Клешев В.-М.А. Из истории ойратов хойтов
// Материалы международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее» г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г. В двух частях. Часть 1. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009. с. 350-351.
В исторической литературе принято считать, что ойраты всегда делились на четыре основных княжеств дербен-ойратов (четыре-ойрата): Торгоут, Дербет, Хошоут и Чорос. В 1630 году с уходом на запад к берегам Волги Торгоутов во главе с Хо-Урлюком их место заняли Хойты.
У современных исследователей и потомков ойратов иногда возникает много вопросов. Откуда они взялись и почему они заняли в Джунгарском ханстве равное положение? Почему они оказались на благоприятных природно-климатических местах кочевок торгоутов? Какова их предыдущая история и судьба после гибели Джунгарии как государства?
Происхождение этнонима Хойт само говорит, что это обозначение севера (по-тувински) или северная часть юрты (по-алтайски). Тем самым становится понятным, что место торгоутов заняли северные лесные племена. Прежде всего это Урянхайцы. Урянхайцами в Центральной Азии всегда принято называть северных лесных племен. Иной раз под Урянхайцами принято считать чужаков или пришлых как у монголов. Так на севере пришлых оленных якутов называли тунгус или ураанхай, а эвенам и эвенкам тунгус так же обозначает иноземцев. В диалекте северных народов якутов, эвенков иной раз применялись понятия ойрат, т.е. ойр – лес, ат – конь, т. е лесные конные племена.
В данном случае не стоит считать этнонимы тунгус и ураанхай одним и тем же племенем. Возможно, их разделяет временные и территориальные рамки появления на территории современной Эвенкии и Якутии. Важно понять смысловые понятия некоторых этнонимов, которые в последующем остались в исторической литературе, а некоторые даже сохранились до настоящего времени в названиях современных этнических групп.
«Сокровенное сказание» и Рашид-ад-дин делят все монгольские племена на «лесных» и «степных». Урянхат тоже делились на лесные и степные. «Лесные» занимались охотой, жили в лесах. «Степные» кочевали в степях и разводили скот. Рубрук упоминает лесных урянхов, живших, согласно сведениям Рашид-ад-дина, в районе «Баргуджин-Токум», (видимо по р. Баргузин) [1].
Возможно, в союз ойратов уряхайцы вошли как полноправные члены сообщества, так как их тоже называли иной раз ойратами (лесными). Но в это время за ним закрепили название Хойт (северные), так как находились севернее из всех ойратов, а у монголов принято еще деление племен по сторонам как баруунгар и зуунгар.
В начале основания государства ойратов хойты составляли в своем составе этнические группы урянхайских родов в основном соен, иркит, и часть тодошей автохтонных родов Алтая. Но к началу XVIII в. из-за изнурительных войн джунгар с халхасцами, китайцами и населением среднеазиатских народов, многие тюркоязычные племена Джунгарии тодоши, тёлёсы и др. примкнули к хойтам. По мере продвижения на запад Алтайских гор к ним примкнули племена кыпчаков, мундусов, юсов и др., которые раньше находились под властью чоросов.
К этому времени Хойты вели себя более самостоятельно. Наряду с урянхайскими (Гулчугай, Бобой) зайсанами, автономно вели себя кыпчакские (Кутук), тодошские зайсаны (Намкы). При этом главным зайсаном во всех документах значится «урянхайаский зайсанг Омбо», принадлежность которого известно у алтайцев к роду иркит. Верховья Бухтармы, по Иртышу, по Катуни называли «резиденцией главного правителя Алтая – зайсана Омбы» [2].
Это было время начала формирования этнической общности алтайцев. Таким образом, слово Хойт не прикрепился к этой общности, как и зуунгар ко всем ойратам. Из этнографических полевых материалов лишь единицы вспомнили о Хойтах и то, как знакомое название от своего прошлого. Тогда как о своем урянхайском прошлом знали многие пожилые информаторы южных алтайцев [3].
До настоящего времени всеми исследователями принято считать этническую основу алтайцев составляет теленгито-телеутский пласт, на который накладывались западномонгольские элементы. С этим можно согласиться лишь частично. Ведь стержень современных алтайцев составляет сформировавшееся в XIX веке группа алтай-кижи на юге Алтайских гор, большинство из которых урянхайцы, ойраты. Именно разноплеменные группы, которые входили в состав Хойтов стали называть себя алтай-кижи (люди Алтая), при этом казахи и русские называли их калмыками. Собственно алтайцы к названию «калмык» относились отрицательно. Поэтому этнонимы «хойт», «калмык» не привился у самих ойратов.
Точно также можно сказать о народе живущих в Западной Монголии, которое признают себя в прошлом ойратами, но в настоящее время называют себя дербетами, соёнами, урянхайцами, мянгатами, ёлетами, тывинцами, баитами и т.д. Часть из этих племен забыли свой родной язык и разговаривают на литературно-монгольском языке. Так же, сойоты, хамниганы Бурятии постепенно забывают ойратское прошлое [4].
Признание ойротской принадлежности и значимости алтайцами ярко проявилось и в составе России. В 1904 году в результате национально-освободительного движения бурханистов основной идеологией была мессианские чаяния по приходу Ойрот-хана, 1918 году создали Республику Ойрот с ее исполнительным органом «Кара-Корум Управа», а в 1922 году была создана «автономия ойротского народа» Ойротская автономная область.
В последующий период, обвинив в буржуазном национализме ойротов Горного Алтая Советская власть поставила последнюю точку по выбору этнического самоназвания народа, переименовав Ойротскую автономную область в Горно-Алтайскую а.о., а ойротов в алтайцев. За «ойротизм» в 1937 году были уничтожены многие передовые люди из числа алтайцев, в том числе возглавлявший Кара-Корум Г.И. Чорос-Гуркин.
К понятиям северных племен относится в тюркской среде тёлёсы, а вернее в ее правильном произношении jёлё, но судя по истории северные Тёлёсы уйгурского происхождения. И современные потомки ойротов на юге Горного Алтая до сих пор с неприязнью относится к этнонимам теленгит, теле и т.д. В то же время в исторической литературе аксиома «ойраты - это западные монголы» является твердой точкой зрения для многих исследователей истории. Поэтому хойтская тюркская история исключена из истории Джунгарии в этнографическом смысле.
Недостаточное освещение исторического прошлого, порой искаженное представление об этнических группах и общностях, ведет современное поколение к затрудненному определению своей исторической принадлежности.
Примечания
1. Гильом де Рубрук. Путешествия на Восток Плано Карпини и Гильома Рубрука. Алматы «Гылым» 1993. – С.218.
2. Сапожников В.В. Указ. соч. - С.18.
3. П/м запись 2000 г. Елдошева А. (сеок котон кыпчак) 1909 г.р., с. Усть-Кан; Котлаева О.Т. (сеок манди тодош) 1916 г.р. с Кырлык, Усть-Канского района Республики Алтай.
4. П/м запись 2002-2005 гг. Полевые работы по Западной Монголии (МНР): Увс аймак, Ховд аймак, Байан-Ольгий аймак.
to the library | номын сан руу | в библиотеку