Дунсян, дунсянхуэ, санта, саньта, dongxian, santa
eng | мон

дунсян чир:а дунсян чир:а дунсян

Этноним происходит от китайского слова Дунсян 'восточное село'. Самоназвание - дунсянхуэй. Численность - 373 700 чел (по переписи 1990). Говорят на дунсянском языке монгольской семьи языков. Верующие - мусульмане-сунниты.
Дунсяне проживают, главным образом, в Дунсянском автономном уезде Линься-хуэйского автономного округа провинции Ганьсу на северо-западе Китая, а также в граничащих с ним уездах Гуанхэ, Хэчжэн, Линься, Канлэ и Цзишишань. Кроме того, дунсяне проживают в Ланчжоу, административном центре провинции Ганьсу, в Нинся-хуэйском автономном районе и Синьцзян-уйгурском автономном районе. В районах проживания дунсян высокий рельеф местности, большая их часть является засушливыми горными районами, расположенными на высоте тысяча девятьсот - две тысячи триста метров над уровнем моря.
Национальность дунсян сформировалась во второй половине 14 века, когда несколько народностей, проживавших в районах нынешнего расселения дунсян, слились воедино. В основном это были переселенцы из Средней Азии и монголы, исповедующие ислам. В 13 веке Чингисхан, совершая походы в Среднюю Азию, отправил большой отряд воинов и ремесленников на колонизацию целинных земель на Северо-западе Китая, в пределах нынешней провинции Ганьсу, чтобы объединить всю страну и укрепить тыл. Переселенцы из Средней Азии, исповедовавшие ислам и занимавшиеся земледелием и ремесленничеством, в скором времени освоили эти земли. В течение нескольких сотен лет, сливаясь с местными монголами, китайцами, тибетцами, они постепенно сформировали народность дунсян.
Мужская одежда - куртка, штаны, черная или белая шапка без полей, матерчатые тапочки, зимняя одежда на вате; женская - длинная кофта, штаны, головная шелковая повязка: зеленая - у девушек, черная - у молодых, синяя - у пожилых, белая - у старых женщин и вдов. На полах женской одежды вышиты цветочки, широкие рукава и штанины обшиты каймой, мужчины-дунсяне ходят в широких халатах, за поясом носят меч. За последние десятилетия одежда дунсян сильно изменилась, уже редко можно встретить прежний красивый традиционный костюм. Костюм стал похож на одежду местных ханьцев и хуэйцев, отличия сохранились только в головном уборе.
Имеются случаи многоженства. Браки заключались преимущественно с единоверцами. Интересен уходящий обычай бинтования ног. Ислам оказал сильное влияние на все стороны культуры, быта, социальной жизни дунсян.
Двор обычно окружен стеной высотой в три метра, жилая часть постройки располагается по четырем сторонам двора или по двум, конструкция дома деревянная, стены обмазаны глиной. В лучших комнатах обычно живут старики. В доме имеется большая кухня, а также ванная. В жилище имеется теплая лежанка, кан. Окна выходят во двор.
Курбан-байрам и ураза-байрам являются наиболее важными праздниками дунсян. Кроме того, 15-го мая по лунному календарю дунсяне также отмечают праздник факелов, который отличается от праздника факелов национальности И на юге Китая. Во время праздника факелов дунсяне собираются вместе, поют и пляшут. А дунсяне, живущие в селах, как только стемнеет, берут в руки факелы, сделанные из соломы, и высоко держа их над головой, пробегают с ними по горам и полям. Это очень красивое зрелище, и в темноте вереница факелов выглядит, как летающий дракон.
Дунсян разводят коров и овец, имеют в хозяйстве ослов и мулов, традиционными ремеслами являются обработка кожи и шерсти, изготовление серебряных украшений, столярное и кузнечное дело. Основное занятие - пашенное земледелие (рожь, овес, овощи, картофель), а также скотоводство. Сохраняет значение охота.
Кухня дунсян во многом сходна с кухней других нацменьшинств, исповедующих ислам и проживающих в северо-западных районах Китая. В пищу они, главным образом, употребляют говядину, баранину, мучные изделия, картофель. Дунсяне гостеприимны и гостей встречают очень радушно, сразу приглашают присесть, угощают чаем, блинами с маслом, пловом и т.д.
Дунсянский язык (также санта или саньта), распространен на юго-западе провинции Ганьсу в КНР, в Баоаньско-Дунсянском автономном уезде автономной префектуры Линься. Вместе с баоаньским, монгорским и шира югурским языком принадлежит к южномонгольской группе монгольских языков. Имеется частичное взаимопонимание с соседним баоаньским языком. Диалектное членение, по данным Б.Х.Тодаевой, не выражено; по другим сведениям, имеется три диалекта с незначительными различиями. Язык бесписьменный; используется только в обиходно-бытовой сфере; молодое поколение в ряде ситуаций использует китайский даже в разговоре друг с другом; в словаре - около 30% китайских заимствований. Дунсянский язык сохраняет черты среднемонгольской эпохи, а также заимствовал частично арабско-иранскую культовую и китайскую лексику.

Литература:
"НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.
Тодаева Б.Х. Дунсянский язык. М., 1961.
Тодаева Б.Х. Предварительные итоги изучения дагурского, монгорского, дунсянского и баоаньского языков. // Чжуго юйвэнь. 1957, №9.
Тодаева Б.Х., Чингэлтэй, Насанбаяр и Содном. Предварительные итоги работы монгольской лингвистической экспедиции в КНР. Пекин, 1955. (На китайском языке).
Cinggeltei. Dumdadu ulus-taki mongγol törül-ün kele-nügüd ba mongγol kelen-ü ayalγu-nuγud-un yeröngkei bayidal // Mongγol kele bičig. 1957, №11; Mongγol teüke kele bičig, 1958. №2, 3, 6, 7, 12.

Used materials from the web-pages:
http://www.crinews.com/russia/2001/Apr/19289.htm
http://www.chinadata.ru/dongxiang_eth.htm
http://www.chinacharm.net/images/ChineseDolls/htm/Dongxiang.htm
http://userpage.fu-berlin.de/~corff/im/Sprache/Dongxiang.html
http://www.orientaltravel.com/people/Dongxian.htm
http://www.paulnoll.com/min-Dongxiang.html
Etymological dictionary of Dongxian incorporated into Mongolian Etymological dictionary

Илья Грунтов
оригинал на http://www.altaica.narod.ru/ETHNOS/e_dungxian.htm


Численность: 373 872 человека.
В основном населяют Линься-хуэйский автономный округ провинции Ганьсу, небольшое количество также проживает в Ланьчжоу, в районе Динси, в Нинся-хуэйском автономном районе и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Говорят на дунсянском языке, который принадлежит к монгольской группе алтайской языковой семьи. Существует 3 диалекта: сонаньский, ванцзяцзиский и сыцзяцзиский. Большинство молодежи знает китайский язык. У дунсянов нет своей письменности.
Исповедуют ислам.
Дунсяны в основном проживают в районе Дунсян Линься-хуэйского автономного округа провинции Ганьсу, отсюда они получили свое название. Дунсяны произошли от монголов. Уже в XIII в. здесь стоял монгольский гарнизон. Во второй половине XIV в. смешались с другими национальностями, населявшими район Дунсян, и сформировались в единую национальность. В прошлом их называли "дунсянхуэйхуэй", "дунсянмэнгу", "дунсянтужень" и т.д., после основания КНР стали официально называться "Дунсян". Автономный уезд дунсян находится в расположенном высоко над уровнем моря засушливом горном районе, среди горных вершин и отвесных ущелий. Старый Дунсян сильно изменился и превратился в бурно развивающийся новый горный район. Обычаи и религия дунсян имеют много общего с национальностью хуэй, но язык очень похож на монгольский. Они занимаются земледелием, выращивают картофель с высоким содержанием крахмала. Кроме того они скрестили абрикосовые и персиковые деревья и вывели много новых известных видов, которые не похожи ни на абрикос, ни на персик, но плоды которых обладают приятным вкусом и ароматом.

оригинал на http://china.worlds.ru/info/min/dongxiang.html

Дунсянский язык (изредка также сан(ь)та – по названию этнической группы), распространенный на юго-западе провинции Ганьсу в КНР, в Баоаньско-Дунсянском автономном уезде автономной префектуры Линься (по соседству с баоаньским языком, с которым частично взаимопонимаем; как и баоани, саньта – мусульмане-сунниты). Число говорящих (по переписи 1990) составляет ок. 374 тыс. Диалектное членение, по данным Б.Х. Тодаевой, не выражено; по другим сведениям, имеется три диалекта с незначительными различиями. Язык бесписьменный; используется только в обиходно-бытовой сфере; молодое поколение в ряде ситуаций использует китайский даже в разговоре друг с другом; в словаре – около 30% китайских заимствований.

Тодаева Б.Х.

Дунсян (кит. - восточное село), дунсянхуэй (самоназв. по назв. места), дунсян монгол, дунсян хуэй хуэй (кит. назв.), народ в Китае. Живут в пров. Ганьсу, а также в Нинся-Хуэйском и Синьцзян-Уйгурском авт. районах. Числ. 390 тыс. чел. Говорят на дунсянском языке монг. группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.
Предки Д. - группа монголов-мусульман, переселившихся в 13 в. в Ганьсу. С тех пор Д. испытывают влияние соседних китайцев, хуэй, тибетцев. Язык Д. сохраняет черты среднемонгольской эпохи, а также заимствовал частично арабско-иранскую культовую и китайскую лексику.
Осн. традиц. занятия - пашенное богарное земледелие (рожь, овёс, овощи, картофель), а также скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Сохраняет значение охота. Из ремёсел развиты обработка шерсти и кож, столярное и кузнечное. Жилище глинобитное, саманное с тёплой лежанкой кан. Окна выходят во двор. Муж. одежда - куртка, штаны, чёрная шапка, матерчатые тапочки, зимняя одежда на вате; женская - длинная кофта, штаны, головная повязка: зелёная - у девушек, чёрная - у молодых, белая - у пожилых и вдов. Основу пищи составляют зерновые, овощи, мясо. Семья малая, встречались случаи многоженства. Браки заключались преимущественно с единоверцами. Особенностью являлся уходящий обычай бинтования ног. Ислам оказал сильное влияние на все стороны культуры, быта, социальной жизни дунсян.

Решетов А.М. Дунсян // Народы и религии мира. Энциклопедия. Главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1998.


назад | на главную



Hosted by uCoz