Евгений Бембеев. Князь Тундутов в Думе народного гнева
// Парламентский вестник Калмыкии №3(22), суббота, 28 января 2006.
вопросы, отзывы и замечания направляйте на baaza@newmail.ru
Дербетовский нойон - первый парламентарий от калмыков
27 апреля страна отметит 100-летний юбилей Государственной Думы, апогеем юбилейных мероприятий станет торжественное заседание Госдумы в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Именно в этот день и в этом месте век назад начала свою работу первая Дума, после многовекового абсолютизма ставшая символом демократических преобразований в истории России. Калмыкам, как и другим национальным меньшинствам, впервые было дано право представительства в общероссийском государственном управлении. Первым депутатом от калмыцкой степи был дербетовский князь Церен-Давид Тундутов.
Выборное двоеборье
Под напором революционных событий 1905 года царское правительство вынуждено было расширить свою демократическую программу и допустить к участию в работе Думы представителей национальных окраин. Вследствие этого, впервые стал вопрос о допуске представителей калмыцкого народа в формируемое государственное учреждение, ситуация сложилась беспрецедентная, видимо, поэтому разработкой правил участия калмыцкой степи в выборах занялось Министерство внутренних дел.
В конце марта 1906 года были утверждены правила о производстве выборов в Госдуму в местностях, занимаемых "кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губерний". Согласно им полагалось избрать одного депутата от собрания выборщиков калмыцких улусов и оседлых поселений, в которых проживали калмыки, поэтому выборы прошли в два этапа. На первом избрали 11 выборщиков, а затем из их числа - депутата Госдумы. В калмыцких улусах и оседлых поселениях Астраханской губернии избрание выборщиков состоялось 18 апреля 1906 года, а в Большедербетовском улусе Ставропольской губернии - только 12 мая, когда Дума уже начала свою работу. Среди выборщиков оказалось два нойона, пять зайсангов, два крупных калмыцких скотовода, татарский мулла и русский кулак. Логично предположить, что борьба за депутатское место развернулась между нойонами - Церен-Давидом Тундутовым и Михаилом Гахаевым. Так оно и было. Князю Тундутову не стоило большого труда обеспечить для себя большинство голосов выборщиков. Став депутатом, он укрепил свой и без того немалый авторитет в глазах соплеменников. В виду затянувшейся выборной компании на заседание первой Думы Тундутов прибыл с опозданием.
Левее не бывает...
Первая Государственная Дума провела одну сессию, зато длиною в 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Палитра была достаточно широкой - в Думе заседали посланцы разных политических партий, и в том числе 63 представителя нацменьшинств. Председателем Первой Думы был избран кадет Сергей Муромцев, профессор Петербургского университета.
Значительная часть депутатов нерусских национальностей примыкала к главной партии либеральной буржуазии - Конституционно-демократической (кадетов). В эту самую многочисленную фракцию (179 человек) вступил и калмыцкий депутат, ставший также членом аграрной комиссии. В ней Тундутов развернул кампанию в пользу некоторых реформ в Калмыцкой степи. Тундутов требовал закрепления за калмыцким народом земель, находящихся в его пользовании, возвращения тех земельных участков, которые были отведены под оброчные статьи, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, отмены системы попечительства, снятия недоимок, числящихся за малоимущими. Что интересно, реформа должна была решить вопросы обводнения степи и закрепления движущихся песков. Прошло сто лет, а мы и сегодня все также ратуем за обводнение и закрепление. И воды все нет, и пески наступают...
Вернемся в 1906 год. Эти требования были выработаны практикой национального движения, когда в 1903 году правительственная администрация разрешила крупным скотоводам Калмыцкой степи во главе с представителями калмыцкой аристократии периодически проводить свои съезды. Безусловно, воззвание - вернуть калмыцкому народу земли, захваченные царской властью под оброчные статьи, - было наиболее революционным. Проблема была общекалмыцкой. Косвенно это заявление поднимало вопросы о границах калмыцкой степи, имевшей особый административно-хозяйственный статус, и создания национально-территориальной автономии, поскольку в конце XIX - начале XX веков неуклонное сокращение пастбищных территорий в результате их захвата переселенцами приняло угрожающие размеры.
С самого начала Дума продемонстрировала свой характер. Парламентарии выразили полное недоверие правительству и потребовали его отставки. Всего за 72 дня работы они приняли 391 запрос о незаконных действиях правительства. На поверку Первая Дума оказалась намного левее, чем предполагалось, и поэтому 8 июля 1906 года она была распущена, войдя в историю как Дума народного гнева.
Требования, протесты депутатов, в том числе и Тундутова, остались лишь на бумаге. И все же сам факт допуска нацменьшинств в Государственную Думу был, несомненно, положительным явлением.
Чингизид из рода "Цорос"
В Калмыкии на рубеже XIX и XX веков княжеское сословие представляли три фамилии: в Хошеутовском улусе - Тюмени, в Большедербетовском - Гахаевы, в Малодербетовском - Тундутовы.
Родословная древнейшего княжеского рода Тундутовых уходит к временам Чингис-хана и покрыта туманом исторических легенд и сказаний.
По одному из преданий, в древности жили два брата Аминай и Дебене, имевшие по десять сыновей. Постепенно их роды размножились, но у них не было правителя. Однажды один из сыновей на охоте под одинокой вербой нашел мальчика. Через трубочку (цорг) верба кормила его своим соком, а птица сыч (уль шовун) оберегала его и носила воду. Найденыша назвали Цорос, и народ решил, что ребенок, данный самим небом, и будет их нойоном.
"В калмыцком народе род Тундутовых считался священным, - пишет ученый Анатолий Кичиков. - Их калмыки всегда называли "Тенгер йозурта", т.е. небесного происхождения...". Известно, что ставка Джамба-Тайши Тундутова была святыней для народа. "Тундутовы являются, - пишет далее Кичиков, - по отцовской линии хутугабекидами (взлет Цоросского дома связан с Хутуга-беком, правившим ойратами в 12 веке), а по материнской - с чингизидами". Из всех предков Тундутовы особенно чтили нойона Далай-тайши, имя которого значилось во всех почетных реестрах. У сына Далай-тайши, Тойона, родился Батур-Малай, у которого был сын Эрке-тайши; его сын - Солом-Доржи; его сын - Тундут; сын последнего - Чууче-тайши (наместник Калмыцкого ханства при Павле I); один из двух сыновей последнего был Джамба-тайши (герой Отечественной войны 1812 г.); его сын - Менко-Очир; сын последнего - Цаджин был отцом нашего героя - Церен-Давида Тундутова, первого калмыцкого депутата.
"Вечная виза", вечная память...
Церен-Давид родился в 1859 году. Он закончил Московский Катковский лицей имени цесаревича Николая, и, по сведениям его современников, будучи ревностным буддистом, "представлял из себя любопытное соединение европейской культуры с глубоким знанием тибетских наук и буддийской философии".
Любимые занятия наукой и литературой не мешали ему проводить большую часть времени среди своего народа и активно участвовать в общественной и политической жизни Калмыцкой степи. Сложив свои владельческие права в 1892 году, он остался уважаемым и любимым в среде своих соплеменников, которые в вопросах внутренней и национальной жизни никого, кроме него, не признавали. Малодербетовские нойоны во главе с князем Церен-Давидом Тундутовым возглавили процессы подъема национального самосознания и консолидации калмыцкого населения. Они добились у астраханского губернатора разрешения на проведение съездов крупных калмыцких скотоводов для обсуждения животрепещущих хозяйственно-экономических и национальных вопросов. Тундутов пытался превратить Малодербетовский улус в центр консолидации общественно-политической жизни Калмыкии. Церен-Давид Тундутов был женат на представительнице торгоутовского рода Онкоровых. Известно, что он считал этот брак династическим. В заслугу ему можно поставить стремление упрочить связи между дербетовскими и торгоутовскими нойонами.
Церен-Давид инициировал рассмотрение вопроса о национальном равноправии в Комитете министров, возглавляемом С. Витте и, в первую очередь, об уравнении прав буддистов и православных. Также Тундутовы имели намерение перевести весь калмыцкий народ в казачье сословие, создать Калмыцкое казачье войско. Обсуждался также вариант слияния с Донским или Астраханским казачьими войсками.
Как писал в калмыцком эмигрантском журнале "Ковыльные волны" (издавался в Париже в 1936 году - прим. ред.) Ш. Балинов, "он и его жена, княгиня Эльзята, охраняли и поддерживали национальные и религиозные традиции. Они имели оживленную связь с главой буддистов Далай-ламой XIII, который в знак своего особого благоволения подарил особую печать "вечную визу", перед обладателем которой Тибет открывал свои врата". Являясь своего рода первыми калмыцкими меценатами, они субсидировали путешествие в Тибет знаменитого Бааза Менкеджуева. Впоследствии по личной просьбе Церен-Давида, Бааза-багши написал воспоминания о своем трехгодичном паломничестве. При поддержке князя в 1884 году была издана монография М. Новолетова "Калмыки. Исторический очерк".
В 1907 году, перед выборами во Вторую Государственную Думу, князь Церен-Давид умер.
to the library | номын сан руу | в библиотеку