Нина Кутушова*. Номто Очиров и его наследие
// Известия Калмыкии, № 192 (3918) Вторник, 10 октября 2006 г.

Он родился в 1886 году в п. Червленом Малодербетовского улуса Астраханской губернии в семье Очира Дювкиева. Начальное образование получил в Малодербетовской улусной школе, затем продолжил обучение в Астраханском реальном училище, диплом которого давал право на поступление в вуз. Но для этого нужны были средства. Калмыцкое правление в то время ходатайствовало о предоставлении стипендий для своих студентов. Среди документов Национального архива Республики Калмыкия за 1904 год имеется "Дело по вопросу определения учеников Астраханского реального училища Хеечи Окиева и Номто Очирова в морское инженерное училище им. Николая I", а также датированное 1905-1915 гг. "Дело о предоставлении ученикам Астраханского реального училища Очирову, Сазырову, Хонгорову и другим стипендий для образования в высших учебных заведениях".
В 1905 году Номто Очиров становится студентом восточного и юридического факультетов Петербургского университета. Годы учебы в столице вблизи научных центров и видных ученых-востоковедов были очень плодотворными для начинающего ученого. В 1908 году Номто Очиров во время летних каникул разыскал в родном Малодербетовском улусе рапсода Ээлян Овла и прослушал в его исполнении десять песен эпоса "Джангар". Одну из песен он записал на фонограф и переложил на бумагу. Открытие Очировым целого десятипесенного цикла "Джангара" потрясло монголоведов в Петербурге. По настоянию профессора Владислава Котвича в декабре того же года Очиров вновь направляется в Ики-Бухусовский аймак Малодербетовского улуса и записывает все десять песен. В 1910 году они выходят отдельной книгой, положившей начало представлению о "Джангаре" как о великом эпическом произведении.
Именно благодаря Номто Очирову героический эпос "Джангар" сохранен для потомков, стал всемирно известным памятником культуры калмыцкого народа, всего цивилизованного мира. Публикация десятипесенного цикла стала одним из положительных факторов процесса возрождения калмыцкого народа, роста его национального самосознания. Это было явление не только культурного, но и политического значения, созвучное со стремлением калмыков к равенству с другими народами России.
К сожалению, оригинал записей Номто Очирова долгое время не был известен исследователям. И только десятилетия спустя джангаровед Анатолий Кичиков в результате долгих поисков обнаружил их в архиве Академии наук СССР в фонде Владислава Котвича.
Воодушевленный успехами записей "Джангара", Номто Очиров предпринял еще две поездки в Калмыцкую степь для сбора материалов по устному народному творчеству. Летом 1909 года он побывал у астраханских калмыков, посетил Малодербетовский, Манычский и Ики-Цохуровский улусы. При составлении отчета он описал названия улусных родов, названия хурулов, дал характеристику звуков калмыцкого языка, слов-табу у женщин-калмычек и перечислил названия записанных материалов, собранных рукописей. В 1911 году он совершил поездку в Александровский (Хошеутовский) улус Калмыцкой степи. В результате поездок он собрал два сборника - "Материалы по устной народной литературе астраханских калмыков". Весь материал Номто Очиров сдал в архив Российского географического общества. В настоящее время они находятся в рукописном фонде Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения. Во время этих поездок Номто Очиров занимался сбором калмыцких рукописей. Они также хранятся в архиве Санкт-Петербургского отделения института востоковедения в коллекции калмыцких рукописей Номто Очирова.
К 20-м годам круг научных интересов Номто Очирова расширяется. Его все больше стали привлекать социально-экономические проблемы Калмыцкой степи. Листая страницы архивных документов, еще раз убеждаешься, каким образованным и многогранным был этот человек, как преданно он защищал интересы своего народа. В 1920 году Номто Очиров и Антон Амур-Санан, занимавший пост представителя Автономной области калмыцкого народа при Наркомате по делам национальностей, осуществляют прямую связь между правительством РСФСР и Калмыкией. За два года работы в Калмыцком представительстве они решили множество вопросов, связанных со становлением молодой калмыцкой автономии. Это земельные и продовольственные проблемы, вопросы народного образования, бюджетных ассигнований, восстановления и развития животноводства, борьбы с голодом и его последствиями.
В конце 1922 года Очиров работает членом правления и заместителем председателя Калмыцкого областного союза кооператоров. Затем его избирают членом коллегии созданной в 1924 году областной плановой комиссии, а с середины 1925 года он переходит на постоянную работу в Облплан в качестве заместителя председателя.
Занимаясь народнохозяйственными проблемами, Номто Очиров не прекращает свою просветительскую деятельность. В 1910 году в Астрахани увидело свет двухтомное издание Номто Очирова "Материалы статистико-экономического и естественно-исторического обследования Калмыцкой степи", получившее высокую оценку Председателя Совета Министров Российской империи Столыпина.
В 1915 году в Петрограде вышла его книга "Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 году", написанная на основе исторических, экономических, статистических данных исследований Калмыцкой степи.
Номто Очиров не оставался в стороне от вопросов изучения калмыцкого языка. Он оказывал помощь Владиславу Котвичу в издании "Опыта калмыцкого разговорного языка", занимался подготовкой учителей для первых курсов калмыцкого языка, организованных в 1914 году в Петербурге В. Котвичем и А. Рудневым. Совместно со старейшим учителем калмыцких школ Лиджи Нормаевым составил "Калмыцкий букварь", который был издан в 1915 году в Петрограде. В 1920-1924 годах Очиров занимался преподавательской работой на первых калмыцких учительских курсах в Астрахани, которые были реорганизованы в Калмыцкий педагогический техникум.
15 ноября 1917 года вышел в свет первый в России номер калмыцкой газеты "Ойратские известия", на страницах которой Номто Очиров опубликовал статью "Обзор современного кочевья монгольских племен". Газета являлась официальным органом Центрального комитета по управлению народом и преследовала в своей программе культурно-просветительские задачи и политическую информацию. Номто Очиров был не только редактором, но и фактически создателем этой газеты. Он сам писал статьи, подбирал материалы, привлекал авторов.
Научная деятельность Номто Очирова была многогранна. Она не прекращалась до середины 1920-х годов. Его интересы разносторонни: история, экономика, литература, язык, народные обычаи, фольклор.
Безусловно, творческое наследие Номто Очирова нуждается в более тщательном изучении, ведь им проделана большая работа по сохранению духовного, культурного и исторического прошлого калмыцкого народа.

* Нина Кутушова - начальник отдела организационно-аналитической работы Комитета по делам архивов РК.


to the library | номын сан руу | в библиотеку
to the persons | хувь хумуус руу | в персоны



Hosted by uCoz