Ч. Хашчулуун. Современная Монголия - продукт и оплот панмонголизма. Сб Янв 22, 2005 19:16
С незначительными изменениями опубликовано в газете "Калмыцкий университет", № 11 (811) 31 августа 2007.

После полной потери государственной самостоятельности и превращения в колонии соседних государств в 18 в. различные ветви монголов были разобщены. Однако в 20 в. произошло восстановление государственности на территориях коренных улусов и в настоящее время существует суверенное государство Монголия.

После уничтожения Зvvнгарского нутуга в 1760-ых гг. маньчжуры создали Кобдосский край (Ховдын хязгаар) под управлением Кобдосского губернатора маньчжи (Ховдын амбан манж сайд) населяемый ойратами. В составе Кобдосского края входило 3 хошуна дєрвєд (хошун – административная единица созданная маньчжурцами после присоединения монгол), 2 хошуна хойт, 1 хошун хошут, 1 хошун торгут, 1 хошун єєлет, 7 хошунов алтайских урянха, 2 хошуна урянха алтан нуура (оз. Алтан), 1 хошун мянгат, 11 хошунов баят, 2 хошуна захчин - всего 32 хошунов.

В 1910-11 гг. Внешняя Монголия (Халха) изгнав маньчжурских наместников провозглашала свою независимость. Созданная 30 ноября 1911 г. "Временная полномочная администрация (правительство) Халхасского Хурээ" ("Халхын Хvрээний бvх хэргийг тvр ерєнхийлєн шийтгэх газар") выпустила всеобщее обращение о независимости всех монгол.

Ойраты тоже высоко оценили и приняли это обращение с радостью. Наличие при главной администрации Кобдосского губернаторства маньчжурского войска зеленого знамени, присутствие китайских купцов во множестве и удаленность от Хурээ (нынешний Улаанбаатар) замедлили их восстание. Весной 1912 г., когда зимний холод отступал, в Улаангомском хурээ проходил совещание всех ноёонов Кобдосского края и обсуждался вопрос присоединения к Монгольскому государству. Совещание проходило в полемике и разногласиях. Некоторые ойратские ноёоны были против соединения с Халхой и правительством в Хурээ, все ещё сохранялось и сказывалось многовековое недоверие и память прежних войн и противоборства. Но большинство присутствующих были за вхождение в состав единой Монголии.

В результате от 30 хошунов Кобдосского края было написано письму Богдо-хану о желании войти в Монгольское государство (Монголын тулгар тєрд), оно было подкреплено печатью каждого хошуна. Все эти документы с печатью и подписью ноёонов каждого хошуна хранятся сейчас в национальном архиве и считаются национальной ценностью народа.

В возрождении независимой объединенной Монголии участвовали не только западные и восточные монголы. Огромный вклад внесли южные и северные (бурят) монголы. Вклад бурят-монголов был не только военный, но главным образом культурно-просветительский, от Ринчино и многих других, модернизировавших культуру и общество новой единой Монголии. Многие из них видели в возрождении единой Монголии надежду на освобождение Бурят-Монголии от царизма и вообще русского засилья, недаром Коминтерн и Москва настолько испугались этого, что в 30-х гг. и даже ранее почти все деятели бурятской культуры и политики были поголовно уничтожены - многие именно по обвинению в панмонголизме. Хотя бурятские деятели культуры и политики не смогли освободить свою байкальскую Родину от русских, тем не менее, они заложили фундамент или плацдарм борьбы за нее в виде новой независимой Монголии с элементами европейской культуры в сочетании с традиционной. До сих пор в тех отраслях науки и культуры Монголии, которые были созданы после 1921 г., бурятское наследие живо сейчас, например в опере, филологии, науке. Позже через 1990-е гг., это наследие помогло бурятам встать во главе нового движения в политике и именно монгольские буряты ликвидировали в начале 1990-х гг. все что было связано с русскими в Монголии - от советских баз до доминирования кириллицы.

Ойраты же, чьи предки так много лет воевали с восточными монголами в 17 в., в новой Монголии не только сразу поддержали манифест Богдо гэгээна о возрождении независимой и единой Монголии 1911 г., но также внесли огромный вклад в ее политическое и военное строительство. В каком то смысле великий ойратский Галдан-хан добился своего - ойраты возглавили правительство Монголии, но мирным путем, через Цэдэнбала, 40 лет правившего Монголией, его преемника Батмунха, 8 лет правившего Монголией и давшего добро на политические перемены 1990-х гг., после чего он уступил власть демократам. И сейчас правительство Монголии и ее многие ведущие позиции находятся в руках ойрат, которые составляют наиболее верную и лояльную часть госаппарата.

После войны 1945 г. многие южные монголы перебрались в Монголию и сделали большой вклад в развитие восточных связей страны, а именно с Японией. Первыми учителями японского и китайского языков в Монголии были именно внутренние монголы.

Я говорю об этом, потому что существует мнение, что современная Монголия является каким-то чисто халхасским государством и хотел показать, что это совсем не так. Но если понимать панмонголизм как строительство единой Монголии, то именно нынешняя Монголии и есть чистейший продукт панмонголизма, где все ветви монголов играют свою, ведущую роль в государстве. Разумеется и халха внесли свой вклад - составили костяк государства по своей численности до восстановления (все-таки) независимости Монголии, функцию возложенную на них еще в далеком 15 в. всемонгольским ханом Батмунхом, который даже и дал им имя халх - от слова "защищать" древний очаг монголов в Восточной Монголии по берегам Хэрлэна, месте рождения императора Чингиса.

Пока существует независимая Монголия, которая включает в себя все ветви монголов - северных, южных, западных и восточных, всегда будет существовать невидимое соединение между ними и монголами живущими поныне на (временно) оккупированных территориях и никогда не угаснет надежда на свободу.


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz