Конкашпаев Г.К. Некоторые сведения о пребывании ойратов на территории Казахстана
// Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете министров Калмыцкой АССР. Проблемы этногенеза калмыков. - сб. Элиста: Республиканская типография Государственного комитета Калмыцкой АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1984.

С конца ХVI в. до второй половины ХVIII в. многие районы Казахстана были заняты ойратами (джунгарами, калмыками). В одних районах они жили дольше, а в других меньше; в общем их обитание продолжалось от ста до ста семидесяти лет, а может быть и более. От того времени на территории края остались различные виды строений и многочисленные топонимы монголоязычного происхождения. Строения ойратов того времени носили преимущественно культовый характер. Это были в основном монастыри буддийского культа, состоявшие из многих зданий различного назначения.
Один из этих монастырей в начале ХVII в. стоял на правом берегу р. Иртыш (Восточный Казахстан). В грамоте царя Михаила Федоровича Тюменскому воеводе, датированной 1616 годом, упоминается данный монастырь под названием Каменная Мечеть. В исторической литературе он носит название Доржихит (монастырь Доржи). На том месте, где стоял этот монастырь, в 1718 г. был заложен город Семипалатинск, получивший название от семи уцелевших зданий (палат) этого хита [1].
Другой крупный буддийский монастырь существовал в ХVII в. также в Восточном Казахстане, в районе левобережья р. Иртыш, примерно в 80 километрах от того места, где ныне находится город Усть-Каменогорск. Этот монастырь в исторической литературе называется Аблайхит. Его построил Аблай тайши, монастырь одновременно служил ему ставкой. Во время царствования Петра Первого часть рукописей монастыря была отправлена в Петербург, а сам монастырь к этому времени был разрушен в результате междоусобных войн джунгаров. Затем Петр Первый передал рукописи в Парижскую академию, где западноевропейские ученые впервые познакомились с тибетскими письменами [2]. В наше время небольшая река (левый приток Иртыша), на берегу которой стоял этот хит, называется Аблайкитка (русское искажение Аблай-хит). О развалинах одного из подобных монастырей в районе Джунгарского Алатау (Талды-Курганская область) сообщает Н.А. Абрамов. Он в 1860 году видел на горе Лаба, недалеко от г. Талды-Кургана фундаменты шестнадцати зданий существовавшего там, по преданиям, ламаистского монастыря. По его словам, еще до него здесь были найдены культовые предметы буддизма [3]. По свидетельству Ч.Ч. Валиханова, в 50-х годах прошлого столетия у горы Сюмбе находился ламаистский хит (восточная окраина Алма-Атинской области) [4]. Название горы Сюмбе - казахское произношение монгольского слова "сюмэ" - монастырь или кумирня. Очевидно, гора названа по монастырю, который находился у ее подножия. Один из районных центров Алма-Атинской области называется Чунжа, что по-ойратски означает кумирня, церковь. Вероятно, на этом месте в прошлом были какие-то культовые сооружения. В Карагандинской области также есть местность, носящая название Сюмбе (сюмэ). Это свидетельствует о том, что раньше и здесь существовали подобные строения. Можно полагать, что в тех районах Казахстана, где в прошлом жили ойраты, таких сооружений было немало.
В Казахстане еще есть другой вид строений, которые также, по-нашему мнению, имеют отношение к ойратам, жившим в прошлом в разных частях республики. Рассмотрим некоторые из этих сооружений.
Самым характерным сооружением такого вида является так называемый памятник Козыкорпеш и Баянсулу. Он стоит на берегу р. Аягуза, впадающей в озеро Балхаш (Семипалатинская область). Сооружение сложено из каменных плит, площадь основания 6x6 м, высота около 12 м, а верх представляет небольшой свод. Когда оно воздвигнуто, неизвестно. По народному преданию, это сооружение считается мазаром лирического эпоса Козыкорпеш Баянсулу. Но когда и где жили эти герои и вообще существовали ли они реально в истории – неизвестно [5].
Однако, в отношении указанного сооружения имеется и другое историческое сведение. С конца ХVI в. в этой части Казахстана жили ойраты. В конце ХVI и начале ХVII веков среда крупных ойратских феодалов первенствующую роль играл Байбагас-хан из улуса хошоутов. Он был председателем (даргой) ойратского сейма (чулгана) [6]. Позднее, в 40-х годах ХVII в. во главе ойратов стояли два первенствующих тайши, одним из которых был сын Байбагас-хана Очирту-Цецен-хан [7].
В 1640 году зимой в возрасте около 90 лет скончался Байбагас-хан в той местности, где ныне стоит памятник Козыкорпеш и Баянсулу. Похоронный обряд по нему совершил новый наместник далай-ламы, известный религиозный деятель и будущий создатель ойратского (джунгаро-калмыцкого) алфавита Зая-Пандита. Там, где умер Байбагас-хан, был сооружен субурган. Летом того же года в освящении субургана приняли участие наместник далай-ламы по Монголии и Ойратии Инза Хутукта и новый наместник далай-ламы по Ойратии Зая-Пандита [8]. Имея в виду высокое положение умершего среди ойратских нойонов и участие высших чинов ламаистской религиозной иерархии в освящении субургана, можно полагать, что сооружение было довольно внушительным по размерам и впечатляющим по архитектуре.
Основываясь на приведенных фактах, можно высказать предположение, что так называемый памятник Козыкорпеш и Баянсулу на берегу р. Аягуза в действительности является субурганом Байбагас-хана.
В 1820 г. в "Сибирском вестнике" приведено описание указанного сооружения. Вероятно, это первое (или одно из первых) сведений о нем, которое появилось в печати. В описании сказано, что внутри здания находятся три каменных изваяния: одного мужчины и двух женщин [9]. В Казахской Советской Энциклопедии приведены сведения о наличии там в прошлом каменных изваяний, притом подчеркивается, что это не мусульманский тип сооружения. Энциклопедия время возведения сооружения предположительно относит к 16-18 столетиям [10].
Исследователь, К. Халиди, хорошо знакомый с историей и этнографией казахов и калмыков Восточного Казахстана и примыкающей к нему части китайской территории (он уроженец этого края), опираясь на собранные им материалы, высказал мнение, что памятник на берегу р. Аягуза, почитаемый местным населением как мавзолей Козыкорпеш и Баянсулу, вероятно является буддийско-ламаистским культовым сооружением [11]. Известный тюрколог академик В.В. Радлов придерживался такого же мнения относительно "памятника" Козыкорпеш и Баянсулу. Он, вероятно, исходил из того, что джунгары в недалеком прошлом долго жили в этой части Казахстана, а также и из характера сооружения.
Вряд ли казахам до ХVIII в. было известно о существовании так называемого мазара Козыкорпеш-Баянсулу в той местности, где он стоит ныне. Во всяком случае, нет ни устных, ни письменных сведений, опровергающих такое мнение. Вероятно, казахи узнали о существовании этого сооружения после ухода джунгаров из этого района.
Некоторые историки Казахстана связывают название горн Баянаула с именем героини эпоса Баянсулу, которая по преданию похоронена в мазаре Козыкорпеш-Баянсулу. На этом основании они считают, что сооружение на р. Аягузе является мазаром героев эпоса Козыкорпеш-Баянсулу [12]. Но такая трактовка лишена основания. Название горы Баянаула (Павлодарская область) - это казахское искажение ойратского ононима Байнола, состоящего из двух слов: байн - богатый, ола (ула) - гора. Оба эти слова очень часто встречаются в составе географических названий территории, где живут (или жили в прошлом) монголоязычные народы. Название Байнола как ороним также распространено на этих территориях, но оно чаще повторяется в Монголии и Северо-Западном Китае. Следовательно, название горы Баянаула не имеет отношения, ни к героине эпоса, ни к так называемому памятнику Козыкорпеш и Баянсулу.
В 19-м томе "Россия. Полное описание нашего отечества" дано описание еще одного из подобных сооружений: "В 8 верстах к юго-востоку от поселка (Абакумский - Г.К.), 50 верстах от Капала, среди степи находится памятник Денгек в виде полого, сложенного из плитняка, столба (денгек-столб), имеющий сажени четыре вышины, до сажени в диаметре внутри; согласно местному киргизскому (казахскому) преданию памятник сооружен над могилой знатной калмычки и под ним скрыты сокровища" [13]. Примечательно само предание: казахи, зная обитание джунгаров в прошлом в этом районе (Джунгарский Алатау) и имея в виду характер сооружения, сочли его надгробием калмычки.
Между городами Семипалатинск и Павлодар на левой стороне р. Иртыш в ХVI в. стояло сооружение в виде башни. Оно называлось Калбасунской башней, иногда Джалинобо. Есть сведение, что это здание служило для отправлений ламаистского культа [14]. Название Калбасунская башня часто упоминается в отчетах путешественников и в донесениях служилых людей того времени. Ученый и путешественник Н.Г. Спафарий (1636-1708) называет эту башню Кабалгасун [15]. Вероятно, названия Калбасун и Кабалгасун - это искажение ойратского названия гоа (гуа) балгасун - красивый город. Член Русского Географического общества Н.А. Абрамов дает следующее описание сооружения: "Оно было сооружено из обожженного кирпича, основание четвероугольное, верх, состоящий из двенадцати углов, стены простирались до четырех саженей, толщиной около полутора аршина, в верхней части свода одно отверстие, с одной стороны дверь" [16].
И. Кастанье сообщает о развалинах башни и других построек, находившихся в районе железнодорожной станции Челкар (Актюбинская область). Они сложены из красного кирпича, а сами развалины называются Балгасун [17], что также указывает на ойратское происхождение этих строений.
Сооружения подобного вида (башни с четырехугольным основанием и сводом вверху) встречаются в Центральном Казахстане (Карагандинская и Джезказганская области) и примыкающих к ним районах северной части республики. Они сложены из камня, реже из сырцового и жженного кирпича. Ныне многие из них находятся в разрушенном и полуразрушенном состоянии; уцелели лишь единицы и то со значительными повреждениями.
В Казахстане много топонимов монгольского происхождения, почти все они относятся к периоду обитания ойратов на его территории. Ныне сотни географических объектов носят ойратские названия [18]. Они в основном сохранились в наименованиях сравнительно крупных реалий - гор, рек, озер. Перечислим некоторые из них. Оронимы (названия гор): Тарбагатай, Калба (Холбо), Кандагатай, Богуты, Согуты, Баянаула (Баинола), Баянжурек (Баинзурк); гидронимы: Олентты, Чидерты Селеты (Чулеты), Моинты (Маанты), Зайсан (оз.), Кургальджин (оз.) [19].
Топонимы - своего рода памятники прошлого и его свидетели, при их помощи можно точно установить районы обитания ойратов в Казахстане в прошлом.
Теперь несколько слов об обитании калмыков в ХVI в. в Центральном Казахстане и титуле казахского правителя "царь казахский и калмыцкий". В 1582 году бухарский хан Абдулла вместе с казахским султаном Тевеккелем предпринял поход в Центральный Казахстан, преследуя своего противника Баба-султана. Последний, потерпев поражение на р. Саук (ныне Тургай), ушел к ногайцам на север [20]. Г.Е. Грумм-Грижимайло, ссылаясь на среднеазиатского историка Мухаль-мед Юсуфа Монша, пишет, что в этом походе хан Абдулла в районе Улутаг (Улутау), Кичигтаг (Кшитау) разбил казахов и калмыков и обложил их ежегодной данью [21].
Для нас представляет интерес присутствие калмыков в этом районе, о чем не упоминается в современной исторической литературе. Между тем обитание здесь калмыков в конце ХVI в. подтверждают данные в Книге Большому Чертежу. В ней сказано: "А мимо тоя горы (Улытау - Г.К.), за 40 верст от горы течет река Сурсу (Сарысу - Г.К.), в нее пала Кендирлик (ныне река Кенгир - К.Г.) и промеж рек Кендирлик (Кенгир), Сурсы (Сарысу) Казачья Орда да Калмыки" [22].
В 1595 году в грамотах, посланных в Москву Тевеккелем, он именует себя "царем казацким и калмыцким". Казахский посол Кул-Мухаммед в беседе с султаном Ураз-Мухаммедом сообщил ему: "...дядя твой Тевеккель учинился на Казацкой Орде, брата своего Шах-Мухаммеда посадил на калмыках, а кочуют все поблизку, все в соединении" [23]. Речь здесь идет несомненно о тех калмыках, которых хан Абдулла обложил ежегодной данью. Следует заметить, что султан Тевеккель в походе тогда участвовал как вассал бухарского хана. Позже, став самостоятельным, он подчинил этих калмыков себе и поставил во главе их своего брата. Вот это и дало ему повод именовать себя "царем калмыцким и казацким". Вероятно, эти калмыки, далеко продвинувшись в глубь Казахстана, жили в соседстве с казахами, оторвано от основной массы ойратов, обитавших в Восточном Казахстане, Западной Монголии, северной часта Синьцзяна и в районе Джунгарского Алатау. Поэтому они стали легкой добычей казахского правителя Тевеккеля.

Литература

1 Абрамов Н.А. Областной город Семипалатинск. - Записки Русского географического общества по отдел. этнографии. Книга I. Спб, 1861, с. 115, 116.
2 Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 18, 1903, с. 413-414.
3 Абрамов Н.А. Река Каратал с ее окрестностями. - Записки Русского географического общества по отдел. географии. Т. 1, 1867, с. 275.
4 Валиханов Ч.Ч. Сочинения. T. 1, Алма-Ата, 1961, с. 246.
5 Казак Совет Энциклопедиясы. Т. 6, Алма-Ата, 1975, с. 586.
6 Очерки истории Калмыцкой АССР. М., 1967, с. 70-72.
7 Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969, с. 34, 84, 108, 116.
8 Там же, с. 52, 109, 161, 162.
9 Там же, с. 109.
10 Казак Совет Энциклопедиясы. Т. 6, Алма-Ата, 1975, с. 586.
11 Халиди К. Таварихи Хамса (на турецко-татарском языке), Казань, 1910, с. 278, 281.
12 Маргулан А.Х. Козыкорпеш-Баянсулу кешени. Жулдыз, № 2, 1983.
13 Россия. Полное географическое описание нашего отечества. - T. 19, 1913, с. 777.
14 Абрамов Н.А. Областной город Семипалатинск..., с. 115-116.
15 Спафарий Н. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границу Китая в 1675 г.... - Записки Русского географического общества по отдел, этнографии. T. 10, вып. I, Спб., 1882, с. 43.
16 Абрамов Н.А. Областной город Семипалатинск..., с. 115-116.
17 Кастанье И. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. Оренбург, 1910.
18 Конкашпаев Г.К. Географические названия монгольского происхождения на территории Казахстана. - Известия Академии наук Казахской ССР. Серия филологии и искусствоведения. Вып. I, Алма-Ата, 1959.
19 Конкашпаев Г.К. Указ. соч.; его же Названия типа Алматы. - Вестник Московского университета, №1, 1971.
20 Вельяминов - Зернов В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч.2, Спб., 1864.
21 Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2, Л., 1926.
22 Макшеев А.И. Географические сведения Книги Большому Чертежу о киргизских степях и Туркестанском крае. - Записки Русского географического общества по отделению этнографии. Т. 6, Спб., 1880, с. 1-141.
23 История Казахской ССP. T. I, Алма-Ата, 1957, с. 178.

обсудить на форуме


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz