Артем Левченко. Потомки Чингисхана
// Вечерний Харьков. №74. Среда 12 июля 2006 г.
Еще сто лет назад под Харьковом жили калмыки
Среди народов, населявших когда-либо Слобожанщину, калмыки
продолжают оставаться, пожалуй, наименее известным сегодняшним ее жителям
народом. Почти все помнят из школьной программы пушкинского «друга
степей», но мало кто знает о существовании под Харьковом крупного
калмыцкого поселения, о его роли и следе в истории нашего края.
Защитники Харькова
Прародина калмыков — Джунгария
— находится в Западной Монголии. Когда-то их предки — племена ойратов —
входили в войско Чингисхана. В XVII веке в поисках лучших пастбищ часть
ойратов покинула родину и, совершив огромный переход, достигла приволжских
степей — тогдашних юго-восточных рубежей Московского государства. Здесь
ойраты и стали называться калмыками — от тюркского слова «калмак», что
значит «отделиться». Буквально сразу же они добровольно приняли российское
подданство и стали надежным щитом, защищавшим от набегов неприятелей
российские границы. Причем не только приволжские.
В 1657 году Россия
заключила с калмыками договор о военном союзе, согласно которому по
первому призыву калмыки выставляли на помощь отряды и целые армии своей
конницы, считавшейся практически непобедимой. Призыв не заставил себя
ждать — Россия воевала с Польшей, не говоря уже о постоянных войнах с
татарами и турками. С начала 1660 годов калмыцкие воины вместе с
московскими стрельцами и казаками нашего знаменитого земляка — атамана
Ивана Серка — участвуют во множестве сражений на территории Украины.
Действуют против поляков и крымских татар, против перешедшего на сторону
врагов гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, обороняют украинские
города и совершают победоносные походы в Крым.
Под Харьковом калмыки
впервые появляются в 1676 году — с началом очередной русско-турецкой
войны. В бою близ Чугуева калмыцкий отряд под предводительством
знаменитого Мазан-Батыра — героя калмыцкого эпоса, чьи подвиги вот уже три
столетия воспеваются в легендах и песнях калмыцкого народа — задержал
продвижение вглубь страны турецко-крымских полчищ. Здесь же, под Чугуевом,
русские полки, калмыцкие конники и донские казаки наголову разбили
турецко-крымские войска летом 1679 года. А в сражении на реке Балаклейке
русско-калмыцкое войско в том же году разгромило значительную армию,
двинутую турецким султаном на Харьков и Чугуев. После этого значительных
турецких вторжений на нашу землю больше не было. Бои тем не менее
продолжались еще несколько лет, и лишь в 1681 году был подписан
Бахчисарайский мирный договор, завершивший войны с турками и татарами
конца XVII века. Однако история калмыцкого присутствия на Слобожанщине на
этом не завершилась. Наоборот — она только начиналась.
Гроза татар и шведов
Одним из итогов войн против турок и татар стало бесспорное признание боевых достоинств калмыков как
врагами, так и союзниками. Крымский хан не раз в своих письмах к турецкому
султану, польскому королю и гетманам Правобережной Украины признавался,
что он не может послать войска за пределы своих владений, так как
«...опасен приходу калмыков... в Крым». А чигиринский полковник Карпов в
своих письмах отмечал, что «Калмыков татаровя и турки боятца... А естли де
калмыцкий приход в Крым будет, то тотчас татаровя, покиня турков, побегут
в Крым... И естли... калмыков послать на Украину, и татаровя де бой их
знают, и увидя их битца с ними не станут, побегут...»
Считавшие себя
полновластными хозяевами степи, не боявшиеся ни запорожских казаков, ни
польской конницы, татары были буквально ошеломлены противником, который
оказался им явно не по зубам. В конном бою калмык мог легко «уделать»
самого лихого татарина. «Сильны, малорослы, чрезвычайно быстры в движении,
увертливы, необычайно дальнозорки, притом способны несколько дней не
слезать с седла, переносить жажду и голод... умеют одинаково драться на
коне и пешим, рубить саблей, резать ножом, стрелять из лука и ружья...» —
так описывал калмыцких воинов современник.
Калмыки обладали еще одним
очень ценным качеством. Верностью. Понятия чести и верности испокон веков
высоко ценились у калмыцкого народа. Преданность друзьям до
самопожертвования была у калмыков в крови. В общем, это были идеальные во
всех отношениях союзники. Мысль поселить их у себя в тылу, в наиболее
важных в стратегическом отношении пунктах, напрашивалась сама собой.
Именно так и поступил русский царь Петр Первый, занявшийся «прорубанием
окна в Европу» и не желавший отвлекаться на охрану многочисленных «окон» в
агрессивную Азию.
Более других регионов от татарских набегов в то
время страдала молодая Слобожанщина, ключевым постом обороны которой была
достаточно мощная Чугуевская крепость. Именно в Чугуев в 1698-1700 годах
царь Петр поселяет на казенное содержание калмыков, а также донских и
яицких казаков. С этого времени берет начало знаменитая команда чугуевских
казаков и калмыков — прообраз Чугуевского казачьего войска.
Не успев
обжиться на новом месте, чугуевские калмыки и казаки вновь отправились в
поход — взаимоотношения с Европой у царя Петра не заладились. Во время
Северной войны, как записано в «журнале Петра Великого», «чугуевские
казаки и калмыки своими набегами… много вредили неприятелю», участвовали
во всех крупных сражениях и осадах и особо отличились при деревне Лесной в
бою со шведами Левенгаупта. Кстати, некоторые историки утверждают, что
именно тогда Петр Первый, восхищенный победой калмыцкой конницы над
шведами, ввел в русской армии новый победный боевой клич, заменив
латинский «виват» на знаменитое «ура» — от калмыцкого «уралан», что значит
«вперед».
Блестяще зарекомендовав себя в боях не только с татарами, но
и с регулярными европейскими армиями, чугуевская команда участвовала во
всех внешних войнах России XVIII века. После одной из таких войн прусский
король Фридрих Второй сказал: «Русская армия сильна наличием в ней
калмыков, татар и казаков. Именно их и стоит опасаться больше всего».
Крещеные калмыки продолжали селиться в Чугуеве вплоть до середины
XVIII века. За 25 лет только число калмыцких воинов в Чугуевской команде
увеличилось более чем в четыре раза — с 49 человек в 1700 году до 214 — в
1725. В их числе были мурза, три ротмистра, четыре хорунжих, два есаула,
писарь и 203 рядовых. А в 1728 году, как отмечает источник, в Чугуеве
проживало 90 семей служилых калмыков.
Поскольку боевые навыки и
искусство коневодства калмыков представляли несомненную ценность,
правительство было заинтересовано в заселении ими Чугуева и стремилось
удержать их в состоянии оседлости. Это видно даже по тому, как
оплачивалась служба калмыков по сравнению со службой казаков. Если казаки
получали по 10 рублей денежного жалования и по 5 четвертей — хлебного, то
калмыки — по 25 рублей и 6 четвертей соответственно. Как видим, чугуевские
калмыки находились на привилегированном положении. Правда, недолго. В 1748
году в связи с преобразованием команды в регулярный казачий полк жалование
калмыков уравняли с казачьим. Некоторые калмыки, еще не крещенные и не
обремененные браками с представительницами местного населения, обиделись
на такую «несправедливость» и ушли из Чугуева обратно в приволжские степи.
Впрочем, таких было немного, и на боеспособности полка это никак не
отразилось.
А вот присутствие в Чугуеве калмыков на городе и его
жителях отразилось еще как! Находясь на территории Слобожанщины, этот
город стал во многом абсолютно уникальным не только потому, что не
относился к ней административно, а во многом именно в силу калмыцкого
фактора. Эту уникальность одним из первых заметил русский военный историк
Александр Ригельман, современник и очевидец чугуевских калмыков. В своем
знаменитом «Летописном повествовании о Малой России и ее народе и казаках
вообще», он, в частности, пишет: «Что касается до природы, языка, обычая,
жительства, обрядов поведения и одеяния, в том слободские жители обоего
пола никакой от малороссийских народов отмены не имеют, кроме служащих
гусарами в нынешних гусарских полках, их гусарского мундира. А чугуевцы
почти еще все калмыцкого лица и знающи российского и калмыцкого языка.
Впрочем поведения совсем козацкого, и носят платье такое ж, как донские
козаки». Степные навыки и умения калмыков сказались и на хозяйственных
занятиях чугуевцев — не случайно в конце XVIII века автор
«Топографического описания Харьковского наместничества» отмечал, что
чугуевские скорняки «всех по Украине одноремесленников превосходят» и что
за шубы из овчин их выработки «покупщики» платили дороже, чем за шубы
других скорняков. И уж совсем не случайно герб Чугуева в его
первоначальном варианте украсили две скрещенные калмыцкие сабли.
Последние калмыки
…Прошли годы. Татарская угроза полностью миновала, и от военной службы калмыков отказались. В начале ХІХ
века Чугуевский казачий полк был преобразован в регулярный уланский, а
Чугуев стал местом грандиозного эксперимента — военных поселений.
Полностью изменился облик города, изменилось и его население. Однако
калмыки не спешили полностью в нем растворяться. За полторы сотни лет
жизни вдали от своих степей они нисколько не утратили природных навыков
обращения с лошадьми и оставались все такими же непревзойденными
наездниками. Это искусство калмыков поразило воображение маленького
чугуевца Ильи Репина, отец которого занимался торговлей лошадьми. Выросший
в Чугуевской слободе, заселенной когда-то калмыками и названной в их честь
Калмыцкой, уже будучи знаменитым на весь мир художником Репин писал в
мемуарах: «Kaлмык c лoшaдью — oднa дyшa. Oпpoмeтью бpocившиcь нa лoшaдь,
вдpyг oн гикнeт нa тaбyн тaк зычнo, чтo y лoшaдeй yшки нa мaкyшкe и oни c
дpoжъю зaмpyт, ждyт eгo взмaxa нaгaйкoй, в кoнцe кoтopoй в peмнe вшитa
пyля. Oдним yдapoм тaкoй нaгaйки мoжнo убить чeлoвeкa…» Или вот еще:
«Лoшaдь yжe лeжaлa пoд кaлмыкoм, тяжeлo дышa. Kaлмык взмaxнyл в вoздyxe
нaгaйкoй, и кoнь пoдcкoчил, вcтpяxнyлcя. И вдpyг cтaл извивaтьcя змeeй и
мeтaтьcя в paзныe cтopoны, cтapaяcь cтpяxнyтъ c ceбя ceдoкa; и oпять
нaчaлиcь дикиe пpыжки, взвивaниe нa дыбы и кoзeлки, чтoбы cбpocить
нeпpивычнyю тяжecть. Kaлмык кpeпкo зaжaл кoня икpaми в шeнкeля и пoвepнyл
eгo к вopoтaм. «Отвopяйть вopoтa!» — визжит кaлмык. Haгaйкa cвиcтнyлa, и
кoнь мгнoвeннo пoлyчил c oднoгo мaxy пo yдapy c oбeиx cтopoн пo кpyпy. Oн
пpыгнyл впepeд и пoнeccя в вopoтa. Kaлмык гикнyл нa вcю yлицy, эxo
oтoзвaлocь в лecy зa Дoнцoм. Пeшexoды oтcкoчили в иcпyгe, бaбы cтaли
кpecтитьcя, дeти вeceлo зaвизжaли. Kaлмык cтpeлoй пoнeccя пo бoльшoй
дopoгe мимo кyзниц, зa Дoнeц... Cкopo и cлeд eгo пpocтыл, тoлькo cтoлб
пыли виcит eщe в вoздyxe...
Чaca чepeз чeтыpe никтo нe yзнaл бы
вoзвpaщaвшeгocя к нaшим вopoтaм кaлмыкa. Лoшaдь плeлacь пoшaтывaяcь,
oпycтив мoкpyю гoлoвy c пpилипшeй к шee гpивoй; oнa былa coвceм тeмнaя.
Kaлмык сидeл cпoкoйнo и cocaл cвoю кopoтeнькyю тpyбoчкy, пoдняв плocкoe
лицo квepxy; глaзa eгo, «пpopeзaнныe ocoкoй», кaзaлocь, cпaли. Xopoшо
oбoшлacь шкoлa, дoбpый кoнь бyдет…»
По словам старожилов, калмыки
локально жили в Чугуеве вплоть до революции 1917 года. Вскоре коней
вытеснили трактора и автомобили, калмыки оказались вовсе не у дел и
окончательно смешались с местным населением. Однако и сейчас среди
чугуевцев нередко можно встретить людей с типично калмыцкими чертами.
Особенно — в районе города, называемом в народе по старинке — Калмыцкой
слободой.
оригинал на http://www.vecherniy.kharkov.ua/ind2.php?id=5002&Division=history
to the library | номын сан руу | в библиотеку