Убушаев Н.Н. К вопросу этногенеза хойтов
// Научная мысль Кавказа. спецвыпуск № 3, 2006.

текст содержит фрагменты на калмыцком, правила чтения тут

На II-й межрегиональной научной конференции "Молодежь в науке: проблемы, поиски и перспективы" 20-21 октября, Элиста, 2004 г. молодой ученый С.К. Хойт выступил с сообщением "Об этнониме хойт" [26], где рассмотрел существующие версии этимологии этого имени.
Действительно, версия хєн "овца" [1] по Авляеву, не относится к числу тотемных животных, поэтому трудно воспринимается. Хойт "север" [2, 3], так рассматривается географическое, северное расположение хойтов. "Север" относительно кого, чего? Всегда ли они были северными? Шилэгийн Норбо пишет, что в описываемое время хойты кочевали на самой южной окраине ойратских владений, в Зултусе и по трем рекам Ташигай по соседству с хотонами [4].
Автор [26] также рассматривает вариант сближения термина хойт с названием древних самодийских групп сойот ~ сойит. Такое сближение фонетически не лишено основания.
Б.О. Долгих [5] пишет, что по этнографическим данным известно, что род сойта среди хантайских энцев - пришлый, что общим является мнение, что сойта лесного, южного происхождения. В другом месте Б.О. Долгих сообщает, что родоплеменное название сойоны - сойоты довольно широко было распространено в южной Сибири на Алтае и Саянах, что в XVIII- XIX вв. русские называли сойотами всех тувинцев и даже гораздо раньше - в XVII в. [5].
Появление ойратов, вместе с ними и хойтов, относят к VIII веку [38], задолго до появления их на исторической арене в XII в. Как видно, разная хронология и к тому же неизвестно, насколько является монгольским чередование с//х (сойит - хойт, бурят. сайн - хайн, или кит. хунну - сюнну).
С.И. Вайнштейн приводит два предания о происхождении рода соян у тоджинцев. По одному из них сояны - коренные жители Тоджи, по другому - выходцы из Монголии [6].
Б.О. Долгих этноним сойоты называет старинным наименованием всех тувинцев, названием наиболее древнего этнического элемента, населявшего этот район до самодийцев, кетов, тюрков и монголов [7]. Название сойт - это монгольская форма множественного числа от слова сойон, - считает Б.О. Долгих, - но весьма вероятным, что сойонам пришлось не раз сменить свой язык, да и в XIX в. часть их потомков говорила по-тюркски (Тува), другая - по-монгольски (Тунка), а третья - по-самодийски (Нижний Енисей) [8]. Л.П. Потапов также пишет, что название "соеты" ("сойот" - мн. число от монгольского слова "сойон") вовсе не изобретено русскими служилыми людьми XVII в., а бывало у северных монголов [9].
Возможно, авторы правы, говоря о монгольском происхождении термина сойот - сойит. Независимо от этого на монгольской языковой почве история знает имя хойт, основного компонента первых ойратов.
Этимология имени "хойт" автором этих строк возводится к названию тотемного животного с корневой консонантной структурой по В.М. Иллич-Свитычу k (j) n / k (j) l / k (j) r со значением "волк, собака" [10] ср. фин. koira "собака", анг. kojot "волк", русск. kajur (каюр) "погонщик собак", арм. гайль "волк" и т.д. сюда очень удачно подходит и слово gojit (хойит).
С.К. Хойт пишет, что в составе ойратских групп Российской Федерации хойты сохранились лишь в виде немногочисленных родов, что не помешало, однако, включить их в алфавитные перечни национальностей и языков Всероссийской переписи населения 2002 г. [11]. В середине XIX в. П. Небольсин в Хошеутовском улусе отмечает 150 кибиток хойтов, помимо этого около сотни кибиток разбросаны на разных работах, в разных хотонах [12]. Хойт-хахачинеров - 97 кибиток [13]. В Харахусо-Эрдниевском улусе отмечается 111 кибиток [14]. В "Шара Туджи" говорится, что хойты составляли один из четырех туменов ойратов [15].
Хойты кочевали на большой территории, простиравшейся от алтайских стран до Тарбагатая, в верховьях рек Или и Юлдус. Они были довольно многочисленны, т.к. по данным Г.С. Лыткина, могли выставлять в XVI до 8 тысяч воинов [16]. Во-второй половине XVIII в. в одном хойтском улусе Эльзе Орошиху насчитывалось 800 кибиток [17]. В 1756-1757 годы пришли на Волгу 25000 ойратов из Джунгарии. Это были группы хойтов, торгутов, зюнгар, уцелевшие после трагедии в Китае.
Среди калмыков известны следующие группы хойтов: кукунорские хойты, батудские хойты, хотогойты и собственно хойты [18]. Эти подразделения хойтов наблюдаются среди донских калмыков. Также они широко распространены среди других родов.
Родословная хойтских нойонов и их происхождение по ойратским и калмыцким источникам уводят к эпохе Дува-Сохора и его потомков (IX в.). Из истории известно имя Хутука-беки, предводителя ойратов XII-XIII вв., современника Чингис-хана:

Хутуха-беки
Инальчи, Торольчи
Вачиртай Мингату
Сутай Мингату
Йобоган-Мэрген
Эсельбей (суту Мингату)
Сайн-Ка
Ном-Далай (в "Шара Туджи")
Солтан-тайджи
Уйзан-Хошучи (Цосхин в "Шара Туджи")
Батур-Себтен
Бата-Нойон
Деджит
Тюмень-Джиргалан
Сербеджаб, Церен-Дондок, Батур-Убаши       Церен-Норбо
Церенджаб, Церен-Дорджи                          Бата-ка, Батур-ка
Церен-Надмит Константин [19].

Ойраты проявили лояльность к монголам, нейтралитет в найманской кампании и покорность Чингис-хану. У ойратов правящий дом был хойтский, правителем - хойтский Хутуха-беки. Чингис-хан на радостях, что крупное объединение ойратов мирно пришло к нему, счел за честь породниться с ними, выдав своих любимых дочь и внучку за сыновей Хойтского Хутуха-беки. За младшего Инальчи выдал дочь Цецейкен, за старшего Торольчи выдал внучку Холуйхан, дочь своего старшего сына Джочи. С этого времени ойратские князья Инальчи и Торольчи стали зятьями Чингис-хана, а ойраты (хойты) стали "золотым племенем", как бы считались внуками (зе). Хутуха-беки называл Чингис-хана "Эгчиге", что означает "отец" [20]. Сам Чингис-хан доводился дедом (прадедом) по женской линии и обязан был по обычаю оберегать и защищать хойтов как потомков своей дочери [21].
Когда дочь Цецейкен уходила из дома, Чингис-хан спросил её, что она желает получить в приданое. Дочь попросила у отца его девятиножное белое небесное знамя. Отец отказал ей, сказав, что он хан, властитель, и не может отказаться от символа своей власти. Тогда Цецейкен тайно увезла знамя [22, 23]. С этого времени ойраты племени хойт стали считаться хранителями белого знамени Чингис-хана и их стали называть "цаган туг хойт" "хойты белого знамени". Из аристократического рода "цаган туг хойт" происходит известный Амурсана, имевший под своей властью около 5 тысяч семейств [24].
Имя "цаган туг хойт" известно среди других народов. Л.П. Потапов среди алтайцев отмечает сеок (род) Чагандык и объясняет их имя названием реки Чаган, на которой они проживают [25].
Однако алтайский ученый Екеев Н.В. в слове Чагантык(Чагандык) видит "Чагантук" и допускает что чагантыки являются частью хойтов, вошедшей в состав теленгутов в середине XVIII в. [35].
Хойты составляют основное ядро каракольских калмыков, потомков хойтского Солтан-тайши.
Переход к ойратам (хойтам) белого знамени самого потрясателя Вселенной имело большое политическое значение. Название знамени стало эпитетом к имени хойт. Как уже отмечалось, они стали называться "цаган туг хойт". Со временем название знамени "цаган" вытеснило название хойтов. Они стали называться цагатан "владеющие белым", а потом просто "цаатан".
Замечание С.К. Хойта, что хойтов осталось мало [26], с одной стороны, справедливо. С другой стороны, если учесть, что часть хойтов поменяла свое имя и называется цагатан - цаатан - цатан, то не так уж и мало. Спрашивается: какая же часть поменяла свое имя? Именно та часть, которая была наиболее приближена к власти, кто более всего контактировал с новым белым знаменем. Так цатаны первоначально, зародились при дворе Хутуха-беки как аристократический род. Периферия ойратов, хойтов не была так сильно продвержена магии белого знамени. Она сохранила свои первоначальные имена, вот почему наряду с новым именем цатан, существовало старое имя - хойт, вот почему перед именем хойт нередко стоит какой-нибудь эпитет - кукунорские, будермесские, уйгурские (хотохойт), потому как территория, регион обитания был немалый.
Цатаны подразделяются на следующие группы:
1. Бага цатаны "младшие цатаны"
2. Аха цатаны "старшие цатаны"
3. Эркетен цатаны "эркетеновсие цатаны"
4. Кереит цатаны "кереитские цатаны"
5. Гурвуд цатаны "гурвудские цатаны"
6. Цатаны "просто цатаны"
7. Цатаны-хорняхины "цатаны хоринахины" и др.
Бага цатаны - "младшие цатаны" называются так, потому что относились к Инальчи, младшему сыну Хутуха-беки и назывались еще "унhн махн цаатн" - коренные, истинные цатаны. Термин "унаган" Б.Я. Владимирцов передает как "старинный" [27]. Истинными, коренными, основными они назывались потому, что белое знамя Чингис-хана было у них, пришло к ним вместе с Чечейкен.
Багацатановский улус как наследственное владение принадлежало сыну Аюки-хана Гунделеку. После него более 2000 кибиток принадлежало его вдове Даши-Бирюн. Затем улус перешел хану Дондук-Даши и от него к Убуши-хану, составив багацатановский аймак в Эркетеновском улусе.
В 80-х годах XIX в. Багацатановский аймак из Эркетеновского вошел в Яндыко-Мочажный улус. У.Э. Эрдниев отмечает, что цатаны до 1000 кибитко-хозяйств расселились на территории Яндыко-Мочажного и Эркетеновского улусов, к югу от современного города Каспийский (ныне Лагань) вплоть до границы с Дагестаном [28]. Помимо этого цатаны были распределены по разным владельцам. Так у Момунту Убаши было 82 кибитки, также они значатся в аймаке зайсанга Гюнцик Арши и других лиц из улуса Баксадая-Доржи, сына Чагдорджапа. Только у одного Дондук-Даши в 1733 году генерал-поручик князь И.Ф. Барятинский отмечает младших (у него - малых) цатанов - 3500 кибиток [29].
Во время жертвоприношения месту кремации Дондук-Даши сердце жертвенного животного кушают только бага цатаны, как кровные родственники хана по мужской линии. Так Бахатин Мо:нка (:Жаран эцк) с 12 лет кушает сердце (со слов Нарановой Ганджи Коокуевны 1914 г.р. ст. Улан-Хол, ул. Степная, 43). По нашим данным, в 1924 году кушал родственник Зулаева Баатра человек, по имени Осван (со слов Убушаева Ивана Альчаевича, который слышал от своей матери). У этого Освана сын Авза, его сын Зула (со слов Манджиевой Анны Батыровны), его сын Амрыг.
Аха цатаны - "старшие цатаны" называются так потому, что относились к Торольчи, старшему сыну Хутуха-беки. В период правления хана Аюки существовал Ахацатановский улус, позже распределенный между наследниками. Так, например, при разделе большого улуса Чагдорджапа (8 тыс. кибиток) между 12-ю наследниками в улусы его сыновей Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина), Яндыки и Бусурмана-Тайджи вошли группы цатанов и кереитов.
К аха цатанам относятся также терские калмыки. Они после смерти владельца улуса Яндыка, не желая оставаться в подчинении его жены Битюки, со своим зайсангом откочевали на Терек.
Николай Б-ов пишет, что в 1777 г. по приказанию астраханского генерал-губернатора Потемкина для увеличения численности Моздокского казачьего полка были переведены туда 80 кибиток калмыков Яндыковского улуса ахацатанова рода. Вероятно, впоследствии были переселены или сами перешли еще несколько кибиток. В 1780 г. в Моздокском полку насчитывалось уже 200 кибиток, позже их численность составляла 328 кибиток или 1600 душ обоего пола. Далее Николай Б-ов отмечает общее число терских калмыков 895 кибиток с 4392 душами обоего пола.
Князь И.Ф. Барятинский, специально занимавшийся количеством поданных калмыцких владельцев отмечает, что старших (у него - большие) цатанов:
у Баксадая - 700 кибиток
у Бодонга - 200 кибиток
у Данжин Доржи - 500 кибиток
у Чидана - 600 кибиток
у Баты - 500 кибиток
у Дайчина - 200 кибиток
у Доржи Раши - 200 кибиток
у Гончак Джапа - 200 кибиток [30].
Как видно, старших цатанов было не так уж мало. Следует отметить, 700 кибиток аха цатанов Баксадая (Петра Тайшина) после его смерти будут поселены вдовой княгиней Анной Тайшиной в новом городе Ставрополь-на Волге. Митиров А.Г. пишет, что Петр Тайшин имел в своем владении улус, состоящий в основном из цатанов и части кереитов, т.е. его отцу - Чагдорджапу принадлежали все кереиты и аха цатаны. Позже на базе ставропольских образовались оренбургские калмыки, по данным 1893 г. которых насчитывается 1288 человек [31]. Среди Ставропольских, затем Оренбургских калмыков (аха цатанов), видимо, также были выходцы из бага цатанов. Багацатановский род шикр:ахен арвын до самой Октябрьской революции поддерживал родственные связи с оренбургскими калмыками.
Кереит-цатаны возможно, совместное пребывание, способствовало появлению понятия "кереитские цатаны".
С другой стороны среди кереитов исторически имеется род Сакаит, который вполне мог иметь определенные связи с цатанами. Эта близость, как кажется, нашла отражение в песне о Миитр-нойоне:

Кер алгинн тавтаднь Пока справен гнедопегий
Кер:ад-цаатнанн мендднь Пока здравствуют кереит-цатаны
Кел:ад д:аврдг Предупредив нападающий
Хєрн хойрта Митр-нойон Двадцатидвухлетний Миитр-нойон.

Их близость также видна из боевого клича кереитов и цатанов. У кереитов уран "туула" - заяц, у цатанов - "туулан тоха" - локоть зайца. О их близости также говорят и другие информанты:
1) Лиджиев Шуурган, 70 лет, совхоз "Волжский Астр. обл.
2) Байртаев Манджи Болдыревич, кереит, 70 лет, совхоз "Полынный" Калмыцкой АССР.
3) Менкеев Очир Надбитович, кереит, 1910 г., ферма № 3 совхоза "Волжский" Астр. области
Сергей Покрович Цурюмов родился в 1906 г. Ростовской области, ст. Батлаевская, цаатн-кер:ад яста, Элиста, Куйбышева, 53 всегда говорил, что он по происхождению цатан-кереит, другие ошибочно говорят "натан-кереит". Профессор Шилэгийн Норбо из КНР в августе 1990 г. говорил, что кер:а шаазhа хойр єлвргин йилhл, кер:ад цаатн хойр :угин йилhл - "ворона и сорока - различия в перьях, кереиты и цатаны - различия в словах (названиях)".
Эрктн цаатн - Эркетеновские цатаны, выходцы из бага-, аха цатанов, постоянно проживающие в Эркетеновском улусе. Выходцами из рода эркетеновских цатанов являются известные калмыцкие писатели Нимгир Манджиев, Баатр Басангов, поэтессы Баирха Манджиева и Вера Шуграева.
Гурвуд цатаны подразделяются на Ики-Гурвуды, Бага-гурвуды и Шиид-Гурвуды. Имя Гурвуд среди Цатанов распротранено как кровнородственное название арванов, тєрєлов. Как этноним рода, племени это имя сохранилось в чистом виде, без какого-либо следа влияния белого знамени, или уже успело от него освободиться. Однако, то, что народная память относит их к цатанам, через них к хойтам, говорит о том, что они в составе древних хойтов могли стоять у истоков ойратства. То же самое можно сказать о цатанах-хорняхинах. Они относятся к древним родам среди цатанов и подразделяются на больших, малых и плохих (му хорин). Слово Хорин нередко понимают как число "двадцать" и отсюда говорят: "чем быть плохой двадцаткой, лучше быть хорошей десяткой".
Таким образом, хойты - как один из основных родов, стоят у истоков ойратства. В недрах хойтов зародился аристократический род "цаган туг хойт". Это имя затем развилось в цагатан-цаатан. В настоящее время в мире существуют хойты, сохранившие свое древнее славное имя, и не менее славные цатаны, не раз имевшие на калмыцком троне своих представителей (Мончак, Дондок-Даши, Убаши).
Также не менее известны миру Каракольские калмыки, потомки хойтского Солтан-тайши.
Основной отличительной чертой этих народов является гипертрофированное чаканье, особенно у цаатанов и каракольских калмыков.

Литература

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста, 2002. с. 196.
2. Нямсамбу Х. Монголын угсаатны з:уй. Удиртгал. Сурах бичиг. Улан-Баатор, 1992.
3. Жуковская Н.Л. Хойты. Народы и религии мира. Энцикл. М., 1998.
4. Шилегийн Норбо. Зая-Пандита. Элиста, 1999. с. 304.
5. Долгих Б.О. Очерки по этн. истории ненцев и энцев. М., 1970. с.242
6. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. с. 23
7. Долгих Б.О. Там же. с. 244.
8. Долгих Б.О. Там же. с. 245.
9. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. с. 27.
10. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравн. ностр. языков. М. ,1971. с. 19.
11. Алфавитные перечни национальностей и языков для кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года. Москва, 2002.
12. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. с.19.
13. Митиров А.Г. Истоки. с.62.
14. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1980. с.64.
15. Шар Туджи. Монг. летопись XVII в. М.-Л. 1957. с. 62.
16. Эрдниев У.Э. Там же. с. 65.
17. Авляев Г.О. Там же с. 174.
18. Алексеева П.Э. , Борманджинов А.Э. Об этническом составе донских калмыков. Элиста, 1999. с.12-15
19. Авляев Г.О. Там же с. 308-309.
20. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I, кн. 1. с.107
21. Авляев Г.О. Там же с. 120.
22. Окладников А.П. Конь и знамя на ленских писаницах. Тюрколог. сборник. I, М.-Л. 1951.
23. Потанин Г.Н. Очерки С.-З. Монголии, вып. 4, СПб, 1883. с.325.
24. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964. с. 437.
25. Потапов Л.П. с.33.
26. Хойт С.К. Об этнониме хойт // http://journal.iea.ras.ru/online/ (информация о статье в журнале: Этнографическое обозрение. №6, 2005. с. 166).
27. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. с. 64.
28. Эрдниев У.Э. Там же. с. 70.
29. Колесник В.И. Последнее великое кочевье. М., 2003. с. 235.
30. Колесник В.И. Там же. с. 235.
31. Митиров А.Г. Ойрат-калмыки: века и поколения. Элиста, 1998. с. 341.
32. Б-ов Николай. Митричен кристен; терские калмыки. 1906.
33. Борисенко И.В. Численный состав калмыков… // Сб. Проблемы аграрной истории дорев. Калмыкии. Элиста, 1982.
34. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Л., 1934.
35. Екеев Н.В. Алтайская этногония (вопросы состава, типологии, этимологии, стратиграфии) // Материалы посвящ. памяти А.В. Исова. № 8. Г.-Алт. 2002.
36. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964.
37. Позднеев А. Образцы народ. литературы монг. племен. Вып. 2. СПб. 1880.
38. Румянцев Г.Н. Доржи Банзаров. Собр. соч. Примечания.
39. Сказание о дербен ойратах. Баатур Убаши Тюмень // Лунный свет Калм. ист.-лит. памятник. Элиста, 2003.

Аннотация

Статья Убушаева Н.Н. "К вопросу этногенеза хойтов" рассматривает этноним "хойт", его этимологию; этноним "цатан", его этимологию, составные компоненты этноса, объяснения их названий, степень их распространенности, регион обитания. При этом этнос "цатан" выводится из этноса "хойт" как аристократический род, зародившийся при дворе хойтского Хутуха-беки.

Убушаев Николай Надбитович, снс отдела языкознания КИГИ РАН, канд. филол. наук, доцент. р.т. 8-(84722)-3-55-36 e-mail: kigiran@elista.ru

обсудить на форуме


to the library |номын сан руу |в библиотеку

Hosted by uCoz