Булаhад авсн
Enhd
В одном из сумунов западного аймака Монголии у одного казаха повзрослел сын, Телюбек. Ему исполнилось 19 лет, пришло время жениться. Родители выслушали мнение сына, который сказал что есть одна девушка по имени Алмагуль, но она к сожалению несогласна. Но родители парня, люди состоятельные и уважаемые в своем роду, решили умыкнуть девушку и потом выплатить ее родителям калым. Однако трудностью являлось то, что родители девушки были тоже людьми небедными и их род был также силен (т.е. многочислен; enhd). Поэтому они не решались делать все напрямую. Парню, прямо таки горевшему из–за любви, пришла блестящая идея, для того чтобы выманить девушку, послать парня–монгола, которого родители девушки не заподозрят.
Если обещать хороший гонорар, то конечно найдется авантюрист–монгол.
Короче, уговорил он парня–монгола, которого звали Дэлгэрсайхан, с соседней улицы и вскоре несколько казахских парней и монгол отправились в поход УАЗ–ике.
Это было 11 июля или первый день национального праздника в Монголии.
Группа "кавказской пленницы" доехала до места назначения и казах–жигиты отправили монгол–парня к юрте девушки, предварительно указав ему где она находится. Так как был день национальный праздник, казахи праздновали "той", там было много людей, пели "айтыс", боролись и т.п. Ну Дэлгэрсайхан немного посидел принимая угощения и стараясь найти девушку согласно по признакам указанными парнями казахами, но все без результата. В конце концов он просто спросил у одного мальчугана, который и указал на нее. Он подошел к ней и начал разговор мол что "жена его Чулуунцэцэг училась с ней Алмагуль в одной классе" и т.д. Алмагуль была рада что слышать новости об однокласснице и спрашивала о ней. Дождавшись этих вопросов наш парень сразу же сказал: "Да, Чука (Чулуунцэцэг) как раз недалеко отсюда, рядом, находится у моей машины. Мы ехали здесь недалеко, но машина села в грязь и мы еле–еле освободились. Я тут чтобы спросить хорошую дорогу без грязи и трудностей. Как насчёт пойти вместе, указать нам хорошую дорогу и встретиться с одноклассницей?". Так как он был монголом, и тем более мужем её одноклассницы, Алмагуль ничего не подозревая пошла с ним. Когда они подошли к УАЗ–ику оказалось, что оставшиеся парни–казахи и в самом деле сели в грязь. Под их взглядами Алмагуль, подозревая недоброе, убежала назад. Обеспокоившись монгол Дэлгэрсайхан хотел нагнать девушку, но казах Есенгельд остановил его, сказав ему: "Дээгий ты сделал свое дело, а сейчас мы должны сделать свое". Они догнали Алмагуль и с криком и шумом принесли в УАЗик. Так как Дэлгэрсайхан знал, что таков обычай казахов, он сидел молча. Они спешили, толкали, чтобы вызволить машину из грязи и т.п.
Однако, услышав крик девушки немедля прискакали ее братья и родные и стали их бить. Ни один из "воровок девушки" не сопротивлялся, даже не пытался бежать. Таков обычай казахов, если пойман при умыкании девушки, не сопротивляться. При этом монголу, как иноверцу (кафир; enhd) и чужаку из другого народа, досталось больше всех, его челюсть была сломана в двух местах. Но судиться было не подходящим и да наверно незачем.
Традиция ...
Читал в "желтой прессе" у нас в Монголии. Может подробности, такие как сломанный подбородок и неправда, но в самом факте сомневаться конечно не приходится.
3 октября 2002 г.
***
Небольшой комментарий: у калмыков умыкание невесты практиковалось примерно до 30-х гг. 20-го в. В исследовании Молькова (Калмыки. Исследование санитарного состояния и запаса жизненных сил. Под. ред. проф. А.В. Молькова. [Гос. Ин-т Социальной Гигиены. Экспедиция 1925-1926 гг.] М. – Л. 1928. 347 стр.) говорится:
«Умыкание» невесты имеет и теперь нередко место у калмыков, что и вызвало издание Председателем Калмыцкого ЦИК’а 25/XII—22 г. специального приказа по этому поводу. Но, главным образом, «умыкание» невесты осталось теперь только при свадебных обрядах, где часто инсценируются моменты насильственного увоза невесты, отбивание ее со стороны родственников, взаимная борьба и т. д.
Вот текст приказа: «Обычай похищать девушек, часто не достигших брачного возраста и обращать их в жены, до сих пор продолжает существовать в среде калмыцкого населения. Такому насилию над личностью женщины, являющейся свободной гражданкой РСФСР, должен быть положен конец самыми решительными мерами. Вследствие этого, предлагаю всем Исполкомам и Сельсоветам о каждом случае похищения девушки немедленно доводить до сведения розыскных и судебных властей для привлечения виновных к законной ответственности».
Хойт Санж.
to the library | номын сан руу | в библиотеку