Дорджиев В.П., к.э.н., народный депутат Верховного Совета РСФСР в 1990-1993 гг. Разработка и принятие закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года
// Российская научно-практическая конференция «Восстановление национальной государственности репрессированных народов России и перспективы их развития на современном этапе», 12-13 янв. 2007 г. - Элиста: Изд-во КГУ, 2007.

По происшествии чуть более 63 лет после выселения калмыков и ряда других малочисленных народов только за национальную принадлежность, названное вполне невинным словом «депортация», мы еще и еще раз констатируем факт, что это было на деле настоящей репрессией, причем очень жестокой. Если смотреть правде в глаза, то был учинен подлинный геноцид по отношению к калмыцкому и некоторым другим народам. Эти народы в течение 13 лет находились в ссылке на спецрежиме, назывались в официальных документах правительства то спецпереселенцами, то спецпоселенцами.
Хотя в январе 1957 года и была образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края, но не были сняты законодательно вплоть до 26 апреля 1991 года те сфальсифицированные обвинения, которые были предъявлены калмыцкому народу в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года о том, «что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам советских людей...» и т.д.
Учиненный некогда над людьми, в частности, над калмыцким народом произвол, если его последствия до конца не искоренить, то с годами лишь усиливает чувство несправедливости и люди продолжают себя чувствовать по-прежнему находящимися в ссылке. Именно такую мысль мне приходилось слышать во время своей избирательной компании в высший законодательный орган РФ от рядовых граждан. На этих встречах люди справедливо выражали беспокойство, главным образом, по трем проблемам: территориальная реабилитация, возмещение материального и морального ущерба и культурная реабилитация. Избиратели просили меня, как кандидата в депутаты в высший законодательный орган РФ, восстановить историческую справедливость по отношению к людям, народу, незаслуженно пострадавшим в черные годы сталинских репрессий. Я, испытавший на себе всю тяжесть выселения, не мог не принять этот наказ. Причем, принятия такого Закона требовала сама обстановка, сложившаяся в стране, сама жизнь. Людей к этому еще подтолкнуло и то, что 14 ноября 1989 года была принята Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав». Даже после принятия Декларации ВС СССР в тече-
54

ние продолжительного времени не предпринимались практические шаги ни в союзном, ни в российском правительствах и парламентах. Что и дало мне повод выступить на Первом Съезде народных депутатов РФ 20 июня 1990 года о необходимости законодательно рассмотреть вопрос о снятии огульных, сфальсифицированных обвинений в адрес калмыцкого народа в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года и полной его реабилитации. В этом же направлении действовали представители и других репрессированных народов. На Съезде поддержал нас Б.Н. Ельцин, только что избранный председателем Верховного Совета РСФСР.
Люди, ранее подвергшиеся репрессии и не добившиеся справедливости, воодушевленные Декларацией и нашими выступлениями на Первом Съезде народных депутатов РСФСР, закидали Съезд в прямом смысле этого слова обращениями.
На основании этого уже 25 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР было принято постановление «О подготовке и рассмотрении проектов законов РСФСР», в котором ВС РСФСР поручалось подготовить проект Закона «О репрессированных народах». А 10 декабря 1990 года на Втором (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР было принято постановление «О жертвах политических репрессий в РСФСР», где ВС РСФСР и Совету Министров РСФСР предлагалось разработать и принять Законодательные акты о реабилитации и полном восстановлении прав репрессированных народов и граждан РСФСР.
Поэтому мне, как народному депутату РСФСР и члену ВС РСФСР хорошо известны все события, связанные с процессом разработки и принятия двух законов: «О реабилитации репрессированных народов» и «О реабилитации жертв политических репрессий». Причем я сам был одним из авторов законопроекта «О реабилитации репрессированных народов».
Наши попытки приступить к разработке данных законопроектов показали невозможность принятия единого обобщающего законопроекта обо всех репрессиях. Ведь так называемые «депортированные» народы подверглись репрессиям по признакам национальной принадлежности, причем выселялись поголовно и старики, и женщины, и дети. А лица, подвергшиеся репрессиям по политическим мотивам, преследовались индивидуально, за конкретные, инкриминируемые им преступления. Конечно, концепции этих двух законопроектов не совпадали, в связи с чем их невозможно было соединить в один обобщающий законопроект.
Следует отметить, что работа над законопроектом «О реабилитации репрессированных народов» проводилась более интенсивно, была завершена значительно раньше и закон был принят 26 апреля 1991 года только при одном воздержавшемся. А работа над законопроектом «О реабилитации жертв политических репрессий» продолжалось еще шесть месяцев и закон был принят 18 октября 1991 года.
Уже прошло более 15 лет со дня принятия Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», но, однако, к великому сожалению, до настоящего времени ни федеральными, ни местными органами власти так и не были проведены все необходимые правовые и организационные мероприятия с целью реализации этого Закона в полном объеме. В соответствии со статьей 13 этого Закона весь комплекс этих мероприятий должен регулироваться отдельным законодательным актом РФ, принимаемым по отношению к каждому репрессированному народу в отдельности. Однако, ради справедливости надо сказать, что к 50-летию депортации калмыцкого народа был подписан Указ Президента РФ Б.Н.Ельцина «О мерах реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержки его возрождения и развития», который не охватил весь комплекс вопросов по реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Весь Указ построен на поручениях Правительству РФ, которое и не стремился его выполнять.
До сих пор официально не отменены 12 Указов, государственных актов и правительственных решений, послуживших формальным основанием для произвольного перекраивания территории Калмыкии в период ликвидации автономии калмыцкого народа в течение 13 лет и 13 дней, хотя эти акты в статье 1 Закона признаны незаконными и преступными.
И, прежде всего, подлежит пересмотру, вернее уточнению Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края», как юридически неграмотный, противоречащий фактам, так как КАО была образована в 1920 году, а затем преобразована в Калмыцкую АССР. Здесь речь должна идти только о восстановлении автономии, причем в полном объеме.
При подготовке Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» приходилось знакомиться со многими документами как по выселению, так и по образованию КАО, приходишь к выводу о том, что кому-то из руководства нашей страны не хотелось восстановить автономию калмыцкого народа, а очень хотелось образовать эту автономию, как будто этот народ до этого вообще не имел ее. Ведь каждому знающему русский язык человеку известно, что слово «восстановление» в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова толкуется, как «привести в прежнее состояние», «вернуть в прежнее общественное положение». Вот почему и в постановлении ЦК КПСС от 24 ноября 1956 года «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов», и в Указах Президиума Верховных Советов СССР и РСФСР в констатирующей части говорится о восстановлении автономии этих народов, а в постановляющей части отдельным пунктом говорится об образовании КАО в составе Ставропольского края.
Кроме того, статья 6 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» предусматривает для репрессированных народов восстановление национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения. А при образовании КАО были произвольно и незаконно отторгнуты два наиболее богатых и развитых ее района - Долбанский и Приволжский и оставлены в составе Астраханской области.
55

Поэтому руководителям республики следует вести диалог по согласованию территориальных интересов сторон, предусмотрев, в том числе, и взаимный обмен и уступок тех или иных конкретных территорий, в которых та или иная сторона особенно нуждается. Этот вопрос надо решать, сколько бы мы ни прятались от его решения.
В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» во 2 статье сказано о том, что «репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические общности людей), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-государственных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения». Это определение геноцида по отношению к калмыцкому народу полностью соответствуют международно-правовым документам. Это и Конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» от 9 декабря 1948 года, и Римский статус международного уголовного суда от 17 июля 1998 года, где под геноцидом подразумеваются пять видов преступления, один из которых - это умышленные действия по уничтожению полностью или частично национальной, этнической расовой или религиозной группы. Хотя в Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» не определены должностные лица, как этого требует Конвенция 1948 года, но мы знаем, кто подписывал Указы Верховных Советов СССР и РСФСР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об утверждении этих Указов. Поэтому, хотя и прошло уже более 63 лет после выселения калмыков из родных мест, Правительство РФ, как правопреемницы СССР и РСФСР, высший законодательный орган РФ должны осудить конкретных виновников и в соответствии с международным правом выплатить репрессированным народам за материальный и моральный ущерб, нанесенный при выселении по национальному признаку.
Не восстановлены прежние исторические названия населенных пунктов и местностей, незаконно отторгнутых после 27 декабря 1943 года, не возвращены духовные и культурные ценности, являющиеся достоянием калмыцкого народа, а также еще не полностью возвращены архивы репрессированных народов, что предусмотрено статьей 11 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие вышеназванного Закона.
В целях исполнения данного Закона в отношении калмыцкого народа и Республики Калмыкия, мы считаем совершенно необходимым руководству Республики войти с законодательной инициативой о принятии закона РФ «О мерах по реализации Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» в полном соответствии со статьей 13 уже существующего Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
Руководство РФ должно отдавать отчет в том, что решение вопроса территориальной реабилитации Калмыкии ни в коим случае не угрожает национальным, в том числе территориальным интересам России, так как калмыцкий народ с незапамятных времен мыслит себя только и исключительно в составе России, и ни о каком-либо сепаратизме вопрос попросту не стоит, как не стоит и вопрос об упразднении Астраханской области или о возвращении ее в былой статус округа. И в этом заключается коренное, принципиальное отличие и относительная простота окончательной реабилитации калмыцкого народа, если взяться за решение этого вопроса с искренним желанием решать его, а не волокитить его малодушно из года в год.
56


to the library |номын сан руу |в библиотеку



Hosted by uCoz