Очиров У.Б. К вопросу о терминах «зюн» и «барун» в этнической истории монгольских народов


// Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 2. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. с. 123-127.

текст содержит фрагменты на калмыцком, правила чтения тут

Термины «зюн», «зvvн» (левый) и «барун», «баруун» (правый) в этнической истории монгольских народов имеют военное происхождение и берут основу из деления войска по триадному принципу (на левое и правое крылья и центр). Следует отметить, что в монгольских языках слова «зюн» и «барун» могут применяться и для обозначения сторон света. При ориентации на юг эти понятия обозначают соответственно – восток и запад. Такая ориентация связана с тем, что двери юрт средневековых монголов, как правило, смотрят на юг [Жуковская 2002: 16].
Первоначально термины «зюн» и «барун» использовались при обозначении некоторых военных и административных единиц, которые могли совпадать с этническими, что в принципе характерно для народов военно-племенной демократии, к каковой относились и монголы в период средневековья. Например, у центральномонгольских племен (а возможно, что у всех) военная структура являлась определяющей для административного деления, а в конечном итоге – для этнического. Поскольку кочевое хозяйство имело экстенсивный характер и зависело в первую очередь от кормовой базы на близлежащих пастбищах, его размеры искусственно ограничивались. Как правило, у центральномонгольских племен стандартной административной единицей являлась «тысяча» (или курень), то есть кочевая община, способная выставить тысячу воинов (если считать по одному воину из семьи, соответственно – тысяча семей). Когда численность условных воинов в общине заметно превышала тысячу, то из его состава выделяли кибитки для нового куреня. Во многих случаях такие курени обретали свой этноним и своего нойона. В Центральной Монголии такой процесс привел к образованию большого числа племен. Например, сыновья легендарного Добун-Мергена образовали 7 племен: белькунот, букунот, хадакин, салджиут, борджигин, джадарадан (джаджират?) и баарин. Через 10 поколений (к началу XIII в.) хатагины, салджиуты и джаджираты еще существовали и стали основой союза, выступившего против борджигинов и бааринов, входивших в состав другого союза. Если судить по «Тайной истории монголов», то от одних только борджигинов за те же 10 поколений отпочковались по меньшей мере 15 племен [Сокровенное сказание 1990: § 40-49]. Еще целый ряд куреней, относивших себя к борджигинам, собственных этнонимов не имели или до нас они не дошли, но их независимость в конце XII в. подтверждается всеми сохранившимися старомонгольскими источниками.
По окраинным союзам монгольских племен и их административному и этническому составу информации у нас намного меньше, хотя можно предположить, что наличие внешней угрозы сдерживало процесс дробления племен. Все же в источниках есть сведения, позволяющие утверждать, что тождественность военных, административных и этнических структур имело место и на окраинах. Например, в «Тайной истории монголов» при описании кераитов упоминаются такие племенные подразделения, как тумен тубегенов и тысяча туркаутов [Сокровенное сказание 1990: § 170, 187]. Впрочем, термины «зюн» и «барун» у кераитов практиковались только в военном отношении.
Употребление понятий крыльев и центра в качестве административных единиц фиксируется в летописях уже при формировании Монгольской империи в начале XIII века. В 1206 г. на общемонгольском курултае Чингис-хан, разделив подчиненные ему племена на 95 тысяч воинов, стараясь при этом учитывать этнический принцип, распределил их по триадному принципу – среди войск Центра, Левого и Правого крыла. Интересно отметить, что левое крыло оказалось на востоке новой империи (у отрогов Хингана), а правое крыло – на западе (у Алтайских гор). Если провести между ними посередине условную ось, то она пройдет через центр Монголии точно на юг. В соответствие с этим разделением они и вели свои боевые действия: племена «Левой руки» воевали против Китая и близлежащих государств (на «Восточном» фронте), племена «Правой руки» действовали на западном направлении.
123

Исключения из этого принципа были крайне редки и свидетельствовали о военном кризисе и огромном напряжении сил у монголов. Преемники Чингис-хана также часто использовали военную структуру и терминологию в территориально-административном делении своих улусов, в том числе и «крылья». Однако примеры использования терминов «зюн» и «барун» в качестве этнонимов в этот период нам неизвестно.
В XIV веке после падения династии Юань остатки Великого монгольского улуса – 6 туменов оказались разделены Тогон-Тэмуром на две части: зюн (Халха, Чахар, Урянхай) и барун (Тумэд, Ордос, Юншиэбо) [Шара туджи 1957: 159]. 4 тумена ойратов, подчинявшиеся до конца столетия монгольским ханам, в состав «крыльев» не входили, а считались отдельной группировкой. Тумен Халха тогда кочевал на территории современной восточной Монголии, чахары – в центральной части современного АРВМ КНР, урянхайцы – в северной части древней провинции Чжили и западной части провинции Шэньян, т.е. у самой границы с Минским Китаем. Ордосы и юншиэбо тогда жили в большой излучине Хуанхэ, тумэды – к западу от них, у отрогов Алашани. Любопытно отметить, что условная центральная ось в этом случае пройдет где-то в районе Хух-Хото или Датуна и будет ориентирована скорее на юго-восток, чем на юг.
Позже термины «зюн» и «барун» в значении «восточный» и «западный» были использованы Лигдэн-ханом при разделе Чахара на три тумена [Гэрэлбадрах 1999: 30]. Элементы этого разделения сохранились до сих пор во Внутренней Монголии и даже обрели официальный статус.
До сегодняшнего дня сохранилось слово «зюн» и в географическом названии территории – Джунгарии. Термин «зюн гар», «зvvн hар» (левая рука) появился у ойратов, по всей видимости, где-то в конце XVI – начале XVII в. и вскоре стал этнонимом чоросов – одного из племен ойратского союза, фактически вытеснив бытовавшее ранее название. Мало того, когда тайша чоросов Эрдени-Батур-хунтайджи основал на территории будущего Северного Синьцзяна свое государство – Джунгарское ханство, именно под названием «зюнгары» (джунгары, зенгорцы, зенгорские калмыки) ойраты стали известны у многих своих соседей – казахов, русских и т.д. Таким образом, этноним не только стал географическим термином, но и подменил собою название фактически всего союза племен.
Однако, несмотря на известность этого этнонима, его происхождение представляется довольно загадочным. При наличии «зюнгарии» нигде не фиксируется территория или народ под именем «барунгария». Если предположить, что здесь имела место ориентация на юг, то правое крыло оказывается где-то в степях южного Казахстана или Мавераннахра, в которых ойраты появлялись редко и, как правило, с враждебными целями. Можно, конечно, в поисках «барунгарии» добраться и до Калмыцкого ханства, но это будет выглядеть слишком натянуто, тем более, что в источниках сведения об этом отсутствуют. Г.Г. Стратанович утверждал, что у ойратов была принята ориентация на юго-восток [Стратанович 1974: 227], но и в этом случае нельзя найти правое крыло ойратов (оно оказывается где-то на Памире или в Афганистане). Некоторые ученые выдвинули версию, по которой появление северной «зюнгарии» и южной «барунгарии» связано с разделом наследства в 1657 г. между соответственно Сэнгэ и его сводными братьями [см.: напр., Кычанов 2004: 535]. Однако, как уже упоминалось, появление этнонима зюнгар отмечается в более ранний период, например, в «Песне о монгольском Убаши-хунтайджи» [Лунный свет 2003: 53]. Можно предположить, что «барунгарией» следует считать Хошутское ханство на Кукуноре, образованное во второй половине 1630-х гг. Хотя сведений, подтверждающих эту версию, нам также найти не удалось, указанный вариант представляется более реальным, так как во второй четверти XVII в. лидеры хошутов и чоросов действовали совместно и вели единую внешнюю политику. Следует отметить, что в данном случае дуальная структура оказывается ориентированной «лицом» на восток, против восточных и южных монголов.
Следы «крыльевого» деления мы можем зафиксировать и в этнической истории Калмыцкого ханства. В российских документах как минимум с начала XVIII в. отмечается группа улусов, именуемая «зюнами» или «зюневыми улусами». Это были кереты, цаатаны и некоторые другие этнические группы, находившиеся под владычеством или под контролем Чагдорджаба – старшего сына и наследника Аюки-хана. К сожалению, упоминаний о других элементах этой тринарной структуры сохранилось немного, поэтому установить причины
124

такой этнической классификации довольно трудно. Трактовать этноним «зюн» в значении «восточный» нельзя, так как улусы Чагдорджаба большую часть времени кочевали на правом берегу Волги (то есть в западной части ханства). На восточных границах Калмыцкого ханства почти весь XVIII в. проживали, в основном, хошуты и торгутские улусы табун-отоков. М.М. Батмаев предположил, что под названием «зюн» следует понимать левое крыло торгутских улусов Калмыцкого ханства. Соответственно, «центром» («забсор») оказались ханские улусы, а «правыми» («барунами») – табун-отоки Дорджи Назарова [Батмаев 2002: 121-124]. Эта версия кажется вполне достоверной, и противоречащих ей сведений у нас нет. Наоборот, в «росписи Барятинского» 1733 г. можно найти упоминания о том, что среди табун-отоков указаны некие «бароны» [АВПРИ. Ф.119. Оп.1. 1733 г. Д.5. Л.424]. К сожалению, информации об этом улусе у Барятинского крайне мало, но вполне возможно, что «баруны» – это общее название пяти неханских торгутских отоков. В этом случае триада окажется ориентированной на север или даже на северо-запад.
Интересно отметить, что в приведенных четырех примерах направленность пары «зюн»-«барун» оказывается разной. Если у Чингис-хана «крыльевая» структура «смотрит» на юг, то у Тогон-Тэмура – скорее на юго-восток, у «пары» Джунгарское и Хошутское ханства – на восток, а у Калмыцкого ханства и вовсе на северо-запад. На наш взгляд, в политических образованиях ориентация «крыльев» носила скорее практический характер, прежде всего военно-политический, может быть отчасти торгово-экономический. Ведь после создания Монгольской империи основным объектом устремлений Чингис-хана стали чжурчжэньское государство Цзинь и тангутское Си Ся. Для Тогон-Тэмура таковым вполне естественно являлся Минский Китай. Для хошутов и чоросов в конце XVI – начале XVII вв. наиболее опасными соперниками были восточные и южные монголы, а китайские рынки – самыми выгодными. Торговыми и политическими интересами, видимо, следует объяснять и «поворот» Калмыцкого ханства на северо-запад, в сторону Центральной России, прежде всего ее столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Именно этим можно объяснить столь часто встречающиеся несовпадения терминов «зюн»-«барун» с географическими понятиями «восток»-«запад», хотя и обратных примеров можно найти немало.
Данный вывод можно расценить как признак неустойчивости системы географической ориентации у монголов. Интересно отметить, что некоторые ученые выдвинули предположение, что ориентация по сторонам света, так и направление выхода из кибитки у монголов не были устойчивыми и могли меняться. Например, Э.П. Бакаева, основываясь на фольклорных источниках (из эпоса «Джангар»), пришла к выводу, что первоначально выход из кибитки был направлен на восток (ар – задняя сторона), тогда сторона «зюн» – юг, а «барун» – север. В некоторой степени это предположение подтверждают джангароведы, отмечая, что в более поздних версиях эпоса страна Бумба именуется «Ар vзг Бумбин орн» (т.е. северная страна Бумба), в то время как в ранних – просто «Ар Бумбин орн». Учитывая, что под Бумбой отдельные исследователи подразумевают страну религии «бон-по» (Тибет), то здесь термин «ар» в значении «восточный» или «оставшийся позади» для калмыков выглядит вполне логично, в отличие от «северного» варианта. Можно предположить, что джангарчи, утерявшие к началу ХХ в. истинный смысл выражения «Ар Бумбин орн», модернизировали его.
Уже во второй трети XVIII в. термины «зюн»-«барун» встречаются в этнической истории Калмыцкого ханства уже на уровне улусов, как правило, в сочетании с «центром» или «серединой» (забсор или дунд). Здесь можно увидеть начало распространения триадного деления улусов, причем дуальный принцип «ики»-«бага» (большой и малый) активно практиковался, как минимум с конца XVII в. Интересно отметить, что в некоторых случаях триадные структуры используются не для дробления, а для объединения мелких единиц в более крупные (соответственно, лучше управляемые) группы.
Например, в 1741 г. после смерти хана Дондук-Омбо произошел раздел его родового Багацохуровского улуса между пятью наследниками. Цохуровский улус, по всей видимости, по своему этническому составу являлся «сборным», составленным из различных мелких групп, и отнюдь неслучайно некоторые историки объясняют этноним «цохор» как «пестрый». В списке, составленным бригадиром Кольцовым при разделе Багацохуровского улуса, насчитывалось 45 подразделений численностью от 5 до 372 кибиток под руководством
125

своих зайсангов. При этом все они оказались объединены в более крупные структуры, среди которых были бага- и ики-баруны, бага- и ики-зюны. Пятым объединением багацохуровский зайсанг Токмук назвал небольшую группу «запсаров» [НА РК. Ф.И-36. Оп.1. Д.142. Л.351]. В списке Кольцова пятым объединением числятся «Берисовы кибитки», но в более раннем реестре Кольцова наряду с «Берюсовыми, Гурбатовыми и Керетовыми» и другими группами указаны ики- и бага-«запсуровы» (правда, отсутствует самое крупное объединение – бага-барунов) [Митиров 1998: 198-201]. Здесь мы наблюдаем сочетание дуального и триадного деления, но в последующем Багацохуровский улус стал подразделяться на «зюнов» с небольшой группой «запсуров» и «барунов», кочевавших раздельно. Фактически архивные документы зафиксировали появление нового улуса – «баруны».
К сожалению, невозможно понять: использовались ли термины «зюн»-«барун» на основе их реальной географической или военной позиции или это разделение было условным. Данные о маршрутах кочевок или участия в боевых действиях отдельных родов в составе улуса в XVIII в. не сохранились.
Признаки триадного деления наблюдались и у дербетов Калмыцкого ханства. По данным попечителя калмыцкого народа К.И. Костенкова (сер. XIX в.) дербеты имели «пять главных родов». Помимо двух групп социального происхождения (шабинеров и абганеров), в их составе значились крупные древние этнические группы тугтунов и бурулов, а также объединенные под названием «зюн» более мелкие древние группы (чоносы, бухусы, хашханеры и др.) [см.: Митиров 1998: 321, 324]. Вполне очевидно, что этноним «зюн» использовался для объединения мелких родов в отдельную группу наряду с тугтунами и бурулами, в которых можно увидеть два других элемента триады.
После откочевки большей части калмыков в 1771 г. этническая палитра в оставшихся приволжских улусах заметно изменилась. Почти все нойоны-владельцы улусов получили «компенсации» за потерянные кибитки, уведенные «нойонами-беглецами». В 1862 г. К.И. Костенков по итогам Кумо-Манычской экспедиции зафиксировал следующие группы, в которых использовались термины «зюн»-«барун»: помимо уже упомянутых зюнов Малодербетовского улуса и Багацохуровского улуса, почти полностью состоявшего из зюнов, запсуров и барунов, баруны Яндыковского улуса и барун-кетчинеры Малодербетовского улуса (зайсанг Бадма Кутузов) [Митиров 1998: 323-329].
Намного больше этнонимов триадного характера фиксируется у синьцзянских ойратов, в основном состоящих из тех, кто ушел в 1771 г. По прибытии в Джунгарию они оказались под контролем маньчжуров, которые расчленили беглецов по новому военно-административному делению: на чулганы (хошутов, «старых» и «новых» торгутов), аймаги, хошуны, сомоны (эскадроны). Многие из вновь образованных административных единиц получили новые этнонимы, в том числе и с использованием тринарных структур.
Все четыре аймага внутри чулгана «старых торгутов» получили свои имена по сторонам света, в том числе аймаг бывших табун-отоков – зvvн (восточный) и аймаг Моомоту-Убаши (потомка Лоузана) – баруун (западный). Северный (хойд) и южный (өмнөд) аймаги «старых торгутов» также активно использовали «зюн»-«барун» в новых наименованиях своих этнических групп. Например, Южный аймаг, помимо ханского хошуна, включал в себя «дунд», «зvvн», «баруун» хошуны. Сам ханский хошун (крупнейший у синьцзянских ойратов) делился на 5 малых хошунов, среди которых были «завсар» и «баруун». Северный аймаг делился на три хошуна: «хойд», «зvvн» и «баруун». Хошун «хойд» этого аймага (Цебек-Дорджи) делился на 4 сомона (ики- и бага-баруун, ики- и бага-зvvн); такие же названия имели 4 из 6 сомонов «Барун хошуна».
Кроме того, по триадному принципу был разделен хошутский чулган: зvvн, дунд и баруун хошуны (последний при этом делился на три сомона с аналогичными названиями) [Лижээгийн 2007: 8-9]. Вполне очевидно, что здесь в большинстве случаев (если не во всех) термины «зюн»-«барун» совпадают со сторонами света восток и запад.
Таким образом, примеры этнической истории монгольских народов показывают, что в ряде случаев пара «зюн»-«барун» совпадает с ориентацией по сторонам света, когда южная сторона считается «передней». Вместе с тем, наблюдаются случаи, когда тринарная структура ориентирована по направлению к сфере ее ключевых интересов (как военно-политических, так и торгово-экономических). На наш взгляд, это свидетельствует о том, что у
126

монгольских народов в период средневековья географическая ориентация еще не успела устояться и под влиянием различных факторов могла изменяться.

Литература

Батмаев М.М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII – XVIII вв. Элиста, 2002.
Гэрэлбадрах Ж. Особенности административного устройства Монголии в XIV – XVII вв. // Altaica III. Сборник статей и материалов. М., 1999. С. 27-32.
Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М., 2002.
Кычанов Е.И. Властители Азии. М., 2004.
Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста, 2003.
Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста, 1998.
Сокровенное сказание монголов. Элиста, 1990.
Стратанович Г.Г. Военная организация триадного типа и ее судьбы // Проблемы алтаистики и монголоведения. Материалы всесоюзной конференции (Элиста, 17-19 мая 1972 года). Вып. I. Элиста, 1974. С. 220-230.
Шара Туджи. Монгольская летопись XVII века. Сводный текст, перевод, введение и примечания Н.П. Шастиной. М.-Л., 1957.
Лижээгийн Г. Шинжааны ойрадуудын тvvх, соёл // Тод номын герел. 2007. №3-4.

Архивы:

Архив внешней политики Российской империи историко-документального департамента Министерства иностранных дел РФ.
Национальный архив Республики Калмыкия.
127

обсудить на форуме


предыдущая | в содержание | следующая
to the library | номын сан руу | в библиотеку





Hosted by uCoz