Аноним. Славный путь донских калмыков
// Известия Калмыкии № 133 (3859) вторник, 18 июля 2006 г.
70 лет тому назад, в 1936 году, в издававшемся в Париже белоэмигрантском журнале "Атаманский вестник", в его пятом номере, опубликован материал под названием "Донские калмыки". Экземпляр этого издания член Союза российских писателей Николай Илюмжинов получил от своего коллеги Владимира Бойцова из Краснодара. Предлагаем вниманию читателей "Известий Калмыкии" полный текст этой статьи, автор которой, к сожалению, неизвестен.
"50 лет тому назад, точнее 52 года - 27 января 1884 года, на территории Войска Донского был образован Сальский округ, в районе задонских степей, до того занятом калмыцким кочевьем. Прошло более двух столетий, как калмыки добровольно вошли в состав донского казачества, и с тех пор калмыки и казаки, объединенные одной идеей - защитой родного края, зажили одной братской жизнью. Со временем калмыки приняли и имя донского казака Сальского округа.
Здесь я позволю хотя бы вкратце познакомить с их историческим прошлым. Калмыки - одна из главных ветвей монгольского племени. Родина их Азия, откуда они пришли в пределы приволжских и прикаспийских степей в 1632 году, в виде независимого народа со своей национальной властью в лице своего хана Хо-Орлека. Название "калмык" произошло от турецкого слова "калмак", что значит "оставшиеся"; измененного на русский язык - "калмык".
Религия их - буддизм. Точнее, буддизм, реформированный преобразователем Зонкавой, что в русском языке принято определять словом "ламаизм". Главные их праздники: "Цаган-Сар" (белый месяц) - в феврале месяце, "Урюс" - в первый день первого весеннего месяца, есть праздник весны, и "Зул" - в ноябре.
Основная часть калмыков - ойраты, в прошлом были весьма могущественны, неоднократно бывшие победителями сильных китайцев. "Ойраты" - это собирательное имя, оно известно больше как название союза монгольских племен: ойратов, олэтов, хошутов, торгутов, дербетов, зюнгар. Союз этот долгое время играл решающую военно-политическую роль на востоке. Затем из-за постоянных междоусобий ослабел, пришел к упадку, а в 1755 году в борьбе с Китаем племена эти были побеждены и потеряли свою самостоятельность.
Первые упоминания об установлении сношений между донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века, и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей. Из них в истории освещены наиболее поздние походы: в 1698 году, когда три тысячи калмыков совместно с казаками принимали участие в боях при взятии Азова, в 1698 году под командой атамана Фрола Кумшацкого (Минаева) поход на Кубань, 1770 год - битва при Соленом и поход на Дагестан (1773 год).
Многие из калмыков тогда же зачислялись в казаки. В 1710 году в предвидении войны с Турцией калмыцкий хан Аюка отправил на Дон 10 тысяч бойцов, которые, оставшись на Дону, целиком вошли в состав донского казачества. В 1729 году к войску причисляются и юртовые калмыки.
Постоянные набеги киргизов, ногайцев и закубанских татар на калмыцкие кочевья побуждают калмыков просить императора Павла I о причислении их к Донскому войску и об отправлении службы наравне с казаками. Часть их причисляется, остальные уходят в астраханские степи. При атамане М.И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи на левой (ногайской) стороне Дона. Территория Войска Донского теперь состоит из семи округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, которое причисляется к Войску под именем донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам Донского округа.
Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на три улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляет избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом.
В 1884 году донских калмыков окончательно приравнивают к казакам, вместо кочевья утверждается Сальский округ с окружным административным центром в станице Великокняжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Бурульская, Ново-Алексеевская, Чонусовская, Эркетинская и переименованные в честь войсковых атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.
Расселившись по станицам, донские калмыки стали вести оседлый образ жизни, занявшись коневодством, скотоводством и сельским хозяйством. По статистике 1897 года их числится 28112 душ обоего пола в Сальском округе и 2 тысячи во втором Донском округе. Своим упорным трудом донские калмыки достигли хороших результатов. Появляются большие хозяйства. Калмыки культивируют прекрасную и выносливую породу строевой калмыцкой лошади.
Кроме многочисленных конских табунов и косяков при станицах, коневодством занимаются и на "зимовниках" (хуторах). Из них самые известные по качеству и количеству лошадей зимовники коннозаводчиков Бакбушова, Сельдинова, Шавелькина, Сангинова, Тепкина, Ушанова, Басанова, Бурульдунтова, Цуглинова, Басапова и др. Кроме прекрасных сортов строевых лошадей, славится особая порода красного калмыцкого рогатого скота.
В процессе культурного и хозяйственного развития огромную роль сыграло калмыцкое духовенство: оно было главным проводником их религиозной и культурно-общественной жизни. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в Великокняжеской - высшее начальное училище (городское), четырехклассное женское училище, реальное училище. В Новочеркасске нередко можно было видеть детей-калмычат и калмычек в форме гимназистов, реалистов, а калмыцкую молодежь -студентами, студентками и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого выходили в Донские полки.
В Великую войну и в Освободительной казачьей борьбе показали себя как прекрасные боевые офицеры: полковник Мангатов - командир 21-го Донского казачьего полка, сотник Мангатов, войсковой старшина Батырев, подъесаул Дакугинов, подъесаул Сельдинов, сотник Бакбушов, хорунжий Пуртилов и другие,
В начале Освободительной казачьей борьбы (начало 1918 года) Сальский округ был районом борьбы за свободу, Здесь в степях партизаны походного атамана генерала П.Х. Попова проделали свой замечательный "Степной поход". Весь калмыцкий народ стал на защиту своих станиц. По очищении Сальского округа при атамане Краснове калмыки сформировали два полка: Зюнгарский и третий калмыцкий (1-я Донская дивизия) - постоянной армии и конную полусотню в конвой донского атамана.
Калмыки в составе Донской армии до самого конца боролись с большевиками. При оставлении родной земли они целым народом, с семьями, покинули свои станицы и отходили при армии до Новороссийска. Оставленные главным командованием на берегу Новороссийского мола, большая часть их погибла, приняв от большевиков мученическую смерть. В эмиграции сейчас донских калмыков насчитывается немного больше тысячи душ, рассеянных по разным странам, но характерным для них явлением есть то, что они оседали за границей, не рассеиваясь, сохранили большие группы, образовав свои калмыцкие хутора и станицы, а одиночки вошли в общеказачьи организации.
При открытии в Югославии Донского кадетского корпуса (1922 г.) значительная часть детей-калмыков были зачислены в корпус, в гимназии в Праге, а также в высшие учебные заведения Праги, Белграда и других столиц. Теперь многие из них, окончивши свои школы, работают по своей специальности. Среди молодой калмыцкой интеллигенции создались культурные центры, кружки в Праге, Белграде, Софии. Многие сотрудничают в казачьих журналах. Благодаря энергии и жертвенности в эмиграции были выпущены периодические журналы: "Ойрат" (1924 г.), "Улан Залат" (1927-1930 гг.), "Мана-Санан" и "Ковыльные волны", издающиеся и до настоящего времени. Существовавшая в Праге Калмыцкая комиссия культурных работников успешно занималась сбором произведений калмыцкого устного творчества и выпустила несколько книг "хонхо" на калмыцком языке.
Заметную деятельность проявляют руководители калмыцкой национальной организации "Хальмаг Тангачин Туг" - Ш.И. Балинов и С.Б. Балыков. Первый, помимо многочисленных статей исторического и публицистического характера, напечатанных в казачьих журналах, выпустил отдельным изданием брошюры: "Чем было казачество", "Чем стало казачество", "Наш ответ "оборонцам" и "Казачьи дела". С.Б. Балыков в разных казачьих и калмыцких журналах напечатал больше 50-ти рассказов из калмыцкой и казачьей жизни и издал отдельную повесть "Взбаламученная степь", приготовил к изданию исторически-бытовой роман "Честь девичья" из калмыцкой жизни. Доктор Данара Баянова переложила на ноты около 50-ти калмыцких новых и старых песен.
Но самое замечательное событие в жизни калмыцкой эмиграции - это постройка первого в Европе буддийского храма в Белграде. Донские калмыки, несмотря на свою малочисленность, путем жертвенности и энергии, по почину полковника А.А. Алексеева и Бакши Умальдинова при ближайшем содействии духовенства и всей эмиграции, при участии и помощи владельца кирпичного завода в Белграде господина Милоша Яшимовича построили не только прекрасный храм, но и помещение для духовенства, библиотеку и школу при нем.
Храм построен на окраине Белграда, где создан калмыцкий хутор Мокрый Луг, и 12 декабря 1929 года торжественно освящен при многочисленном количестве собравшихся. На этом торжестве присутствовали представители сербской и казачьей общественности.
Случай этот показывает ту жертвенность и спайку, которой держатся донские калмыки, несмотря на тяжелые условия нашей зарубежной жизни. Этим они лишний раз доказали всем, что в единении - сила".
to the library | номын сан руу | в библиотеку