Этнографический обзор
eng | мон

Преобладающей отраслью традиц. х-ва Б. было скотоводство. Позже под влиянием рус. крестьян Б. всё больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье типично монг. кочевое х-во, пастбищное с зимними тебенёвками (выпасами на подножном корму). Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Зап. Бурятии скотоводство было полуоседлого типа. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Охота была распространена преимущественно в горно-таёжных р-нах, рыболовство на побережье Байкала, на острове Ольхон, нек-рых реках и озёрах. Существовал промысел нерпы.
Традиции земледелия у Б. уходят в раннее средневековье. В 17 в. сеяли ячмень, просо и гречиху. После вхождения Бурятии в состав России произошёл постепенный переход к оседлости и к земледелию, особенно в Зап. Бурятии. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. пашенное земледелие сочеталось со скотоводством. По мере развития товарно-денежных отношений Б. заводили усовершенствованные с.-х. орудия: плуги, бороны, сеялки, молотилки, осваивали новые формы и методы с.-х. произ-ва. Из ремёсел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Б. занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли.
С переходом к рыночным отношениям у Б. появились свои предприниматели, купцы, ростовщики, получили развитие лесной, извозный, мукомольный и др. промыслы, отд. группы уходили на золотые прииски, угольные шахты.
В советский период Б. полностью перешли к оседлости. Вплоть до 1960-х гг. большинство Б. оставалось в агр. секторе, постепенно вовлекаясь в многоотраслевую пром-сть. Возникли новые города и рабочие посёлки, изменились соотношение гор. и сел. населения, социально-проф. структура нас. Вместе с тем из-за ведомственного подхода в размещении и развитии производительных сил, экстенсивного индустриально-экономического развития Вост.-Сибир. региона респ. и авт. округа превратились в сырьевой придаток. Ухудшилась среда обитания, разрушились традиц. формы х-ва и расселения Б.
Социальная орг-ция Б. монг. периода - традиционная центральноазиатская. В Предбайкалье, находившемся в даннической зависимости от монг. правителей, больше сохранялись черты родо-плем. отношений. Подразделявшиеся на племена и роды, предбайкальские Б. возглавлялись князьками разных уровней. Забайкальские группы Б. непосредственно находились в системе Монгольского гос-ва. После отторжения от монг. суперэтноса Б. Забайкалья и Предбайкалья жили отдельными племенами и терр.-родовыми группами. Наиболее крупными из них были булагаты, эхириты, хориицы, икинаты, хонгодоры, табангуты (селенгинские "мунгалы"). В кон. 19 в. родовых подразделений насчитывалось св. 160. В 18 - нач. 20 вв. низшей адм. единицей являлся улус, управляемый старшиною. Объединение нескольких улусов составляло родовое управление во главе с шуленгой. Группа родов образовывала ведомство. Малочисленные ведомства управлялись специальными управами, а крупные - степными думами под главенством тайшей. С конца 19 в. постепенно была введена система волостного правления. Б. постепенно вовлекались в систему социально-экономич. жизни рос. общества. Наряду с наиболее распространённой малой семьёй существовала большая (неразделённая) семья. Большая семья образовывала нередко селение хуторского типа в составе улуса. В семейно-брачной системе важную роль играли экзогамия и калым.
По мере колонизации края русскими, роста городов и сёл, развития промышл. предприятий и хлебопашества усиливался процесс сокращения кочевания и переход к оседлости. Б. начали селиться более компактно, образуя нередко, особенно в зап. ведомствах, значительные по размеру поселения. В стенных ведомствах Забайкалья перекочёвки совершались от 4 до 12 раз в год, жилищем служила войлочная юрта. Срубных домов рус. типа было мало. В Юго-Зап. Забайкалье кочевали 2-4 раза, наиболее распространёнными видами жилища были деревянные и войлочные юрты. Войлочная юрта - монг. типа. Её остов составляли решётчатые раздвижные стены из ивовых ветвей. "Стационарные" юрты - бревенчатые, шести- и восьмистенные, а также прямоуг. и квадратные в плане, каркасно-столбовой конструкции, крыша куполообразная с дымовым отверстием.
Часть забайкальских Б. несла воинскую повинность - охрану гос. границ. В 1851 в составе 4 полков они были переведены в сословие Забайкальского казачьего войска. Б.-казаки по роду занятий и образу жизни оставались скотоводами. Прибайкальские Б., занимавшие лесостепные зоны, перекочёвывали 2 раза в год - в зимники и летники, жили в деревянных и лишь отчасти в войлочных юртах. Постепенно они почти полностью перешли к оседлости, под влиянием русских строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Деревянные юрты приобрели подсобное значение, а войлочные вовсе вышли из употребления. Непременным атрибутом бурят. двора (в Предбайкалье и Забайкалье) являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой до 1,7-1,9 м, с резным орнаментом на верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина.
Традиц. посуда и утварь делались из кожи, дерева, металла, войлока. По мере усиления контактов с рус. нас. у Б. всё более распространялись фабрично-заводские изделия, предметы оседлого быта. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды всё чаще употреблялись х.-б. ткани и сукна. Появились пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т.п. Вместе с тем традиц. формы одежды и обуви продолжали сохраняться: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов - также ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о высоком социальном положении.
Мясо и разл. молочные продукты были основными в питании Б. Из молока приготовляли варенец (тараг), твёрдые и мягкие сыры (хурууд, бисла, хэзгэ, аарса), сушёный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак). Из кобыльего молока приготовляли кумыс (гуний айрак), а из коровьего - молочную водку (архи). Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина, ели также мясо диких коз, сохатого, зайцев и белок, иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготовляли конину. Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. Б. широко употребляли в пищу ягоды, растения и коренья, заготовляли их на зиму. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры.
В народном искусстве Б. большое место занимают резьба по кости, дереву и камню, литьё, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях.
Основные жанры фольклора - мифы, легенды, предания, героический эпос ("Гэсэр"), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространёнными у Б. (особенно у западных) были эпич. сказания - улигэры, напр. "Аламжи Мэргэн", "Алтан Шаргай", "Айдуурай Мэргэн", "Шоно Батор" и др.
Широко бытовало музыкально-поэтич. творчество, связанное с улигэрами, к-рые исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хуре). Наиболее популярным видом танц. искусства является танец - хоровод ёхор. Существовали танцы-игры "Ягша", "Айсухай", "Ягаруухай", "Гуугэл", "Аярзон-Баярзон" и др. Разнообразны народные инструменты - струнные, духовые и ударные: бубен, хур, хучир, чанза, лимба, бичхур, сур и т.д. Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии.
Наиболее значительными праздниками были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, разл. игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). У большинства Б. существовали три обязательных тайлагана - весенний, летний и осенний. В настоящее время тайлаганы возрождаются в полной мере. С утверждением буддизма получили распространение праздники - хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них - Майдари и Цам, приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан cap), к-рый считался началом Нового года. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов и республики.

Михайлов Т.М. // Народы и религии мира. Энциклопедия. Главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1998.


назад | на главную



Hosted by uCoz