога: Айуши-хан, Пунцог-Чжамцо и Норбу-Чжамцо [67].
Сын Дайу: Чжабо [68].
Сыновья Нама-Цэрина: Дарчжяй, Хацар и Алий [69].
Четвертое колено:
Сыновья Айуши-хана: Чагдор-Чжаб, Рабдан, Гун-Чжаб, Кхундулин, Гон-Чжаб (Гончог-Чжаб?), Цэрин-Дондуб, Галдан-Данцзин, Бааран и Цэрин [70].
Пятое колено:
Сыновья Чагдор-Чжаба: Дондуб-Даший и Дондуб-Ванбо [71].
Сын Гончог-Чжаба: Дондуб-Ванчжал [72].
Шестое колено:
Сын Дондуб-Дашийя: Убаши-хан [73].
Сын Дондуб-Ванчжала: Галдан-Норбу [74].
Седьмое колено:
Сын Галдан-Норбу: Цэбаг-Дорчжэ [75].
В данной статье автор попытался дать источниковедческую характеристику генеалогическим таблицам джунгарских, хошутских и торгутских князей, содержащимся в историческом сочинении кукунорского ученого ХVIII века Сумба-Хамбо Ешей-Бальчжор "Пагсам-чжонсан", как важного источника по этнографии и этногенезу западных монголов - ойратов и их трех ветвей - олётов, хошутов и торгутов. Не являясь специалистом в области этнографии и этногенеза ойратских племен и, в первую очередь, современных калмыков, автор настоящей статьи преследовал только цель раскрыть сведения этнографического характера, содержащиеся в "Пагсам-чжонсане" Сумба-Хамбо, но остающиеся по ряду причин не доступными для широкого круга специалистов по истории и этнографии западных монголов - ойратов, потомками которых являются, как известно в науке, современные калмыки. При этом в цитатах из "Пагсам-чжонсана" написание собственных имен, названий местностей, этнонимов и терминов нами оставлено так, как передает все это по-тибетски сам Сумба-Хамбо и дополнительно к этому в латинской транслитерации, принятой ныне у тибетологов, с тем, чтобы соответствующие специалисты смогли, сделать необходимые наблюдения этнолингвистического характера. Поэтому специалисты легко обнаружат причину разночтений Кхой-Урлуг и Хо-Урлуг, торготы и торгуты (или торгоуты), хошоты и хошуты (или хошоуты), ойлоты и олёты и т.д. Наконец, следует заметить, что Сумба-Хамбо сам допускает значительное количество разночтений в именах и терминах, что их также не трудно обнаружить в приводимых в статье примерах. Например, термин тайджи передается либо как тэжи, либо как тэйжи и т.д.
Литература
1 См.: Petech L. China and Tibet in the Earlу 18th Century. Leiden, 1950, p. 2-5; 272; Бира Ш. Монгольская тибетоязычная историческая литература. Улаанбаатар, 1960, с. 17-34.
2 Очерки истории Калмыцкой АССР. М., 1967, с. 3.
3 См.: Бира Ш. Некоторые новые данные о Сумба-Хамбо Ишбальжире. - Studiса Mongoliса. 1975, t. 11 (10), fasc. 10.
4 См.: Пубаев Р.Е. "Пагсам-чжонсан" - памятник тибетской историографии ХVIII века. Новосибирск, 1981.
5 Сумба-Хамбо. История Куку-нора. Перевод с тибетского. Ответ. редактор д.и.н. И.Я. Златкин. М., 1972.
6 Полное название сочинения: "История происхождения высшего учения в Индии, великом Китае, Тибете и Монголии", 317 лл.
7 См.: Пубаев Р.Е. Указ. соч., с. 236-237.
8 Mong-gwol-gyi rgyal rgyud ni /
9 Con-gar-gyi dpon rgyud ni /
10 Ko-shri bstan-'dzing chos-rgyal thu-re be-hu-la/ thor-gwod dpon-mo-las sras bzhi/ ho-thon za-las sras Inga/ bod za-las sras gcig ste/
11 Thor-gwod dpon rgyd ni /
12 rgyal-po (qayan), rgyal-chen (yeke-qayan), rgyal-phran (ucu-gёn qan), dpon (noyan), rgyal-po'i sras (qayan-u kubegun)
13 Thu-mu-cin ching-ges rgyal-po'i rgyud-pa ni /
14 Pa-thu muhg-khu ta'a-yan rgyal-'Poi sras rgyud mi sde'i rim-pa-ni /
15 См.: Шара Туджи. Монгольская летопись ХVII века. Сводный текст, перевод, введение и примечание Н.П. Шастиной. M.-Л., 1957, с. 189.
16 rGyаl-sa bzung /
17 gYas khri gsum bdag byas /
18 Cм.: Бугд Найрамдах Монгол Ард Улсын туух. Тэргуун боть. Улаан-баатар, 1966, тал 431-437.
19 Ср.: Очерки истории Калмыцкой АССР, с. 75.
20 По Сумба-Хамбо, он имел имя Сумэ-тэжи, т.е. Сумэ-тайджи.
21 См.: Златкин И.Я. Указ. соч., с. 115.
22 Там же, с. 140.
23 Hu-tha-ga'i-thu ha-ra hu-la'i sras drug ni / me-rgen te'i-ching-1 / cho-hor Au-pa-zhi po-shog-thu-2 / dar-ma-3 / pa'a-thur hung the-ji-4 / tse-ring-5 / sha-pi-thu nom-chi The'i-ji-6 / de rnam-gyi gdung-rgyud rim-par re'u-mig-tu bkod-pa /
24 Hu-tha-ge-thu'i sras pa'a-thur hung the'i-ji'i bu rgyud ni /
25 Bu-bzhi-ba/
26 Hu-tha-ge-thu'i sras me-rgen te'i-chi ng-gi bu rgyud/
27 Bu-che-ba /
28 Здесь разночтение: вместо Чохор написано Чойкхур.
29 gDung rgyud ma byung /
30 См.: Златкин И.Я.: Указ. соч., с. 260.
31 rGyal-po rim-par /
32 rGyal-po rim-par/ dg'a-lgan bo-shog-thu/ tse-dbang rabrtan-27/ dg'a-ldan tse-ring-19/ A-kya tse-dbang rnam-rgyal rdo-rje-5/ b la-ma dar-gyas A'e-rte-ni-2/ ta'a-ba-chi'o-3 /
33 Petech L., Op. cit., p. 270.
34 Ibid.
35 sNgar Iam-rim/ sngags-pa /' dul-ba grwa-t shan gsum yod/ phyi-su rgyud grwa/ thos-bsam-gling dang grwa-tshan Inga'o/
36 Во всяком случае у И.Я. Златкина в параграфе 3 "Распространение ламаизма среди ойратов" об этих буддийских монастырях ничего не говорится. См.: Златкин И.Я. Указ. соч., с. 152-157.
37 См.: Златкин И.Я. Указ. соч., с. 159; Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении. - В кн.: Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977.
38 См.: Очерки истории Калмыцкой АССР, с. 80-87.
39 См.: Златкин И.Я. Указ. соч.; Чимитдоржиев Ш.Б. Антиманьчжурская освободительная борьба монгольского народа (ХVII-ХVIII вв.). Улан-Удэ, 1974.
40 Courant. L'Asie Centrale au XVII et XVIII siecles; empire kalmouk ou empire mantchou? Lyon, 1912; Tucci G The Painted Scrolls. Vol. 1. Rome, 1947.
41 Ko-shri'i sras dang-po cig-she-thu da'a-yan rgyal-po'i gdung rgyud/
42 A-yu-shi ta'a-le'i A'u-ba-shi/
43 Отмечено, что "у восьмого сына Гомбо-Цэвана не было родословной сына" (sras brgyad-pa mgon-po tshe-dbang-la bu rgyud ma byung).
44 Sras bcu-pa A-khu bkris phra-thur the-ji wang/ В этом имени тоже разночтение: pra-thur вместо pa'a-thur.
45 Sras gsum-pa A-yu-shi ta'a-le'i Au-pa-shi'i bu snga-ma brgyad-kyi brgyud ni /
46 Ku'-shri'i sras gsum-pa pa-yan A-ba-ge sam A-yu-shi da-li'i Au-pa-shi'i bu phyi-ma brgyud/
47 mTsho sngon-gyi dpon rgyud /
48 Cм.: Schulemann G. Geschichte der Dalai-Lamas. Leipzig, 1958, s. 250.
49 Там же См.: Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. М., 1975, с. 87.
50 Petech L.; Op. cit., p. 267.
51 Гуши-хан умер 17 числа 12 месяца года воды-лошади, что соответствует 26 января 1655 г. См: Petech L. Op. cit., р. 267.
52 В десятой подтаблице Даши-Батур назван сложным именем Акху-Да-ший-Батур-тэжи-ван как десятый, самый младший сын Гуши-хана, его родословная линия прерывается на третьем колене.
53 rGyab phyogs-kyi chu klung Ae-jel dang jal-gyi sa'i thor-gwod-kyi dpon-po'i rus (khe-red An-gwon) thar-pa-ga-chi zhes-pa rnams ' bangs bcas-so/
54 gSum-pa thor-gwod ni/ bod dbus-kyi mi-sde tshan gcig rgyab phyogs-su song-nas bsdad-pa-las ' phel zer / rgyal-rgyud-ni/ A-mo-gwa-lang / so-gwan / pa'a-yan / ma-ha'a-chi mer-gen / bo'u-ha/ tsel-cha-gwa'i Аur-lug / gwa'i Aur-lug/ ' di man re-mig l tar-ro/
55 Chu-klung yi-li dang Аеr-ched phyogs-kyi sog-po gyon-ru jon-gar-gyi dpon-po'i rus dang /
56 mTsho-sngon rma-chu'i nye-'khor-gyi gyas-ru pa'a-ron ghar ho-shod-kyi dpon-gyi rus gwal-gwas dang /
57 rGyаb phuogs-kyi chu-klung A'-jel dang jai-gyi sa'i thor-gwod gwod-kyi dpon-po'i thar-pa-ga-chi zhes-pa /
58 dMag byung zhes-pa'i stod skad-kyis has-shi/ khong-khos / the-ges-ju 3 ' dus ye-li/ mgor sman chu 37 can ho'i Aer-ched dang ha-ra Aer-ched 2 ' dur Aer-ched /
59 Thor-gwod dpon rgyud ni / A-mog-gi bu so-gwen song/ de'i bu pa-yan badzra/ de'i bu ma-ha'a-che me-rgen/ de'i bu shu-ga'm pu-ha/ de-la bu che-l ache-ge/ Aur-lug sogs spun Inga'i Aur-lug-gi bu ho'i Aur-lug /
60 Ho'i Aur-lug-gi bu drug-gi rgyud-pa ni /
61 Shu-gur te'i-tshing/ yel-ting /sangs-rgyas/ tho-yon blo-bzang/ mkhas-btsun / sung-gete /
62 Phun-tshog/ ta-yu/ na-ma tsche-ring/ gu-ru/
63 gCod-pa/ thu-gwol/ na-ma dar seng-ge the-ji / Aer-ben-thu / ci-tan no-yon Au-ba-shi / bstan-' dzin/
64 Seng-ge/ kun-tan / gwal-ta-ma /
65 Аur-rgyan/ bstan -' dzin/
66 Ра'а-thur/ pas /
67 A-yu-shi han / phun-tshogs-rgya-mtsho / nor-bu rgya-mtsho /
68 Rgya-bo (rgyad'o?)
69 Dar-rgyas / ha-tshar / A-lis /
70 Phyag-dor skyabs / rab-brtan / kun-skyabs / khun-du-ling / dgon (dkon?) skyabs/ tshe-rin don-grub/ dg'a-ldan stan-'dzin (dag-ldan bstan-'dzin?) / pa'a-rang / tsche-ring/
71 Don-grub bkra-shis / don-dub dbang-po /
72 Don-grub dbang-rgyal /
73 Au-ba-shi han /
74 dG'a-ldan nor-bu /
75 Tshe-dpag rdo-rje /
to the library | номын сан руу | в библиотеку