Домонгольский период

eng | мон

Древние союзы (VIII-XI века)

Исторические пертурбации, происходившие на протяжении всего I тысячелетия н. э. вели к распаду старых и образованию новых временных объединений, союзов племен. Основными письменными источниками, позволяющими выделить этнические группы, послужившие субстратом для сложения будущего ойратского союза являются в основном китайские летописи. В труде Сыма Цяня (около 145-90 гг. до н. э.) «Ши цзи» («Исторические записки» или «Записки историка»), сообщается о трех группах народов: хунну, дун-ху и дун-и, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н. э. (Эрдниев, 1985). Когда хунский шаньюй Модэ разбил дунху (некоторые исследователи предполагают, что это была монголоязычная группа народов), оставшийся народ укрылся в горах Ухуань откуда и пошло их название. Сяньби также являвшиеся отраслью дома дунху получили название от гор Сяньби-шань, в которых они жили (Митиров, 1998). В III – IV в. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, которые после хунну были наиболее крупным объединением еще с III в. делились на несколько союзов.
Наиболее многочисленными были союзы муюн, владевших территорией Южной Манчжурии, и тоба, кочевавших по территории современной Внутренней Монголии и Ордоса. Муюн заняли территорию современной провинции Хэбэй, вели длительные войны против хунну. При поддержке китайцев они создали государство Янь. Янь имела столкновения с Цинь - государством, образованным племенами тибетской группы на землях современных Ганьсу, Шэньси и Нинься. Цинь распалась в 383 г., потерпев поражение от китайцев в бассейне Хуанхэ. Отмечается, что государства создаваемые в то время завоевателями на севере отличались политической нестабильностью. Почти столетние военные столкновения прекратили тоба, захватившие Северный Китай. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором, а его внук установил династию Северных Вэй (386–534), впоследствии ассимилированную в китайской среде (История Китая, 1998).
В VI в. на востоке обитали три народа: татабы, которых китайцы называли хи, жившие по западным склонам Хингана; кидан (также отрасль дома дунху (Эрдниев, 1985)), занимавшие степную часть Маньчжурии, к северу от реки Ляохэ; и 30 татарских племен (отуз-татар), получивших у китайских географов название Шивэй (Гумилев, 1993). История династии Суй (581-618 (История Китая, 1998)) сообщает, что шивэйцы «относятся к ветви киданей: живущие на юге называются киданями, на севере – шивэйцами». Одна из ветвей шивэйцев называлась мэнгу-шивэй (Mengwu Shiwei http://www.uglychinese.org/mongolian.htm#mengwu), этот этноним считают первым достоверным упоминанием о монголах (Митиров, 1998). В 629 г. в борьбе с сирами упоминается племя он-уйгуров (десятиплеменной уйгурский народ), которое создает антисирскую коалицию "токуз-огуз" (девять-огузов, т.е. племен) (www.kyrgyz.ru/hron/hron_03.shtml). Впоследствии эти группы составляют население Уйгурского каганата (745 – 840). Кроме тюркоязычных он-уйгур и токуз-огуз туда входили некоторые самодийские племена и монголоязычные отуз-татары (Авляев, 1984). В 840 г. происходит разгром уйгуров енисейскими киргизами и освобождение отуз-татар или шивэй - потомков сяньби от уйгурского господства. Часть шивэй живших в начале в верхнем течении реки Амур после событий 840 г. переселяется в западное Прибайкалье и в верховья Енисея, оттеснив курыкан (предков якутов) и туматов (потомков дубо из «Тан-шу») (Авляев, 1994). Возможно, из них выделились племена группы Цзубу, упоминавшиеся в «Ляо Ши» (Авляев, 1984).
В «Алтан Тобчи» Лубсан Данзана (Горохова, 1984) говорится, что основатель ойратского рода дорбэнов Дува-Сохор конца IX – начала X вв. происходил по мужской линии в 11 поколении от легендарного потомка всех монголов Бортэ-Чино. Бортэ-Чино был, по мнению автора «Алтан Тобчи», младшим братом тибетского царя Далай-Субин Алтан Сандалиту-хагана (Сроцзангамбо 617-649). Он покинул Тибет из-за начавшейся междойсобной войны и прибыл в страну Джад («чужой»). Это событие отнесено автором «Алтан Тобчи» к VII в. Обосновавшись в урочище Бурхан-Халдун, Бортэ-Чино женился и основал свой род «монгол». С того времени минуло примерно 400 лет, когда после смерти Дува-Сохор 4 его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали «dorben irqen» (Сокровенное сказание монголов, 1990 - далее ССМ). Это считают самым первым и ранним упоминанием одного из ойратских родов – дэрбэт (Горохова, 1984).
Абаоцзи (Апоки или Амбигань из рода Елюй) в 916 г. объявил себя императором (Митиров, 1998; Дашибалов, 1997; История Китая, 1998) государства киданей – Ляо (916 – 1125 гг.) (или Да-Ляо - Великое Ляо (Авляев, 1994)), названное так в 917, вероятно, по реке Ляошуй (Шара-Мурэн), что находится в Маньчжурии, где первоначально и кочевали кидани и родственные им племена. По некоторым оценкам, в период расцвета государства Ляо общая численность населения составляла 3 млн. 800 тыс., из них собственно киданей было 750 тыс., бохайцев (народы Амура) – 450 тыс., китайцев – 2 млн. 400 тыс. и представителей других народов – 200 тысяч (Дашибалов, 1997). В начале XI в. киданьское Ляо вело войны с Китаем и часто действовало заодно с тангутским (китайско-тибетско-уйгурским) Западным Ся (История Китая, 1998).
В борьбе с киданьским Ляо Мо-ко-сы (Маркус или Меркуз, Хурчаус, Буюрук-хан монгольских и персидских источников) – предводитель группировки Цзубу сумел объединить многие племена (в том числе и часть татар). Он доводился дедом Тогорил (Тоорил) или Ван-хану кереитскому (Викторова, 1980). Кроме кереит (центральная группа) в Цзубу входили найман (северо-западная группа), меркит (северная группа), согдийцы (сог-по) (Авляев, 1984). Авляев (1984) же приводит сведения арабского историка Абул Фараджа, пишущего, что в 1007 г. царь кереитского народа обратился к несторианскому митрополиту Ебед-Иешу в г. Мерве (одном из городов Хорасана) с просьбой принять его в христианскую веру с народом, насчитывавшем 200 000 человек. Видимо это является первым упоминанием о кереитах. Он же (Авляев, 1984) приводит слова Рашид-ад-дина о кереитах: «Они представляют собой род монголов; их обиталища есть по рекам Онону и Керулену, земля монголов… Они славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с монгольскими племенами, и их обычаи, нравы, наречия и словарный состав (лугат) – близки друг другу». Утверждение о монголоязычности кереитов Авляев подтверждает сообщениями из ССМ, из которых следует, что кереиты общались с монголами Чингис-хана на одном языке и другого языка не знали. В другой работе (Авляев, 1994) этот вывод распространяется на найманов и меркитов.
В X - XI вв. огулет и баатут (которые позже станут известны как члены ойратского союза, хотя возможно союз этот существовал и в X - XI вв.) видимо ушли на север с курыканами (гулигань) и участвовали в этногенезе современных якут (Авляев, 1994; Эрдниев, 1985).
Таковы вкратце события, иллюстрирующие исторические процессы, происходившие в I тысячелетии. Неизбежные контакты, распад старых и образование новых военных и политических союзов, происходившие на территории Восточной и Центральной Азии, вели к выделению различных монголоязычных групп, составивших этнический субстрат, из которого впоследствии выделился ойратский союз.

Ранние ойраты (XII век)

«Во второй половине ХII в. в районе озер Далай-нур и Буир-нур кочевали татары, принадлежавшие к монгольскому племени. К западу от них, по реке Толе жил народ под названием кереит. К западу от них, по Алтайскому хребту, жило племя найман. Севернее от татар, кереит и найман, по реке Онон, жили собственно монголы. К западу от монгол, к горам Хангай и оз. Байкал жили меркиты. Между Табун-ула, Саянами и оз. Байкал - ойраты. Джунгария была заселена уйгурами, народом тюркского происхождения, принявшим культуру и письменность не от Китая, а с запада. Громадное пространство, состоящее из Восточного Туркестана, большей части Джунгарии, Семиреченской области и района оз. Балхаш, составляло государство (Хара) Кара-Китай, населенное тюркскими племенами. Сары, кара-китайцы были, вероятно, монгольского происхождения и переселились на запад в первой половине ХII века» (Гумилев, 1993). Локализация Гумилева дополняется информацией бурятского историка Дашибалова (1997), где указывается что «в Байкальской Сибири (Баргуджин-Токуме) в XII - XIII вв. обитали такие племена: кори (хори), баргут, тумат, байаут, ойрат, бурят, хойи-урянка, меркит. ... Названия ойрат и бурят в источниках в ряде случаев встречаются рядом друг с другом. В некоторых старых летописях они упоминаются даже как ойрат-бурят… О том, что буряты жили западнее озера Байкал можно заключить и из ССМ, где они упоминаются среди енисейских народов. Следовательно, буряты и какая-то часть ойратов населяли западные пределы Баргуджин-Токума на границе с областью Кем-Кемджиут. Причем ойраты были гораздо больше по численности, и составляли союз племен, а буряты были малочисленны и входили в ойратское объединение». Следовательно, в то время ареал ойратского союза был несколько шире, указанного Гумилевым (1993). Это подтверждается и калмыцким историком Эрдниевым (1985), писавшем, что на рубеже XII и XIII вв. ойраты и другие монгольские племена освоили значительную часть Прибайкалья - бассейн реки Селенги, долину Ангары, верховье Лены, северо-восток озера Байкал, верховье Енисея; лесные районы, межгорные долины и степи на северо-востоке Саян и Танну-Ола.
«Об этом судят по археологическим материалам и летописным источникам… Согласно утверждению Рашид-ад-дина, ойраты «издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название с таким распределением...». Здесь текст обрывается, и мы не можем сказать, что собою представляли «отрасли» и «разветвления», о которых сообщает Рашид-ад-дин, какие роды или племена входили в этническое объединение ойратов. Тем не менее, совершенно ясно, что название «ойраты» обозначало нечто большее, чем первичные племена, а также то, что их этническое единство неоспоримо» (Эрдниев, 1985). О единстве ойратов может свидетельствовать утверждение Рашид-ад-дина: «Ойраты всегда имели государя и вождя» (Митиров, 1998).
В племенах ойратского союза, располагавшегося в верховьях реки Енисея, Приангарье и в части в Западного Прибайкалья, шел процесс перемалывания диалектных различий и формирования ойратского диалекта древнемонгольского языка, имевшего, согласно утверждению Рашид-ад-дина, «небольшую разницу от языка других монгольских племен» (Эрдниев, 1985).
Состав ойратской конфедерации племен XII в. приводится двумя калмыцкими исследователями. Калмыцкий (российский) историк Авляев (2002), ссылаясь на "Эрденин Тобчи" ордосского князя Саган Сэцэна, приводит огулет (олет), багатут (батут), хойт (хойхат) и кэргуд. Ойратский (калмыцкий) историк Шильгин Норбо (1999), происходящий из синьцзянских ойратов, ссылаясь на обширный материал ойратских и других источников дает более развернутую картину: «В двух исторических сочинениях с одинаковым названием «Сказание о дурбэн-ойратах» («Dörben Oyrad-un teüke»), авторами которых являются Габан Шараб и Баатур-Убаши Тюмень, а также в недавно найденной в Синьцзяне анонимной «Родословной монголов» («Mongγol-un uγ eki-yin teüke») и других, написанных на «ясном письме» исторических сочинениях и жизнеописаниях, называются 4 племенных объединения и 8 племен дурбэн-ойрат: 1) хойт и баатут; 2) баргут и бурят; 3) öлöт и дэрбэт; 4) хошут и торгут. В «Сказании о дурбэн-ойратах» Габан Шараба и в «Истории Хо-Öрлöка» также говорится и о том, что дурбэн-ойраты по своему составу делятся хронологически на 3 группы: «ранних дурбэн-ойратов», «средних дурбэн-ойратов» и «поздних дурбэн-ойратов», и научно объясняется, как в процессе исторического развития племенной состав ойратов изменялся под влиянием времени, места обитания и других причин. Так по сообщению «Истории Хо-Öрлöка», в состав «ранних дурбэн-ойратов» входили хойт и баатут, баргут и бурят, єлєт, дэрбэт – итого 4 племенных объединения и 6 племен».
Состав «ранних ойратов» названный Шильгин Норбо отличается от приведенного Авляевым наличием баргутов, бурятов и дербетов. В работе Митирова (1998) приводится ряд других точек зрения на этот вопрос. Трудно однозначно склониться к тому или иному мнению, однако следует отметить, что в ССМ (1990) дербеты упоминаются отдельно от ойратов. Вероятно, что дербеты, а также баргуты и буряты вошли в ойратский состав со времени правления Чингис-хана, либо несколько позже. Кереиты, меркиты, найманы и более мелкие группы также были включены в состав ойратского союза позже, во времена существования монгольской империи. Учитывая изложенные выше факты, вопрос о составе ранних ойратов следует оставить открытым.
В настоящее время существует три версии происхождения этнонима ойрат (ойрас, ойрад, оийрад, оийрат, оийрод, ойрот, ойрод, ойрд, єєрд, єєрд(э), ойлиот, оёлёт, eleuth, элет, элют, улят, элутэ, о-лу-тэ, улутэ, ва-ла, ваила, вайла, вэйлатэ, валатэ): 1-я - Бичурина, русского монаха-переводчика XIX в., вытекает из монгольского слова «оийра» (єєр - совр. калм., ойр(а) - совр. халх.) «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» (Бичурин, 1991) или «ближний, близкий» (КРС, 1977); 2-я - бурятского ученого Д. Банзарова, утверждавшего, что слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди) (Эрдниев, 1985); 3-я - калмыцкого исследователя Убушаева (1994) предполагает тотемное происхождение термина ойрат (в значении волк) и считает не случайным совпадение с финским «koira» (собака). Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монгол в районе Минусинской котловины.
Олет (огэлет, угелет, огулет, єгєлєт, єєлєєт, єєльд, єлєт, олёт). Авляев (1994, 2002) считает, что этот этноним олет (огулет - старописьменное написание) происходит от монгольского слова «огулеху» (совр. єєлеху) - «обижаться (єєлх - совр. калм., єєнтєглєх - совр. халх. (КМРС, 1986), быть недовольным чем-то». Он (Авляев, 2002, с. 195) предполагает, что олет - первая группа монголоязычных "отуз-татар", или шивэй, которая вследствие раскола среди шивэй после разгрома Уйгурского каганата в 840 г., ушла в Прибайкалье и далее в верховья Енисея, оттеснив живших там курыкан и туматов. Вероятно с этого времени начинается монголизация этого региона, населенного преимущественно тюрко-самодийскими племенами. Часть тумат смешалась с ранними ойратами в X-XII вв., другая часть тумат объединилась в коалицию с монголоязычным племенем хори, хорилас (горлос, кори, фури и т.п.), и в предмонгольскую эпоху стало известно как объединение "хори-тумат" во главе с правителем Дайдула-Сохором. Некоторая часть древних тумат, курыкан и ойрат шла на север, где в среднем течении Лены и на Вилюе влилась в состав предков якут (Ксенофонтов, 1937).
По другой версии этот этноним является искаженным (вероятно китайским) произношением термина «ойрат». «Но сие достоверно, что в XVI веке калмыцкий народ назывался на их языке ойрот, а по-мунгальски ойлиот…» (Бакунин, 1995, с. 20). Действительно, в XVI в. термин єлєт иногда использовался для обозначения всех ойрат, однако Авляев (2002, с. 195) считает, что древнее «олёт, єгєлєт» нельзя ни в коем случае путать с «элют, eleuth, элет, элутэ, о-лу-тэ, ва-ла» - поздним китайским термином, обозначавшим в маньчжурскую эпоху всех ойрат Джунгарии, являвшегося синоним термина "ойрат" в китайских официальных хрониках и документах (Санчиров, 1974, с. 6-8). Вероятно из китайского этот термин распространился и в другие языки, что и было засвидетельствовано Бакуниным (1995).
Эрдниев (1985) предполагал, что «термин «ойрат» был наименованием одного племени (рода?), ставшего в дальнейшем ведущим ядром, объединившим другие, родственные по языку и культуре племена». Таким образом, если версия (олёт=элют, т.е. єгєлєт=ойрат) верна, то надо полагать, именно это племя или аристократический род дало имя ойратскому альянсу. Существует и другая точка зрения - Владимирцов (1934, с. 156-157) писал, что «так называемый «Ойратский союз», о котором много говорят европейские ориенталисты, никогда не существовал. По-видимому, представление об ойратском союзе появилось под влиянием не совсем правильного понимания слова oyirad (ойрат), как «близкие», значит и «союзники». Из того факта, что существовало название Дорбен Ойрат – «Четыре Ойрата», никак нельзя делать вывод о том, что союз был ойратский». Иными словами по Владимирцову выражение Дорбен Ойрат (Дєрвн Єєрд) следует понимать как «Четыре союзника», из чего следует, что вовсе необязательно именно группа под названием «ойрат» дала имя ойратскому союзу.
Этноним батут (баатуд, баатут, баhатут, багатут) является одним из ряда неизвестных ССМ и Рашид-ад-Дину, по сообщению Эрдниева (1980) батуты входили в ойратский союз XIII в. Калмыцкие исследователи (Авляев, 1994; Эрдниев, 1980) полагают, что этноним батут, баатут образовался в результате выпадения согласной из термина баhатут, багатут (богатыри) – процесса, характерного для монгольских языков. Выпадение согласной в слове баатут наблюдается в тексте ССМ (1990), монгольской летописи 1240 года: «Пусть в дни сражений будут впереди меня и зовутся «баатут-богатыри» (… Qatqulduan udur urida baiju, baatut boltuqai)», что говорит о том, что процесс этот происходил не позже XIII в.
Хойт (хойид, хойд, хöд, хєд, хєс, хэс) один из основных элементов раннего ойратского союза. По ойратским источникам Авляев (2002) выводит родословную хойтских нойонов от Дува-Сохора, жившего по его предположению в сер. IX в., через Эмнега и Худуха-беки (современника Чингис-хана) к последующим хойтским владельцам. Толкование этнонима вызывает затруднения у современных исследователей, поэтому, как правило, они ограничиваются констатацией факта ее невыясненности, либо поверхностным предположением происхождения его от слова хö, со значением баран, овца (Авляев, 2002) (хöн – калм., хой – халх.). Правда, до сих пор неизвестно ни одного случая тотемного этнонима, когда в качестве почитаемого животного-прародителя избирался именно баран, в отличие от быка, лебедя, волка, барса, беркута и пр. Помимо этой догадки имеется еще несколько версий, довольно сильно отличающихся друг от друга:
От слова «хойд(-т)» (со значением «север» в совр. халх.), оттуда же ее приводит Жуковская (1998). В современной Монголии существует этническая группа хотхойт (хотгойд, хотогойд, хотогойт), члены которой являются ветвью хойтов. Нямсамбуу (1992) пишет, что хотхойты это "халхазированные ойраты" и толкует этноним как "хойд хойд", то есть "северные северные". Имеется также мнение, что хотхойт это «хойд гойд» (особые хойты). Особенность их заключается видимо в соседстве с халха-монголами. В XVII-XVIII вв. их земли входили в состав Дзасактухановского аймака, а с кон. XVIII в. хотогойты живут в местах их нынешнего расселения - Хубсугульском и Дзабханском аймаках Монголии (Жуковская, 1998).
От этнонима «сойот», в тюркских языках «соян» (Бутанаева, Бутанаев, 2002). Представители сойотов проживают ныне на территории Окинского района Бурятии (Нагуслаева, 2001). Переход звука «с» в «х», точнее в «h» из всех монголоязычных групп наблюдается, по всей видимости, из-за длительного контакта с тунгусо-маньчжуроязычными группами (эвенками), только в языке современных бурят. Этноним, передающийся в современной русскоязычной литературе как хойт, на старомонгольском пишется хойид, поэтому теоретически возможно допустить переход сойот-хойод-хойид.
От корня хо(о) со значениями «благородный, чистый» и «бледно-желтый». У Авляева (2002), описывавшего яс(у)н «хо меркит» в составе донских калмыков его наименование переводится как «благородные меркиты», а подразделение хоонут в составе дербетов, с корнем хоо – как «бледно-желтые», «благородные, чистые». Примерно в том же толковании - «благородные, прекрасные, светло-пестрые» дается корень «хо» у Алексеевой, Борманжинова (1999), и у них же в значении в значении «соловые» (хо бухс – «соловые быки»).
Кроме того, слово гой(д) (со значением «особый, выдающийся, удивительный» в совр. халх.) можно рассматривать отдельно, вне этнонима хотогойт, как основу этнонима хойт.
Поиск в словарях по приведенным выше значениям с русского, и по словам с корнем хо (hо-го) с монгольских языков дал следующие результаты:
север - хойт зγг, хойно, умар (в халх. ОМТ, 1982); хоор (хоор), хооран (хоороон) 1. на север, к северу 2. назад, обратно (в ойр. СЯОС, 2001; КРС, 1977);
хо 1) светло-рыжий; 2) белоснежный; хо цаhан чирäтä кγγкн а) девушка с нежно-белым лицом; б) девушка-шатенка 3) палевый (КРС, 1977); хоовр светло-желтый (КРС, 1977); хоогчн соловый (о масти кобылиц) (КРС, 1977); хоо (хоо) светлый, светло-рыжий (о масти лошади) (СЯОС, 2001);
hо шулуун/ 1) прямой; 2) перен. прямой, правдивый, честный (КМРС, 1986); hоо (hоо) 1. прямо, прямой; 2. прямой, правдивый, откровенный (СЯОС, 2001);
благородный - hольшг (РКС, 1964). hольшг аяндантай, эв зохистой/ вежливый, деликатный, тактичный (КМРС, 1986); hолшиг (hолшиг) вежливый, деликатный, тактичный; соблюдающий правила приличия (СЯОС, 2001);
hово (hоба) красивый, великолепный (СЯОС, 2001); hойо (hойо) красивый, чудесный; нарядный, элегантный (СЯОС, 2001); красивый – сайхан; гуа; сайхан гуа; цэвэр; красивая девушка сайхан хγγхэн; цэвэр охин; 2. ариун; 3. гоё; ганган, сайхан (ОМТ, 1982);
особенно – 1. гоц; гойд; их; 2. ялангуя (ОМТ, 1982).

Не являясь филологом, оставляю этот материал на рассмотрение лингвистам и просто лицам, хорошо владеющим старым монгольским письменным языком. Как видим, версии происхождения этнонима, большинство которых, как мне кажется, можно оставить без внимания, довольно сильно расходятся, что наталкивает на мысль о том, что подлинный смысл этнонима современными монголоязычными группами возможно утрачен.
Из приведенных выше версий, на мой взгляд, заслуживает внимания только одна - происхождение от этнонима сойот. Поиск по словарям дал значение «клык» - соя (РКС, 1964), соёо (ОМТ, 1982), соя соёо (КМРС, 1986), сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001) и «побег, росток» сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001). Это значение дает предположить, что современный топоним Саяны (от которого скорее всего и происходит этноним сойот), возможно имеет монгольское происхождение. В этом случае по всей вероятности длительное соседство с иноязычными группами привело к трансформации сойот в хойот-хойид.
Вторая, никем ранее не высказывавшаяся, ускользнувшая от внимания исследователей, и на мой взгляд наиболее приемлемая и очевидная версия происхождения этнонима хойт - происхождение от корня (х)ой-(х)ö со значением лес. В современных монгольских языках начальный звук х редуцировался (в совр. калм. ö, ö-модн; в совр. халх. - ой, ой мод означает лес, чаща, заросли (КМРС, 1986; РКС, 1964; КРС, 1977). А между тем в ССМ (1990) пишется о хойин урянха (лесных урянха) и о хойин иргэд (лесных народах). В старописьменном варианте как существительное во множественном числе «лесные» вполне дает хойид.
Локализацию баргут очерчивает, ссылаясь на Рашид-ад-Дина, Эрдниев (1980): «Племена баргут, коры и тулас близки друг с другом. Их называют так вследствие того, что их стойбища и жилища находились на той стороне реки Селенги, которую населяли монголы, называющие себя «баргуджин-токум». Это подтверждается и Дашибаловым (1997): «все исследователи согласны в том, что основные кочевья баргутов находилась в Баргузинской долине». Он же пишет, что в курыканскую эпоху их называли байегу (байырку) и по средневековым китайским летописям и древнетюркским руническим надписям байырку относились к телесским племенам. Они имели «отборные войска 10 000, жителей 60 000 человек, все богаты» (Кюнер, 1961) (С этим сообщением перекликается попытка трактовать этноним байегу с современного якутского языка, как «бай ага уус» - богатое племя (Кривошапкин, 1998)). Анализируя происхождение баргут Дашибалов (1997) пишет, что байырку входили в конфедерацию телесских племен, создавших Уйгурский каганат (745 – 840), после разгрома которого средневековыми хакасами (енисейскими кыргызами), упоминания о племени байырку в источниках не встречаются. Он же (Дашибалов, 1997) предполагает, что в курыканскую эпоху баргуты говорили на тюркском языке, а во время господства монголов они стали монголоязычны. «Имеется мнение, высказанное языковедами, что в ряде случаев в источниках термин барга-баргу не может быть наименованием племени. Баргу - презрительное наименование лесных племён, которые, по мнению более развитых степных соседей, являлись «грубыми, необразованными» варварами, что означает дословно с монгольского языка это выражение (Бертагаев, 1958; Санжеев, 1983). … Рашид-ад-дин повествуя о населении Прибайкалья, пишет: «Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы… Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами (в данном случае Рашид-ад-дин говорит не об общем названии народа, а отмечает факт того, что перечисленные племена являлись отдаленными и отсталыми – Дашибалов)».
Кэргуд (кередгуд, кюрюнгуд, кvрvнгуд) – считают енисейскими киргизами, предками современных хакасов и киргизов (Авляев, 1994; Бутанаева, Бутанаев, 2002), хотя ранее Авляев (1984), ссылаясь на одну из версий «Алтан Тобчи», предполагал под термином «кэргуд» кереитов (в тексте – «керед-гуд»), при этом более подробных объяснений он не дает, что оставляет вопрос неясным.
Других версий происхождения этнонима «кэргуд» нет, за исключением одной, относительно недавно высказанной, но пока неопубликованной. Монгольский любитель истории Энх Далай предполагает, что корнем этого термина является хэрэгэ – харага(н) - харга (кэрэгэ – карага(н) - карга), что на монгольских и на тюркских языках означает «ворон», и свидетельствует о тотемном происхождении этнонима. Этот термин, оформленный монгольскими окончаниями множественного числа хэрэгэс, хэрэйд (кэрэгэс, кэрэйд) закрепился в форме «хэрэгэс, хэргvд, хирэгvд, хиргэд» за тюркоязычными группами и в форме - «хэрэйд, хэрэгvд» за монголоязычными. При этом Энх Далай замечает, что от формы «хэрэгэс» (хиргэс - хиргис - кыргыс) возможно берет начало современный этноним «кыргыз».
Данное предположение проливает свет на происхождение этнонима кэргуд и наталкивает на мысль, что в определенный период, какие-то группы, входившие в состав кереитского объединения, обособились и под этнонимом кэргуд (кередгуд) вошли в состав ранних ойрат.
Кереит (кераит, керяд, керäд, хэрээд, хэрэйд), в единственном числе керя (керä - совр. калм., хэрээ – совр. халх.) – «ворон», по всей вероятности древний тотемный этноним. В 1115 г. у чжурчжэней, подчинявшихся киданям, власть захватила племенная аристократия. Ее вождь Агуда был провозглашен императором государства Цзинь (Золотое) (1115-1234). Чжурчжэни начали войну против империи Ляо, к тому времени значительно ослабевшей. В 1120 г. Суны (китайцы) заключили с Цзинь военное соглашение против Ляо. В 1115 – 1125 гг. Ляо была уничтожена. Спасаясь, отряды киданей и подвластные племена ушли на запад, где в районе Иссык-Куля основали государство кара-киданей Западное Ляо (Си Ляо) (1124 – 1211) (История Китая, 1998). После разгрома киданьской империи (Да Ляо) чжурженями, ведущая роль в Центральной Азии перешла к кереитам, а кереитские и монгольские земли остались фактически независимыми от империи Цзинь (Викторова, 1980). Рашид-ад-дин сообщает, что они имели «больше силы и могущества, чем другие племена, много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов» (Эрдниев, 1980). Авляев пишет: «В XII в. союзниками кереитов против найманов и меркитов были монголы Трехречья. Важно отметить, что монголы сохраняли брачные связи с киданями, брали жен из унгиратских и олхонутских племен. Кереитский Тоорил-хан не раз бывал при дворе кара-китайских гур-ханов. Кереитское ханство охватывало земли от верховьев Селенги на севере до излучины Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до земель унгиратов и татар в районе Буир-Нора и Халхин-гола на востоке. На севере кереиты граничили с монголоязычными ойратами и меркитами, на западе – с найманами, на юге с тангутами государства Си-Ся и подчиненных им тогонов или «а-ша» … По данным Рашид-ад-дина, кереиты имели в своем составе следующие племена: кереит, джиркин, конкаит (тунгкаит, донгхаит), сакаит (сахаит), тумаут, албат (элиат, альмат). …к ним следует добавить род хиркун, причисляемый в монгольских летописях к кереитскому племени. …» (Авляев, 1984). Он же приводит мнение Викторовой (1980) о составе кереитов, включающем «наряду с тюрко-уйгурскими компонентами и некоторые иные, связанные с киданьско-монгольскими».
Найман (найиман, няямн, нääмн). Некоторые лингвисты предлагают выводить этноним «найман» из монгольского «найман, найиман», что означает восемь (няямн, нääмн – калм., ням, нäм – халх.). Авляев (1994) считает их восемью племенами южных сяньби с полуострова Ляо-дун, они были также многочисленны, имели свою государственную структуру, и по сообщениям ССМ (1990), представляли довольно сильных противников монголам XIII в.
Меркит (мергит, мергет, мэргэд, меркет, меркт, мергт). В единственном числе мерген (мергн – совр. калм., мэргэн – совр. халх.) означает меткий, стрелок, удачливый охотник, снайпер. Авляев (1994) пишет, что в «Ляо-ши» они зафиксированы как «мэйлицзы». Известно, что «это племя состояло из уйгур, мудан, тудаклин и джиюн, имело многочисленное чрезвычайно воинственное и сильное войско» (Эрдниев, 1980). Меркиты, как кереиты и найманы - одно из древнейших племен монголов. Им отведено немало места в ССМ. Чингис-хан одержал победу над ними в союзе с вождями других монгольских племен. Рашид-ад-дин пишет, что «это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Меркиты - это часть монгольского племени. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Онханом». По его же сообщению, Чингис-хан приказал, чтобы «никого (из меркитов) не оставляли в живых, а (всех) убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним». Гумилев же (1993) считал меркитов самоедами подвергшимися тюркизации и монголизации.
Кереитское, Найманское и Меркитское ханства XII в. Авляев (1984) относит к типу раннефеодальных ханств, отмечая при этом, что «видимо, наиболее развитыми в культурном отношении, а также по наличию элементов государственной машины были найманы и кереиты (государственная печать, письменность, распространение религий – христианства несторианского толка, буддизма и др. религиозных течений)».

СОКРАЩЕНИЯ

КМРС - Калмыцко-монгольско-русский словарь,
КРС - Калмыцко-русский словарь,
ОМТ - Орос-монгол толь (Русско-монгольский словарь),
РКС - Русско-калмыцкий словарь,
СЯОС - Словарь языка ойратов Синьцзяна,
ССМ - Сокровенное сказание монголов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авляев Г.О. К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья // Проблемы этногенеза калмыков. Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Калмыцкой АССР. Элиста, 1984.
2. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа (середина IX - первая четверть XVIII вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва - Элиста, 1994.
3. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - 2-е изд., перераб. и исправл. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002.
4. Алексеева П.Э., Борманжинов А.Э. Об этническом составе донских калмыков. АПП «Джангар», Элиста, 1999.
5. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутовского и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1995. (Текст сочинения и предисловия печатается по изданию: Описание истории калмыцкого народа // Красный архив: Исторический журнал. 1939. Т. 3(94); Т. 5(96)).
6. Бертагаев Т.А. Об этимологии слов «баргуджин», «баргут» и «тукум» // Филология и история монгольских народов: памяти академика Б.Я. Владимирцова. – М., 1958. цитировано по Дашибалову, 1997.
7. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е издание, Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено Монахом Иакинфом. Санкт-Петербург. 1834. Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел).
8. Бутанаева И.И., Бутанаев В.Я. Актуальные проблемы истории тюрков Саяно-Алтая // Материалы международной конференции. Бишкек, ноябрь 2001. Вып. 1. История стран Центральной Азии - совместное видение методологических проблем. Бишкек, 2002.
9. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. цитировано по Китинову, 2004.
10. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980. цитировано по Авляеву, 1984.
11. Горохова Г.С. "Алтан Тобчи" Лубсан Данзана как источник по средневековой истории ойратов // Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете министров Калмыцкой АССР. Проблемы этногенеза калмыков - сб., Элиста, Республиканская типография Государственного комитета Калмыцкой АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1984.
12. Горохова Г.С. Монгольские источники о Даян-хане. Введение, вступительная статья, комментарий Г.С. Гороховой. - Москва: Наука, 1986.
13. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, 1993.
14. Дамдинсγрэн Ц., Лувсандэндэв А. Орос-монгол толь. 55 орчим γг. Улсын хэвлийн газар. Улаанбаатар. 1982.
15. Дашибалов Б.Б. Байкальская Сибирь в средние века. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1997.
16. Жуковская Н.Л. Хойты // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
17. Жуковская Н.Л. Хотогойты // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
18. История Китая: Под редакцией А.В. Меликсетова. - Москва: Изд-во МГУ, 1998.
19. Калмыцко-монгольско-русский словарь. Около 7000 слов. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986.
20. Калмыцко-русский словарь. 2600 слов. Под ред. Б.Д. Муниева. М., «Русский язык», 1977.
21. Кривошапкин А.И. – Айынга. Евразийский союз. Якутск: Бичик, 1998.
22. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-Сахалар: Очерк по древней истории якутов. Т. I. Иркутск, 1937.
23. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. – М., 1961. цитировано по Дашибалову, 1997.
24. Митиров А.Г. Ойраты – калмыки: века и поколения. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998.
25. Нагуслаева Т. Бурятия - земля сойотов // ИнформПолис № 30 (460) 25 июля 2001.
26. Нямсамбуу Х. "Монголын угсаатны зγй. Удиртгал", Сурах бичиг хγγхдийн номын хэвлэлийн газар, Улаанбаатар, 1992.
27. Русско-калмыцкий словарь. Около 32000 слов. Под ред. И.К. Илишкина. М., Изд. «Советская Энциклопедия», 1964.
28. Санжеев Г.Д. Заметки по этнической истории бурят // Современность и традиционная культура народов Бурятии. – Улан-Удэ, 1983. цитировано по Дашибалову, 1997.
29. Санчиров В.П. Этнический состав ойратов в XV-XVIII вв. по данным «Илэтхэл шастир» // Вестник Калмыцкого НИИЯЛИ. Элиста, 1974. №10. Серия этнографии.
30. Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990.
31. Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). Около 10000 слов / РАН. КИГИ. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001.
32. Убушаев Н. Происхождение этнонима ойрат // Теегин герл. Свет в степи. №3 (апрель-май), Элиста, 1994.
33. Шильгин Норбо. Зая-пандита (материалы к биографии). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999.
34. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980.
35. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.

6 декабря 2001 г.
обновление 12 сентября 2004 г., 14 июня 2005 г.


предыдущая | следующая

Hosted by uCoz