Ата-Мелик Джувейни.
Чингис-хан. История Завоевателя Мира.

Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС. Москва. 2004.
отрывок

Что же до устройства их войска, то со времен Адамовых и до сего дня, когда большая часть земли находится под владычеством дома Чингисова, ни в одной истории не прочитано и ни в одной книге не написано, что когда-либо какой-то царь, бывший господином многих народов, имел войско подобное татарскому, такое же выносливое и непривычное к удобствам, такое же покорное полководцу в благополучии и лишениях, не из-за жалования и корма и не из-за ожидания повышения дохода. И это поистине есть наилучший порядок организации войска; ибо львы, пока не проголодаются, не выходят на охоту и не нападают ни на какого зверя. Есть персидская пословица «От сытой собаки нет охоты», и еще сказано: «Мори голодом свою собаку, чтобы она следовала за тобою». Какое войско во всем мире во всем мире может сравниться с татарской армией? В бою они, нападая и атакуя, подобны натасканным диким зверям, а в дни мира и спокойствия они как овцы, дающие молоко, шерсть и многую другую пользу. В дни бедствий и несчастий между ними нет раздора и противостояния. Это войско подобно крестьянству, что выплачивает разные подати и не выказывает недовольства, чего бы от него не требовали, будь это копчур, специальные налоги, содержание проезжающих, почтовых станций с предоставлением лошадей и корма для них. Эти крестьяне в образе войска, все как один, от мала до велика, от знатного до низкого, во время сражений рубят саблями, стреляют из луков и колют копьями и способны совершить все, что потребуется в этом случае, от различного оружия и снаряжения до знамен, иголок, веревок, верховых и вьючных животных, таких как ослы и верблюды; и каждый должен предоставить свою долю сообразно своему десятку или сотне. В день смотра они предъявляют свое снаряжение, и если чего-то не хватает, виновного жестоко наказывают. И даже когда они участвуют в сражениях, они выплачивают столько разных налогов, сколько необходимо, а повинности которые они выполняли, возлагаются на их жен и тех, кто остался дома. Так что если затеется работа, в которой должен был нести повинность мужчина, а он будет отсутствовать, то его жена пойдет лично и выполнит за него повинность. Смотр и учет войска ведутся так, что пропала необходимость записывать результаты проверки и содержать специальных людей и их помощников. Ибо все разделены на десятки, и из каждого один человек назначен начальником над остальными девятью; а из десяти начальников десятков один получает звание «командующего сотней», и вся сотня ему подчинена. И так с каждой тысячей, и точно также с десятью тысячами человек, над которыми поставлен начальник, называемый «командующим тумена». В соответствии с этим порядком, если возникает необходимость и понадобится человек или вещь, то дело передают темнику, а тот, соответственно,- тысяцкому, и так далее до десятников. В этом есть истинная справедливость; каждый человек трудится как другой, и между ними не делают разницы, не принимая во внимание ни богатство, ни власть. Если вдруг понадобится войско, издаётся приказ, что столько-то тысяч людей должны явиться в такое-то место и в такое-то время дня или ночи. «Они не замедлят ни на час и не ускорят». И они не опоздают и не придут прежде времени ни на мгновение ока. Повиновение и послушания их таковы, что если начальник тумена, будь он от хана на расстоянии, отделяющим восход от заката, совершит оплошность, хан шлет одного-единственного всадника, чтобы наказать его, как будет приказано; если требуется голова, он отрубит голову, а если золото, то заберет его у него.
(стр.23)

оригинал на http://www.xlegio.ru/forum/messageDetail.asp?MessageId=32904
прислал dima, mail: asseco-2@yandex.ru


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz