Санчиров В.П. Тибет и ойраты
// Известия Калмыкии, 19.11.2004.

eng | мон

Религиозные и культурные контакты калмыцкого народа с Тибетом имеют многовековую историю. Монголы и ойраты (или западные монголы) познакомились с буддизмом еще в XIII в. в период завоевательных походов Чингис-хана и его сыновей. Однако эта мировая религия не получила широкого распространения у них до последней трети XVI в. сохраняясь лишь в узком кругу кочевой знати. Народные массы оставались верны традиционной вере своих предков — шаманизму.

Гелугпа, второе обращение монголов в буддизм

Во второй половине XVI в. наблюдается возрождение культурной жизни монголов и ойратов, что связано было с окончательной победой феодальных отношений в стране. Стремление к восстановлению политического единства нуждалось в идейной опоре. Правители кочевников вновь обратились к Тибету, к его идеологии. В последней трети XVI в. произошло так называемое "второе обращение монголов в буддизм", что было официально оформлено на состоявшемся в 1578 г. в Кукуноре съезде южномонгольских князей во главе с Алтан-ханом тумэтским. На нем же были выработаны и узаконены принципы взаимоотношений монгольской светской власти и буддийской церкви.

Тогда же Алтан-хан пожаловал распространявшему буддизм среди монголов главе "желтошапочной" секты тибетского буддизма (школа Гелугпа) Соднам-чжамцо титул Далай-ламы ("Великого ламы"), что должно было свидетельствовать о глубине и безбрежности его учености, мудрости и святости, сравнимых лишь только с океаном. Сама же секта "желтошапочников", представляющая собой реформированную и централизованную буддийскую церковь, была основана в начале XV в. выдающимся буддийским реформатором и мыслителем Цзонхавой (1357-1419). Цзонхава избрал местом своего пребывания Лхасу, где в 1409 г. он основал первый монастырь секты Гелугпа — Галдан, для которого разработал монастырский устав и ввел безбрачие для лам. Он также учредил сложную систему церковной иерархии и ввел пышную обрядность богослужения. Реформы Цзонхавы способствовали укреплению политических позиций новой секты и росту числа ее приверженцев.

Вскоре после кончины "основателя ламаизма" в верховной ламской иерархии "желтошапочной" секты постепенно оформляется новое высшее звено. Согласно легенде Цзонхава еще при жизни, якобы, высказал пророчество о том, что два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений позже получило титул Далай-ламы, другое — Панчен-римпоче (тиб. "великое сокровище учения"), или сокращенно Панчен-лама. Первые Далай-ламы были лишь преемниками Цзонхавы в качестве главы секты Гелугпа, а после смерти первого из них был сформулирован принцип "перерождения", т. е. перевоплощения умершего главы секты в только что родившегося младенца. Это обеспечивало преемственность руководства секты Гелугпа, придерживавшейся безбрачия.

Титул Далай-ламы ламаистские первосвященники "желтошапочной" секты стали носить с III Далай-ламы Соднам-чжамцо (1543-1588). Наряду со своим титулом он получил от Алтан-хана также золотую печать с изображением дракона. Это признание новообращенным монгольским ханом за Далай-ламой первенствующего положения в тибетском буддийском мире имело далеко идущие последствия. Отныне Далай-ламы стали выступать с притязаниями на свое главенствующее положение не только в вопросах религии, но и в делах светского правления.

Выдающуюся роль в утверждении теократии в Тибете сыграл знаменитый V Далай-лама Агван Лубсан-чжамцо (1617-1682). Теократией (греч. буквально "боговластие") называется такая "форма государства, при которой управление государством осуществляется преимущественно жречеством или духовенством, а глава церковной иерархии обладает высшей духовной и светской властью". Идеологической основой теократии в Тибете послужило обожествление источника власти и личности Далай-ламы — воплощение бодхисаттвы (будущего Будды) Авалокитешвары, когда управление государством стало рассматриваться как одна из его религиозно-мессианских функций.

Вслед за Алтан-ханом тумэтским стали насаждать буддизм-ламаизм в своих владениях и другие монгольские и ойратские князья. Распространение буддизма среди ойратов связывают с именем торгутского князя Мэргэн-Тэмэнэ, который в 1604 г, пригласил к себе для пропаганды новой веры крупного миссионера-проповедника ламаизма и официального представителя Далай-ламы Цаган Номин-хана.

В Монголии возобновилась работа по переводу буддийских канонических сочинений на монгольский язык, отыскивались древние рукописи и печатные издания. Из Тибета в монгольские и ойратские кочевья прибывали ученые ламы, в свою очередь в Тибете учились молодые монголы и ойраты, приверженцы новой веры. Часто это были выходцы из княжеских семей. Из таких ойратских монахов знатного происхождения, учившихся в Тибете и прославившихся затем у себя на родине и в Монголии как выдающиеся проповедники "желтой веры", следует назвать двоих. Старший из них Нэйджи-тойн (1557-1653), сын уже упоминавшегося выше торгутского князя Мэргэн-Тэмэнэ и ученик Панчен-ламы, стал первоучителем новой веры в ряде княжеств Монголии. Другой ойратский монах — это знаменитый просветитель и религиозный деятель Зая-пандит Огторгуйн Далай (1599-1662), создатель письменности "тодо бичиг". Проучившись более двух десятков лет в Тибете и "постигнув предела знания", Зая-пандит пользовался столь высоким авторитетом, что преподавал вероучение на религиозных факультетах крупнейших тибетских монастырей. Его биограф Ратнабхадра сообщает, что когда "Его Святейшеству Далай-ламе исполнилось девятнадцать лет и святейший Панчен-лама принял у него монашеский обет гелюнга, Зая-пандит был одним из десяти гелюнгов, присутствовавших на этой церемонии".

В 1639 г. умудренным жизненным опытом ученым ламой он возвращается на родину в Джунгарию, чтобы "переводом священных книг принести пользу религии и живым существам, говорящим по-монгольски". С пастырской и проповеднической миссией Зая-пандит объездил все владения ойратов от Желтой реки до Яика и от Алтая до Гималаев. В том числе он дважды, в 1645 и в 1655 гг. побывал у волжских калмыков, которые в середине XVII в. приняли окончательно русское подданство. При этом он, по-видимому, преследовал не только миссионерские цели, но и политические. Как представитель Далай-ламы Зая-пандит был призван установить тесный контакт между Тибетом и калмыцкими правителями, которые обратились в буддизм еще на своей старой родине, в Джунгарии, но и в дальнейшем в вопросах религии продолжали ориентироваться на Лхасу. Тибет продолжал быть для калмыков, так же, как для ойратов и монголов, религиозным и духовным центром, своего рода тибетским "Ватиканом".

Защитники желтой веры

Упрочение своего влияния в Монголии, и в особенности в Джунгарии, было крупным успехом "желтошапочной" секты во главе с Далай-ламой, хотя ее положение в самом Тибете было далеко не благополучным. В XIV — первой половине XVII вв. здесь царила феодальная раздробленность, происходила постоянная борьба за власть между различными религиозными сектами (монастырями) и светскими феодалами. В междоусобные войны постепенно оказались втянуты все светские и духовные феодалы Тибета, а их борьба за власть приняла форму религиозной войны между "красношапочной" (Кармапа) и "желтошапочной" (Гелугпа) сектами тибетского буддизма. К 30-м годам XVII в. положение "желтошапочной" секты резко ухудшилось. Казалось, что ее гибель близка и неминуема.

В этих условиях Далай-лама и Панчен-лама в 1637 г. приняли решение тайно снарядить и отправить послов к князьям дурбэн-ойратов (Четырех Ойратов) за помощью. С этой миссией выехал в Джунгарию монах по имени Гарулозава, который по прибытии на место "доложил хану и высокопоставленным чиновникам о том, что цзанский царь (Цзан — область в Тибете — B.C.) и другие имеют стремление погубить желтую религию, они очень ненавидят желтошапочнйков и проявляют к ним жестокость... ". Ойратские князья радушно приняли у себя посланца Далай-ламы и после обсуждения просьбы о помощи ламаистских иерархов на своем съезде — чуулгане постановили отправить в Тибет объединенное войско всех дурбэн-ойратов. Командование войском принял на себя хошутский князь Тєрv-байху, известный в истории под именем Гvvши-хана (1582-1654). В этой военной кампании 1637 года приняли участие князья из всех ойратских этнополитических объединений: от хошутов — Гvvши-хан и Дуургэчи-нойон, от элетов (джунгаров) - Хара-Хула, Баатур-хунтайджи и Мэргэн-Дайчин, от торгутов - Мэргэн-Тэмэнэ, Мэргэн-Джинон и Гомбо-Йэлдэнг, от хойтов - Султан-тайши и Сумэр-тайши, от дербетов — Далай-тайши, Бумбу-Йэлдэнг и другие. На окраине Кукунора, непосредственного преддверия в Тибет, ойратское войско в кровопролитном сражении разгромило 30-тысячное войско союзника "красношапочной" секты, крупного восточномонгольского феодала Цокту-тайджи. Ойратское войско имело следующее построение: в центре находились хошуты. На левом фланге сражалось войско элетов, которое назвали "зvvнгарын цэрэг", т.е. войском левого крыла, "джунгарским войском". На правом фланге стояли торгутские воины, в арьергарде находились дербеты и хойты. Как сообщается в ойратском историческом сочинении "История Хо-Урлюка", с этого времени за элетами закрепилось название «зvvнгар» (джунгары).

Гvvши-хан и теократия в Тибете

Гvvши-хану удалось установить свое господство в Кукуноре, и здесь возникло новое ойратское ханство — Хошутское, просуществовавшее до 1723 г. В 1637-1638 гг. сюда откочевала из Джунгарии основная масса его подданных хошутов. Кукунор мог служить хорошим плацдармом для вторжения во внутренние области Тибета и насаждения там своего влияния. В 1638 г. Гvvши-хан совершает лично паломничество в Тибет к Далай-ламе Агоан Лубсанчжамцо. V Далай-лама пожаловал ему титул "Данзин-Чойджал" ("Царь законов и опора религии"). В свою очередь Гvvши-хан наделил сановников из свиты Далай-ламы монгольскими титулами далама, тайджи, даян и др. которые тибетские чиновники высших рангов носили вплоть до середины XX века.

В течение следующих трех лет ойратские войска нанесли поражение отрядам противников Далай-ламы из лагеря "красношапочной" секты и их светских союзников. После этого Гvvши-хан установил свою власть над всеми районами Тибета и занял "высокий трон тибетских царей". Однако опасаясь выступления тибетцев против чужеземных правителей, он в 1642 г. передал верховную власть над всем Тибетом V Далай-ламе Агван Лубсан-чжамцо. Этот шаг ойратского правителя был встречен ламаистскими иерархами с большим удовлетворением. Он нашел отражение и в изобразительном искусстве Тибета. Так, огромная картина в одном из главных храмов Лхасы изображает коленопреклоненного Гvvши-хана, передающего Далай-ламе и регенту символы светской власти. В сочинениях тибетских авторов Гvvши-хан предстает как могущественный покровитель и защитник веры, который разгромил и уничтожил всех врагов Далай-ламы, а "желтую веру заставил сиять подобно солнцу".

Столицей единого Тибета была официально провозглашена Лхаса, резиденция Далай-ламы и его правительства. К этому же времени относится начало работ по возведению дворца Далай-лам — Потала, выдающегося памятника тибетской архитектуры.

Гvvши-хан умер в 1654 г. в возрасте 73 лет. Его победа над противниками "желтошапочной" секты имела важные последствия для истории Тибета. Она способствовала его объединению, а также окончательному утверждению теократии в этой стране и абсолютному преобладанию в ней школы Гелугпа. Это отразилось и на политическом строе Тибета. Тибетское государство стали возглавлять Далай-ламы, в руках которых находилась верховная светская и религиозная власть. V Далай-лама вошел в историю под названием "Великого Пятого".

Такова была одна из знаменательных страниц в истории тибетско-ойратских и тибетско-калмыцких отношений.

оригинал на http://www.narodru.ru/smi324.html


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz