Альтернативные этнонимы: ойрас, ойрад, оийрад, оийрат, оийрод, ойрот, ойрод, ойрд, єєрд, єєрд(э), ойлиот, оёлёт, eleuth, элет, элют, улят, элутэ, о-лу-тэ, улутэ, ва-ла, во-ула, ваила, вайла, вэйлатэ, валатэ.
Современные ойраты - это группа монгольских (в широком смысле слова: монголо- и тюркоязычных) народов в Монголии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Китае и России. Помимо этого, группы ойрат (мигрантов из России XX в.) существуют в США, Канаде (Квебек), Франции, Германии, Болгарии, Австралии, Бельгии, Испании, Польше, Чехии, даже в Африке, и, возможно, в Турции.
Впервые этноним «ойрат» встречается в «Сокровенном Сказании Монголов» - анонимной монгольской хронике XIII в. В настоящее время существует четыре версии происхождения этнонима:
1-я - Бичурина, русского монаха-переводчика XIX века, вытекает из монгольских языков «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» (Бичурин, 1991).
Єєр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) - ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко.
2-я - бурятского ученого Д. Банзарова (1849), утверждавшего, что слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд - лесное племя, ойн ард - лесной народ.
3-я - лингвиста Рамстедта (1909), отвергавшего предыдущие версии и выводившего этнонимы «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огiзан либо огiз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад).
4-я - калмыцкого исследователя Убушаева (1994), предполагает тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) и считает не случайным совпадение с финским «koira» (собака). Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины.
Помимо «ойрат» известен также этноним «калмык» (калмак, калмок, колмак, калмуг, калимак, халимак, халимаг, хальмг). По всей видимости, он был дан ойратам тюркоязычными соседями - «калмак» (остаток). Раньше встречался в тюркоязычной и русскоязычной литературе применительно ко всем ойратским группам (тюрко- и монголоязычным), при этом собственно монголами (ойратами и халхами) не употреблялся. Сейчас этот этноним употребляется иногда частью ойрат Монголии и Китая, но самоназванием он стал только для европейской их ветви.
Алтайскими ойратами употребляется этноним «алтай-кижи» (человек Алтая), ставший их самоназванием.
Численность ойрат в:
России 241 000 чел. по переписи 2002 г.; из них: калмыков 174 000 чел., алтай-кижи 67 000 чел., источник: бюллетень "Население и общество" Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН;
из них по переписи 1989 г.: 146 316 чел. - в Республике Калмыкия, источник: Гучинова (1997); 59 100 чел. – в Республике Алтай, источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education;
Монголии 140 000 чел., данные на 1996 г., источник: устная информация председателя общества "Хальмг Тангч" Катушова К.П.;
Китае свыше 250 000 чел. (в провинциях Синьцзян, Ганьсу, Внутренняя Монголия и Цинхай) на 2000 г., источник: NSM People Group; из них в Синьцзян-Уйгурском авт. районе 170 000 чел. на 2005 г., источник: Xinjang Mongolian Foundation for The Promotion of Education and Culture получено от Инджиевой Е.З., бывшей в экспедиции по СУАР летом 2005 г.; там же 166 900 чел. на 2003 г., источник: Tianshannet;
Кыргызстане более 14 000 чел. (сарт-калмак) данные на 1995 г., источник: информация кыргызских калмыков получена от Боромангнаева Б.Б., жившего в Кыргызстане в 1995-1996 гг.;
Казахстане 689 чел. (алтай-кижи), данные на 1989 г., источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education;
Узбекистане 191 чел. (алтай-кижи), данные на 1989 г., источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education;
кроме алтай-кижи в Казахстане, Узбекистане на постоянной основе проживают калмыки из Калмыкии, их число точно не определено, но исчисляются сотнями, возможно тысячами, также известны единичные случаи пребывания калмыков в Туркменистане, источник: устная информация Боромангнаева Б.Б.
Афганистане около 50 000 чел. на 1996 г., источник: Илишкин (1996) - потомки монголов Хулагу-хана. Некоторые данные позволяют предполагать среди них ойратов.
из других групп наиболее многочисленны диаспоры в США - около 2 000 чел., Франции - свыше 800 чел. на 2 апреля 1996 г., источник: устная информация Катушова К.П. и Чехии около 300 человек на 9 декабря 2001 г., источник: устная информация Шарманджиева Э.В.;
Государственный статус имеют только российские ойраты. Субъекты РФ со статусом республики - Республика Калмыкия и Республика Алтай, по действующей Конституции РФ, признаются государствами в составе Федерации.
Алтай-кижи - население Республики Алтай, Алтайского края, а также алтайцы Казахстана и Узбекистана говорят на языках южносибирской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. Остальные ойраты говорят на ойратских языках монгольской группы алтайской языковой семьи. В зависимости от локализации переходят на языки стран пребывания (в странах Европы, США, Канаде, России, Кыргызстане и КНР), как правило, сохраняя родной язык, Россия в этом смысле исключение (процент лиц владеющих родным языком очень низок). В Монголии (точнее в центральных аймаках) переходят на халхасский диалект монгольского языка.
Традиционным для всех ойрат являлся комплекс верований, условно обозначаемый термином шаманизм и/или т.н. тенгрианство, на монгольском языке он носил название «хар ша:жн» (черная вера). С нач. XVII в. широкое распространение получил тибетский буддизм или «шар ша:жн» (желтая вера), частично впитавший добуддийские верования. По всей видимости, среди тюркоязычных ойратов он распространился в меньшей мере. С распространением российского государства на территории, населенные ойрат-монголами, царской администрацией предпринимались попытки христианизации, однако сколько-нибудь заметных результатов они не дали. В советский период производились кампании по искоренению буддизма и массовой атеизации, поставившие буддизм на грань полного исчезновения. В наши дни, с подъемом национального самосознания, буддизм, как традиционное учение был возрожден. На Алтае он носит название ак jан - «белой веры» (бурханизма), там же существует религиозное движение, стремящееся к превращению ее в общеалтайскую религию.
Фото
Исторический обзор
Исторические карты | Расселение в РФ | Расселение в Монголии | Расселение в Китае
ЛИТЕРАТУРА
Банзаров Д. Об ойратах и уйгурах // Библiот. Восточн. Истор. Т. I, приложение V; перепечат. въ книгъ «Черная въра и другiя статьи Дорджи Банзарова», подъ ред. Г.Н. Потанина, СПБ. 1891, стр. 84. цитировано по Рамстедту, 1909.
Банзаров Д. Об ойратах и уйгурах, т. 1, Казань, 1849, стр. 26. цитировано по Златкину, 1964.
Бичурин Н.Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е издание, Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено Монахом Иакинфом. Санкт-Петербург. 1834. Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел).
Гучинова Э.-Б. Республика Калмыкия. Модель этнологического мониторинга. Москва, 1997.
Дикарев А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств КНР. "Восточная литература" РАН, 1996.
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635 - 1758). Москва: Издательство «Наука», 1964.
Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов. Ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста, АПП "Джангар", 1996.
Рамстедтъ Г.I. Этимологiя имени Ойратъ // Сборник въ честь семидесятилетиiя Г.Н. Потанина. Записки императорскаго русскаго географическаго общества по отдъленiю этнографiи. Томъ XXXIV. Ред. А.Д. Рудневъ. С.-Петербургъ. Типография В.Ө. Киршбаума (отдъленiе), Новоисаакiевская, 20. 1909. с. 547-558.
Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмкнигоиздат, 1990.
Убушаев Н.Н. Происхождение этнонима ойрат // Теегин герл. Свет в степи. №3 (апрель-май), Элиста, 1994.
В случае, если Вы располагаете более полной информацией об ойрат-монголах просьба присылать ее на адрес указанный в "контакте".