Кузьмин С.Л. Барон Унгерн – оккупант или освободитель?
// Новости Монголии (05) (644), 01.02.2008, с. 3.

Восемьдесят семь лет назад, 4 февраля 1921 г. отряды белогвардейцев и монголов под командованием барона Унгерна изгнали из столицы Монголии китайских солдат. До недавнего времени считалось, что одних оккупантов сменили другие. За несогласие могли наказать. Но открылись архивы и спецхраны. Теперь можно изучать историю объективно, вне идеологии, пристрастий и ненависти. Что говорят нам прежде закрытые фонды?
Барон Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг (1885–1921) – потомок древнего немецкого рода, по преданиям, восходящего к хану гуннов Аттиле. В XIII в. род разделился на германскую и ливонскую (восточно-прибалтийскую) ветви. К последней относится Роман Унгерн. Многие из его родственников оставили след в истории России. Были среди них и военные. Все, что связано с войной, привлекало барона с детства. Начало его карьеры было таким, как у многих людей его круга: военное образование (Морской кадетский корпус, Павловское военное училище), офицерское звание, продвижение по службе… Но уже тогда Унгерн отличался от большинства. Он идеализировал центрально-азиатских кочевников и казаков и считал, что это те самые "народы-конники", которые воспеты в средневековых эпических сказаниях Евразии. Поэтому, по окончании Павловского училища в Петербурге, он добился определения в Забайкальское казачье войско. Но однообразная служба на окраине империи казалась ему скучной – не было войны, возможностей для подвигов. В 1913 г. барон подал в отставку и уехал в Монголию, охваченную национально-освободительным движением.
За несколько веков до этого монголы приняли сюзеренитет маньчжурской династии Цин. Теперь старые договоренности нарушались, и в 1911 г. монголы объявили о независимости. По единодушному решению, на престол возвели верховного ламу Буддийской церкви Внешней Монголии – Богдо-гэгэна VIII, выдающегося религиозного и политического деятеля. Он стал великим ханом (Богдо-ханом) Монголии, источником легитимности государства в новое время. Но в 1911 г. борьба за независимость не завершилась: свергнувшие Цинов китайские республиканцы претендовали на их "наследие". Монголов поддержала Российская империя и лично Николай II. Начались долгие переговоры с Пекином.
Унгерн пробирался на запад – в Кобдо, чтобы вступить в монгольское войско. Но Россия проводила осторожную политику, не желая портить отношений с Китаем. Поэтому барона не пустили в монгольские отряды, а зачислили сверхштатным офицером в российский консульский конвой. Прослужил он там недолго: с началом Первой мировой войны выехал в Россию и отбыл на фронт. Воевал храбро, много раз был ранен, получил ряд наград, в том числе одну из самых почетных – орден Святого Георгия 4-й степени.
Революционное движение привело к развалу русской армии. На смену Временному правительству пришли красные, быстро расширявшие сферу своего контроля. Многие противники Советской власти оказались в Сибири и Маньчжурии. Здесь они смогли ненадолго взять реванш. Забайкалье оказалось под властью атамана Г.М. Семенова. Под его началом Унгерн создал Азиатскую конную дивизию. Она стала самой боеспособной из семеновских частей благодаря организационному таланту барона в сочетании с жестокими методами поддержания порядка, реквизициями имущества красных и белых. Важным было и уважение к обычаям и религиям каждой из 16 национальностей, служивших в дивизии: русских, татар, башкир, бурят, монголов, китайцев, корейцев, японцев и др. Все они служили на наемной основе, за службу получая жалованье. В дивизии были национальные полки, отличившиеся в боях.
После разгрома красными адмирала А.В. Колчака стало ясно, что Семенов не удержит Забайкалье. Белые отступали к границам России. Унгерн решил уйти в знакомую ему Монголию и начать реализацию своего давнего плана – восстановления монархий, сметенных революциями. "Ожидать света и спасения можно только с Востока, а не от европейцев, испорченных в самом корне". Поэтому сначала надо реставрировать империю Чингис-хана. Эта многонациональная империя должна простираться от Тихого океана до Каспия. Опираясь на нее, надо восстановить российскую и европейские монархии. По мнению Унгерна, азиатские народы не должны копировать западные образцы. Прогресс может быть достигнут с опорой на собственные традиции. С Запада следует заимствовать лишь то, что полезно для страны – примерно так, как в Японии.
Начинать надо было с Монголии. В 1919 г., пользуясь слабостью России, Пекинское правительство нарушило Кяхтинское соглашение о монгольской автономии, подписанное в 1915 г. Монголия была оккупирована, все атрибуты самостоятельности отменены, Богдо-гэгэн VIII арестован. Китайских республиканских солдат, захвативших страну, монголы называли гаминами (от китайского слова гэмин – революция). Гамины игнорировали законы и обычаи монголов. Не получая жалованья от своего коррумпированного начальства, они занимались грабежами. В одной лишь столице – Урге было около 10 тыс. гаминов. Тем не менее, Унгерн, располагая примерно тысячей "контрактников", решился на войну.
1 октября 1920 г. барон перешел монгольскую границу. Подойдя к Урге, он начал переговоры: потребовал сложить оружие, пропустить войско в город и т.д. При этом заявил, что он монархист и борется с любыми социалистами. Вызов был принят. Результатом стали две атаки белых на Ургу – в октябре и ноябре. Погода стояла морозная, ветреная, а войско не было подготовлено к зимней кампании. После ожесточенных боев белые отступили. Их потери убитыми, раненными и обмороженными составили 65%, причем офицерский состав потерял только убитыми 40%. Белые ушли к юго-востоку от столицы, на р. Тэрэлджийн-гол.
Войско стало готовиться к новому штурму. Унгерн захватывал китайские караваны, налаживал контакты с монголами. Последние помогали скотом, провиантом, мобилизовали людей. Монголы понимали, что их собственных сил недостаточно, а из-за границы помощи ждать не приходится. Ведь ни Россия, ни Япония, ни страны Запада не помогли им. Фактически, Азиатская дивизия с присоединявшимися к ней монгольскими отрядами превращалась в армию их государства. Унгерн выучил монгольский язык, принял буддизм, монгольское подданство и обычаи, стал носить монгольскую одежду – то есть перестал быть иностранцем в Монголии. Это непостижимо для тех, кто считает центром мира Запад. Разве так должен вести себя представитель европейской аристократии?! Для них Унгерн был и остается "сумасшедшим бароном".
С помощью монголов Унгерн сумел вступить в контакт с Богдо-гэгэном, находившемся под арестом. 28 января 1921 г. барон назначил сбор войск в У-Булане к юго-востоку от Урги. Недалеко от этого места сейчас стоит большой памятник Чингис-хану. 29 января посланец доставил Унгерну благословение Богдо-гэгэна на изгнание китайцев из Монголии.
Азиатская дивизия выступила в ночь на 1 февраля и заняла Худжир-Буланские казармы и горы около Урги. Решающее сражение за столицу произошло 2 февраля. В тот же день смешанный отряд из монголов, тибетцев и русских освободил Богдо-гэгэна из-под ареста и увез в монастырь Манджушри-хийд. 3 февраля войско получило передышку. 4 февраля Урга была очищена от оккупантов. Сразу после этого в городе начались грабежи брошенных лавок, богатых домов и китайского банка. В них участвовали представители всех национальностей. Унгерн смог пресечь грабежи только через два дня. А уже 9 февраля китайские купцы возобновили торговлю. В марте – апреле белые разгромили многотысячные отряды гаминов на юге – в Чойрын, Удэ и на тракте Урга – Улясутай. На севере страны красные монголы во главе с Д. Сухэ-Батором захватили Маймачен (сейчас Алтан-Булак).
Победы в Урге, Чойрыне, на Улясутайском тракте и в Маймачене внесли в решающий вклад в освобождение страны от власти Китая. Барон и его сподвижники получили высокие монгольское титулы и почести. Атаман Семенов присвоил Унгерну звание генерал-лейтенанта.
Монголы не ошиблись в своих надеждах. Ханская власть вернулась к Богдо-гэгэну. Под его началом в Урге было образовано правительство. Вопреки сложившемуся стереотипу, Унгерн не контролировал монгольское руководство – оно в полной мере осуществляло свои функции. Азиатская дивизия с монгольскими отрядами была единственной силой, обеспечивавшей независимость страны. Поэтому Ургинское правительство предоставило барону полномочия на мобилизацию солдат и реквизиции для снабжения армии. Унгерн старался за все платить, однако "на местах" были большие злоупотребления. Командование Азиатской дивизии и монгольские власти пытались с бороться с ними, хотя и не очень эффективно.
Сохранилось много свидетельств жестокости Унгерна и его подчиненных: крамолу искали везде. Жестокость нельзя оправдать. Но нельзя и подходить с современными мерками к тем временам, когда была другая система ценностей. Факты говорят о том, что потери от террора унгерновцев были во много раз меньше, чем от действий других белых генералов в России и тем более меньше, чем от политических репрессий красных в России и Монголии. Унгерн не был самым жестоким генералом. Просто описания одних и тех же эксцессов широко растиражированы. Эти рассказы часто построены на ошибках и искажениях, как, например, известные мемуары Б.Н. Волкова – белогвардейца, не понимавшего ни Унгерна, ни монголов, и посвятившего свою жизнь поискам компромата.
Ресурсы Монголии в 1921 г. не позволяли содержать Азиатскую дивизию. Унгерн чувствовал это и выступил в поход на Забайкалье, несмотря на подавляющий перевес красных. Он надеялся на восстание против Советской власти. Как и раньше, барон действовал по своему собственному плану и не выполнял заданий внешних сил – ни атамана Семенова, ни Японии, ни других стран. Однако забайкальские казаки и крестьяне не поддержали барона. Они опасались мести большевиков. Кроме того, недавно был провозглашен НЭП, люди налаживали мирную жизнь и не хотели воевать. Унгерн был разгромлен и попал в плен. 15 сентября 1921 г. его расстреляли в Новониколаевске (сейчас Новосибирск).
Вступившие в Монголию советские войска поддержали монгольских красных. К власти пришло Временное народное правительство. Монгольские революционеры стремились к изгнанию оккупантов и к социальной справедливости. Им были чужды идеи упразднения светской (а тем более – духовной) власти Богдо-гэгэна, уничтожения буддизма и организации репрессий в Монголии. Эти беззакония, навязанные извне, стали платой за сохранение независимости страны и ее всемирное признание, гарантом чего стал Советский Союз… Получается, что становление независимой Монголии стало возможно благодаря уникальному стечению обстоятельств.
Проходят годы, но личность Унгерна привлекает все больше интереса. Однозначное неприятие уступает место беспристрастному анализу, а иногда – идеализации. В разных странах даже появляются "потомки" барона, хотя доказать свое родство пока никто не смог.
Так кто же был барон Унгерн – оккупант или освободитель Монголии? Каждый может сам сделать выводы, непредвзято рассмотрев факты.


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz