Шантаев Б.А. Школа Карма Кагью у калмыков: этапы истории, современное состояние1
// Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста: АПП "Джангар", 2004. с. 144-150.
bemb_alex@mail.ru

История школы Карма Кагью в Калмыкии начинается с 1993г. когда республику со своими лекциями посетил лама Оле Нидал2. В этом же год был зарегистрирован Буддийский центр школы Карма Кагью в Калмыкии. Мы попытаемся рассмотреть в данной статье общую картину развития школы Кагью, определить его основные особенности и отличие от других школ буддизма.
Кагью представляет особое направление тибетского буддизма, что обуславливает его практическую значимость для всех интересующихся буддизмом в Калмыкии. Первым Буддийское учение, или Дхарму, утвердил в Тибете великий герой духовности Гуру Ринпоче ок. 740 г. Именно в Тибете впервые появились четыре главные школы, сохранившиеся до сих пор, - Ньигма, Кагью, Сакья и Гелуг. «Кагью» значит «устная передача» - далеко не все учения записываются. Практическая направленность – устремленность на опыт, приобретаемый в медитации.
Все четыре школы имеют различные способы наставлений, восходящие к различным ученым и их способам наставлений, но они все едины в своей основе3.
Приход главы школы Кагью Кармапы, был предсказан самим Буддой Шакьямуни. Считается что, он первым в Тибете положил начало серии сознательных перерождений, всецело взяв на себя поддержание передачи учений и оставляя каждый раз перед смертью своим ученикам точные сведения о своем новом воплощении. Одним из глав школы, и не менее важным является – «лама с красной шапкой» Шамарпа4, который играет большую роль в перерождении Кармапы. Шамарпы выражают активность Будды Амитабы для осуществления благополучия существ5. По легенде, Кармапа перерождался 16 раз, и позже ему стали к нему присоединились другие учителя – перерожденцы – тулку. В XII в. первый Кармапа Дюсум Кхьенпа впервые ввел в Тибете традицию поддержания линии перерождений, которую затем поддержал первый Шамарпа Трагпа Сенге [1282–1349] кто дал начало такой последовательной линии.
Особый роль для главы школы Кагью играет такой атрибут Кармапы – Черная Корона, архетипная модель, которая как считается позволяет вскрывать глубочайшие слои подсознания и дает Кармапе возможность выгрести оттуда семена будущих страданий и засеять семена высочайшего постижения истинной природы ума. Проделывает непосредственно он это во время известной Церемонии Черной Короны, демонстрируя собравшимся материальную копию постоянного энергополя над своей головой6.
В школе Кагью соблюдение строгих правил монашества считали одним из возможных способов достижения Просветления, но не единственным. В ней допускалась практика буддийской Тантры без принятия всей полноты религиозных обетов. Обе эти традиции изначально формируются на изучение индобуддийского наследия, на исследование и комментирование текстов тибетского канона, на разработку собственной системы религиозного образования.7
Кагью означает линия, нить, а также ее называют школой Преемственности. Это интерпретировалось как линия преемственности религиозного опыта, который передается от учителя к ученику без обращения к письменному источнику. Кагью – это невидимая духовная нить, связующая учителя и ученика, она возникает в процессе передачи сакрального знания, сакральной мистической силы наставника его преданному последователю.8
Отвечая на вопрос; «В чем разница между четырьмя основными тибетскими школами», Оле Нидал отвечал словами одного из своих учителей, Калу Ринпоче; «Кто в Тибете хотел развивать добродетель, шел в школу Гелуг. Кто желал учености, шел в школу Сакья. Кто хотел медитировать, шел в школу Ньигму, а кто стремился к быстрому Просветлению, учился в школе Кагью».9
Оле Нидала часто обвиняют в том, что он стремится создать особый – западный буддизм, что вносит западные и современные нововведения в подготовительные упражнения, а его приверженцев называют поп - буддистами. На все это Оле Нидал говорит, что «Тибетцы перевели почти все поучения Будды с санскрита на родной язык, сохранив только вибрации мантр. Мы же сейчас поступаем так же с тибетскими текстами и по тем же причинам, чтобы люди знали, что они делают. Так как первое впечатление от встречи с учением очень важно и хорошо, если переводы появятся как можно быстрее, но при условии, что эта работа точна и несет в себе благословление. Очень хорошая способность к концентрации у образованных западных людей позволяет опытным практикующим проводить других через все стадии медитации на собственном языке, и это делает многое возможным. И я разрешаю теперь своим ученикам читать те части текста, которые иначе бы оставались, непонятны, на их родном языке. Мы создаем сейчас здоровую основу практики для сообщества мирян и йогов, и мои друзья и ученики уже обретают важный опыт на этом пути».10
С этого момента начинается история школы Карма Кагью в Калмыкии. В 1994 году центр Карма Кагью провел международный буддийский форум, на который были приглашены ректор Международного Буддийского Института Кармапы (Нью-Дели) Тогба Югъял Ринпоче и лама Оле Нидал. На эти мероприятия впервые в Калмыкию приехали около тысячи буддистов из городов России, стран СНГ и Западной Европы.
1995 год знаменателен тем, что по приглашению калмыцкого центра в Калмыкию приехали три великих учителя школы Кагью. Первый – это Кюнзинг Шамар Ринпоче, второй по значимости лама в линии Карма Кагью. Второй учитель – Лопен Цечу Ринпоче, глава буддистов Непала. Третий учитель – это лама Оле Нидал. Ламы провели церемонию открытия филиала Международного Буддийского Института Кармапы и освятили место под строительство Ступы Просветления. И в течение трех лет, с 1995 по 1998 год, велась подготовка к строительству11.
Международный Буддийский Институт Кармапы (KIBI) – учебное заведение, занимающееся углубленным изучением Буддизма. Цель – дать студентам широкий доступ ко всем трем аспектам буддийской практики: изучению Дхармы, логическому размышлению над ней и основам медитации. Обучение проводится на тибетском языке с переводом на русский в полном соответствии с программой обучения принятой в МБИК, Дели, Индия. Обучение проводится с ноября по апрель.
Программа обучения включает в себя Буддийскую Философию, Буддийскую Теорию Восприятия, Тибетский и английский языки. Занятия проводятся пять дней в неделю, обучение платное. В институте преподают выпускники Университета Шри Наланда при монастыре Румтек в Сиккиме. Переводят с тибетского выпускники и российские студенты старших курсов KIBI.12 Возможен перерыв в обучении в связи с задержкой учителей по объективным причинам, но занятия продолжаются по их приезду.
Ступы – монументы, символизирующие Просветленный ум Будды. Они строились с незапамятных времен во всех буддийских странах. В Непале и Индии, в Тибете и Бирме, в Таиланде и Шри-Ланке есть Ступы. Они разные по форме и назначению, но все выражают просветленные качества ума Будды. Ступа - не просто памятник, это постоянно работающее сооружение, приносящее неисчислимое благо людям, всем живым существам, приходящим к ней, обходящим вокруг, всем, кто живет поблизости, кто молится у Ступы.
Ступу до освящения можно сравнить с часами, которые требуется завести. Пока часы не заведены, это не более чем красивый механизм, и они начинают функционировать только после того, как их запустят. Это подобно внутреннему оживлению, после которого Ступа может выполнять свои функции. Она будет приносить мир, покой, благоденствие, защищать, оберегать, отвечать на молитвы и выполнять просьбы. Главное, она будет способствовать скорейшему Освобождению и Просветлению всех, кто обращается к ней. В 1998 году на пожертвования Шамара Ринпоче, ламы Оле Нидала и многих буддистов из Калмыкии и России в Элисте началось строительство Ступы Просветления.13 Архитекторский проект был разработан Войтеком Коссовски, известным буддийским архитектором, разработавшим уже не одну Ступу. Техническая документация делалась в Элисте местными архитекторами. Согласно проекту Ступу воздвигли над алтарной комнатой. Это позволило поднять ее выше над землей и не потребовалось дополнительных материальных затрат. В комнате под Ступой было решено поместить алтарь и молитвенный барабан, чтобы каждый входящий мог получить благословление как от самой Ступы, так и от вращения барабана, заполненного 50-ю миллионами мантр Ом Мани Падме Хум. Все работы были выполнены бесплатно волонтерами из числа местного населения и приехавших специально на помощь, буддистов со всей России и Украины.
Строительство Ступ – это не обычное строительство, оно включает в себя много религиозных ритуалов, особых священнодействий, для выполнения которых в Калмыкию специально приехали двое лам из Катманду, из монастыря Лопен Цечу Ринпоче, лама Сангье и лама Нгедуп. Они следили за ходом работ. Лопен Цечу Ринпоче передал с ламами ценные буддийские реликвии для закладки в Ступу. Трудно представить себе, насколько они ценны. Так, внутрь Ступы были заложены: субстанция, выступившая на костях третьего Будды Кашьяпы; кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные легендарным Нагарджуной из страны Нагов. Печать, который Великий Гуру Ринпоче запечатывал свои терма – секретные поучения, которые он прятал в разных местах, сохраняя их для потомков; зерно из четок 14-го Кармапы; волосы 15-го и кусочек одежды 16-го Кармапы; земля Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни; частицы Ступы Сваямбху и другие реликвии. Кроме того, в Ступу заложено много символических предметов, цаца, мантр, молитв и драгоценностей.
Кроме двух лам из Непала, для работы на строительстве Ступы из главной резиденции Его Святейшества Кармапы 16-го, монастыря Румтек, штат Сикким, Индия, приехал известный мастер тибетской живописи Дензонг Норбу. В Элисте мастер расписывал алтарную комнату под Ступой. Его Преосвященство Шамар Ринпоче попросил расписать комнату в тибетском стиле и нарисовать всю линию преемственности школы Кагью, от Дордже Чанга до 16-го Кармапы, а также линию Шамарп. (В XII в. первый Кармапа Дюсум Кхьенпа ввел в Тибете традицию поддержания линии перерождений. Первый Шамарпа Трагпа Сенге [1282-1349] был вторым в Тибете, кто дал начало такой последовательной линии. Шамарпы выражают активность Будды Амитабы) .14
По инициативе жителей поселка Цаган-Нур В. Борлыкова и В. Киштанова, принимавшего активное участие в строительстве Ступы в Элисте, к приехавшим ламам обратились с просьбой о строительстве еще одной Ступы Просветления в поселке Цаган-Нур. Идя навстречу пожеланиям верующих ламы освятили место под строительство второй Ступы. Эта Ступа высотой около пяти метров, была возведена полностью на средства жителей поселка за один месяц. Так неожиданно в Калмыкии возникли две Ступы.
Торжественное открытие Ступы в Элисте произошло 28 июля 1999 г. Церемонию открытия и освящения провел Лопен Цечу Ринпоче. На открытие присутствовало около 2500 местных жителей и 500 приезжих верующих из России и Украины. 1 августа Ринпоче освятил вторую Ступу в Цаган-Нуре.
Постройка Ступы – это продолжение процесса возрождения и развития буддизма Алмазного Пути школы Карма Кагью в Калмыкии. Рядом со Ступой построен домик Махакалы, главного защитника традиции Кагью. Статуя Махакалы высотой больше метра была отлита из металла и расписана, заполнена мантрами и освящена Лопен Цечу Ринпоче. 1-го сентября 1999 г. во время своего визита лама Оле Нидал освятил домик и установил статую.15
Элистинская Ступа Просветления получила название: Монлам Тамчед Друпа – «Исполнитель всех молитв». А Ступе в Цаган-Нуре ламы дали название «самовозникшей» т.к. в планах строительства ее не было и только благодаря поистине счастливому стечению случайностей, она возникла. Ламы ее назвали Тра Ши Лумбини Цал – «Сад удачи Лумбини».
В дальнейших планах калмыцкого центра Карма Кагью, строительство в Элисте, недалеко от Ступы Просветления калмыцкого филиала Международного Буддийского Института Кармапы (KIBI), где будет находиться офис центра Кагью. Данный проект находится в стадии детальной разработки. Центр продолжает активно работать по многим направлениям. Ежегодно центр со своими лекциями посещает лама Оле Нидал, а также другие учителя школы Кагью. Калмыцкие адепты школы Кагью постоянно выезжают на буддийские семинары и посвящения, которые проводят учителя Кагью в различных городах России, в странах СНГ и дальнего зарубежья. Ступа Просветления стала местом паломничества последователей школы Кагью.
Таким образом, на протяжении более 10 лет калмыцкий центр школы Кагью ведет свою работу по распространению учения. Следует отметить, что школа Кагью вторая по количеству последователей в Калмыкии после Гелуг - это результат активной работы калмыцкого центра. В последние годы возрос интерес к буддизму к его школам и направлениям, в том числе и к школе Кагью, которое представляет особое направление тибетского буддизма, что, обуславливает его практическую значимость для всех интересующихся буддизмом в Калмыкии.

Литература

1. Статья подготовлена в рамках программы "Этнокультурное взаимодействие в Евразии" (проект "Религия в истории и культуре монголоязычных народов России").
2. Лама Оле Нидал первый западный ученик 16-го Кармапы. Впервые они встретились в 1969г. и после нескольких лет постижения практике медитации и буддийской мудрости, Кармапа поручил ему нести учение алмазного Пути на Запад. Начиная с 1972г. Лама Оле Нидал основал от имени Кармапы 250 центров Алмазного Пути. Последние 28 лет лама Оле Нидал читает лекции о буддизме, проводя каждый день в новом городе.
www.Lama-ole-nydal.de
3. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста. 1994. С. 11.
4. Мир Кагью № 1. СПб., 1994. С.4.
5. Мир Кагью №1. Указ. Соч. С.20.
6. Мир Кагью № 1. Указ. Соч. С. 4.
7. Островская-младшая Е.А. Указ. Соч. С. 214-217.
8. Островская-младшая Е.А. Указ. Соч. С. 250.
9. Мир Кагью №8. СПб., 1998. С.25.
10. Мир Кагью №8. Указ. Соч. С.34-35.
11. Вечерняя Элиста №6. 21 октября 2003. С. 6.
12. Мир Кагью №8. СПб., 1998. С. 94-96.
13. Вечерняя Элиста. Указ. Соч. С. 6.
14. Мир Кагью №1. СПб., 1994. С.20.
15. Мир Кагью №12. СПб., 2000. С.76-87.

обсудить на форуме


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz