Боромангнаев Б.Б. Реабилитированы ли на самом деле калмыки и другие репрессированные народы?
// с сокращениями опубликовано в газете «Советская Калмыкия» № 8 (197), 28 декабря 2007 под заголовком "Репрессии в СССР и США (депортации калмыцкого народа посвящается)" и на сайте Информационного агентства «Бумбин орн» http://www.bumbinorn.ru/2007/12/28/reabilitacija_s_bolshim_znakom_voprosa_48654.html 28 декабря 2007 под заголовком "Реабилитация с большим знаком вопроса".


28 декабря – День скорби, памяти, уроков и набата в сердце каждого настоящего калмыка

Прошло уже более 50 лет с формального окончания ссылки калмыков в Сибирь. С тех пор была восстановлена калмыцкая автономия, а в бывшем СССР и в постсоветской России было принято немало законодательных и нормативных актов, направленных на реабилитацию репрессированных народов. Однако пришло время открыто взглянуть в лицо Истине. В преддверии 28 декабря зададимся вопросом: произошла ли на самом деле реальная реабилитация калмыцкого и других репрессированных народов, живущих на территории Российской Федерации? В память наших насильственно ушедших в небытие предков, в интересах и в назидание нашим ещё не рожденным потомкам, попытаемся непредвзято и объективно, отбросив смущение перед возможными обвинениями в национализме или экстремизме, поучаствовать в ответе на этот непростой вопрос.

Иного выхода у любого честного и ответственного за судьбу своего народа человека нет. Времени ожидать доброй воли и прочих милостей свыше у нас уже нет. С каждым годом рядом с нами всё меньше и меньше остаётся наших близких, которые испытали нужду, голод, унижение и полное бесправие в годы бесчеловечной депортации калмыцкого и других репрессированных народов. Конституционное право и святая обязанность для любого из ныне живущих калмыков и калмычек не только в преддверии 28 декабря, но каждодневно добиваться восстановления справедливости в человеческом, государственном и историческом измерении в отношении всех ещё живущих и уже ушедших в вечность. Лучшим актом памяти и возврата долга нашим рожденным и не рождённым, умершим и безвременно погибшим дедам и бабушкам, родителям, братьям и сестрам, всем соотечественникам и землякам, прошедших через ссылку и лишение всех гражданских прав, станет полная и всеобъемлющая реабилитация калмыцкого народа. Впрочем, находятся среди нас и те, кто предпочёл, отбросив Память, не ворошить прошлое, промолчать по поводу необходимости восстановления исторической справедливости или постыдно отметиться недеянием. Да рассудят таких расчётливых и равнодушных высшие судьи – карма, всевышний и память людская.

Вот уже много лет проблема реабилитации репрессированных народов России и иных жертв политических репрессий является с подачи Федерального центра и при пассивной позиции региональных властей вполне отчётливо табуированной. И хотя эта «закрытая» тема регулируется двумя неотменёнными и действующими Законами РФ - «О реабилитации репрессированных народов» и «О реабилитации жертв политических репрессий», реальных действий по их выполнению руководство России намеренно не предпринимает. Эта тема, судя по всему, является закрытой для публичного обсуждения и на страницах центральных СМИ.

Региональные власти тех республик, на территории которых проживают репрессированные народы, включая Калмыкию, также не проявляют вполне уместной и необходимой результативной активности. Нельзя сказать, что ничего не делалось и не делается. Народный Хурал и Глава РК обращались в Правительство РФ, Госдуму и Совет Федерации с предложением, чтобы финансирование социальных гарантий реабилитированным жертвам политических репрессий взял на себя федеральный центр. Такие же обращения принимали и некоторые другие регионы ЮФО, представляющие репрессированные народы.

Но эффективность усилий региональных органов власти в этом направлении, как мы все видим – очень незначительная. А многие не без основания отметили бы, что нулевая. Пожалуй, есть необходимость изменить ситуацию не только в Калмыкии, не только в остальных пострадавших от геноцида и депортаций субъектах федерации, но и в России - в целом. Как известно, в результате этнических чисток пострадали народы как имеющие свои территориально-государственные образования в России (калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и др.), так и не имеющие ныне таковых (немцы, греки, турки-месхетинцы, поляки, финны, корейцы, эстонцы и др.).

Прискорбно, но в России есть ещё огромное количество людей, которые враждебно относятся не только к идее реабилитации репрессированных, но и ко всем носителям иной национальности, расы, религии и культуры. Всегда найдутся отдельные многочисленные сограждане, которые возмущаются: Что этим чуркам, косоглазым, чёрным и прочим нацменам ещё нужно – из ссылки возвратились, позволили им доехать до дома, денег им дали, жильё предоставили? А другие народы - не пострадали что ли от сталинских репрессий? Нечего, мол, отдельным народам требовать себе каких-либо привилегий. Пусть бьют в свои бубны, прыгают под свою музыку, бродят в своих горах и степях, распевают свои песни. А если будут бузить – опять их в Сибирь, на Севера или ещё куда подальше. Убедитесь в этом сами - почитайте газеты, побродите по Интернету. Даже некоторые депутаты представительных органов и прочие современные российские политики замечены в подобных проявлениях шовинизма и расизма.

И действительно, от политических репрессий так или иначе пострадали все народы бывшего СССР, без исключения. И с возмущёнными, с теми, кто так считает, можно было бы согласиться, если бы калмыки и другие высланные народы не были бы репрессированы по этническому признаку. Они, граждане СССР, были высланы не за уголовные или иные преступления, наказания за которые были предусмотрены в суровых законах того времени. Калмыки были репрессированы, подвергнуты тотальной депортации в результате огульных обвинений и только за то, что принадлежали к определённой национальности, вне зависимости от того, кем они были на тот момент: дети, женщины, старики, солдаты и офицеры Красной армии, работники партийных и советских органов и т.д. Достаточно было быть калмыком.

Кстати, помимо этнических чисток, все репрессированные народы пострадали ещё и от чисто политических репрессий. Калмыки так же, как и другие народы России, стали претерпевать невзгоды с первых дней Октябрьской революции. В годы гражданской войны и сразу после неё уничтожались казаки и интеллигенция - за верность не большевистской России. В 20-е и 30-е гг. подверглись репрессиям за приверженность вере предков гелюнги, за умение хозяйствовать - зажиточные крестьяне и скотовладельцы, за вольнодумство и трезвость мышления, по ложным наветам и за необходимость поддерживать статистику выявленных политически неблагонадежных – руководящие кадры, чиновники и интеллигенция. В 40-е и 50-е гг. некоторые из уже высланных в Сибирь калмыков подверглись преследованиям за искренние обращения к Сталину и Калинину с просьбой разобраться с несправедливостью в отношении их народа, за пение калмыцких песен на калмыцком языке и т.д.

А что же другие страны? Думаю, моим соотечественникам было бы полезно знать, как происходили этнические чистки, как обходились в депортации с ссыльными и как решали проблемы реабилитации в других государствах.

Некоторый опыт по части незаконных депортаций, хотя и не столь жестокий, как в СССР, имеется и у США. Ведь в начале февраля 1942 года в США началась депортация собственных граждан - этнических японцев. Вот как описывается это в американских источниках.

"Японцев просят не беспокоится" - такие надписи, сопровождающие объявления о приёме на работу были нередки в США в начале прошлого века. Нынешняя "политкорректность", подразумевающая одинаково обходительное отношение с представителями всех рас и национальностей, тогда в США ещё не была в ходу.

Первые эмигранты из Японии потянулись в США ещё в 19 веке. Поселялись главным образом, на Гавайях и в Калифорнии, работали на сахарных плантациях. Жили компактно, общество было тогда сегрегированным. Белые англосаксы-христиане не шибко жаловали чужаков. Неприязнь, которую белые американцы испытывали к уже жившим здесь китайцам, легко распространилась на схожих с ними внешне японцев. Тем не менее, до 1924 года, когда эмиграция японцев была остановлена американской администрацией, десятки тысяч японцев всё же перебрались в Соединённые Штаты. Многим удалось, несмотря на препоны, заполучить американское гражданство.

7 декабря 1941 года императорская Япония атаковала американскую военную базу Пёрл-Харбор на Гавайях. Американцы понесли тяжёлые потери. После этого повседневный обывательский расизм оказался подкреплён официальной пропагандой. Заложниками антияпонских настроений стали этнические японцы США. 15 декабря 1941 года конгрессмен Дж. Ранкин, ничтоже сумняшеся, заявил: "Я за то, чтобы схватить всех японцев в Америке, на Аляске и Гавайях и бросить их в концентрационные лагеря!" Между тем, данные американской контрразведки свидетельствовали о том, что американские японцы в своём подавляющем большинстве сохраняли верность американскому флагу, не отличаясь по своим настроениям от других расовых и этнических групп США. Хотелось бы спросить тех, кто знает нашу историю: это ничего не напоминает? Даже глава ФБР Эдгар Гувер, известный своей подозрительностью, считал, что община американских японцев не представляет угрозы безопасности США.

Однако 19 февраля 1942 года президент США Франклин Делано Рузвельт подписал Чрезвычайный Указ, санкционировавший депортацию американцев японского происхождения без суда и следствия. Указ обосновывался интересами безопасности. По этому Указу по стране было создано 10 концентрационных лагерей для депортированных граждан. В основном, они размещались вдалеке от Тихоокеанского побережья, дабы обезопасить Соединенные Штаты на случай возможного вторжения с океана. Арканзас, Айдахо, Вайоминг, Техас – японцев разбросали по территории страны так же, как на другой стороне света калмыков.

Этническим японцам военная администрация приказала прибыть на сборные пункты. На сборы - четыре дня. Нажитое имущество и дома продавались за бесценок, большая же часть в спешке попросту были оставлены на произвол судьбы. Было депортировано и посажено в лагеря более 120 тысяч этнических японцев, включая детей, женщин и стариков. Эти концентрационные лагеря лицемерно назывались "центрами эвакуации и перемещения". Две трети заключённых были американскими гражданами, остальные имели легальный вид на жительство в США. Случаев бегства или сопротивления не зафиксировано. Три человека законопослушно пытались оспорить правомерность депортации и заточения в Верховном суде США, но потерпели поражение.

Были ли эти лагеря местами уничтожения людей или издевательств над заключёнными? Нет, не были. Здесь никого не избивали и не убивали. То есть отдельные случаи насилия и избиений были, но системой это, конечно, не было. В отличии от сибирского заточения, в отношении японцев не применялся даже принудительный труд. Работающим в мастерских по пошиву солдатского обмундирования даже платили зарплату - примерно в половину суммы от средней зарплаты на воле. Семьи, как правило, не разделялись. Людей даже кормили за государственный счёт - в соответствии с армейским рационом. И, хотя лагеря носили романтичные названия, например, Топаз или Кристал Сити, жизнь в них не была беспечной. За колючей проволокой и под охраной солдат с автоматами в руках, при свете прожекторов на вышках, американские японцы провели несколько лет жизни. Это всё же была тюрьма, без каких бы то ни было оговорок, для людей, не совершивших никакого преступления. И именно так это время оценивает община американских японцев сегодня.

Одновременно с депортацией гражданских лиц, из действующей армии США были уволены все военнослужащие японского происхождения. Чувство обиды терзало этнических японцев и они просились на фронт. В отличие от СССР американское правительство всё же приняла решение в 1943 году по формированию воинских подразделений с участием этнических японцев. Надо сказать, что подразделения, сформированные из японцев, продемонстрировали мужество в боях с немецкими фашистами на территории Европы. Известно, что они даже приняли участие в освобождении концлагеря Дахау. Не надо думать, что американские японцы не принимали участия в боевых действиях на Тихом Океане. Немалое их число воевало за свою родину против родины своих предков - милитаристской Японии. Случаев дезертирства или перехода на сторону врага зафиксировано не было. Более того, за период сражений 9486 этнических японцев были награждены высшей воинской наградой США - орденом Пурпурное Сердце. А в это время их родители, дети, семьи оставались заключёнными в концлагерях.

Но оставаться заключёнными им пришлось, отнюдь, не до 1957 г., т.к. японцев стали освобождать задолго до конца войны, начиная уже с января 1945 года. Последние же лагеря были закрыты в 1946-47 гг. Лишь около половины японцев вернулись в места прежнего проживания.

Сами американские японцы долго молчали, скрывая правду даже от своих детей и внуков. Лишь в 1981 году, под влиянием успехов мощного движения за грaжданские права, в которой активно участвовали негритянская и еврейская общины Соединённых Штатов, была создана специальная комиссия по депортациям и интернированию гражданских лиц, которая занялась сбором свидетельств и выработкой решений по справедливой реабилитации. По итогам своей работы, данная комиссия рекомендовала федеральному правительству выплатить жертвам депортаций и заключения по 20000 долларов США репараций каждому. Был создан специальный комитет Конгресса по расследованию этих событий. Именно этот высший представительный орган США расценил депортацию этнических японцев как необоснованную, мотивированную преимущественно расовыми предрассудками и военной истерией, квалифицировав её как политическую ошибку. Тогдашний президент Рональд Рейган подписал Акт о гражданских правах и публично на всю страну и даже на весь мир принёс официальные извинения американцам японского происхождения за совершённое в годы 2 Мировой войны в отношении них нарушение закона и справедливости. Первые репарации (компенсации) старейшим из пострадавших начали выплачиваться в 1990 году.

Если исходить из гуманистических соображений и норм российского и международного права, в т.ч. различных Конвенций, Резолюций, Актов и иных международных документов, признанных и ратифицированных в СССР и Российской Федерации, то любой трезвый и порядочный человек должен признать, что и калмыки и другие репрессированные народы имеют полное законное право на всеобъемлющую реабилитацию и возмещение понесённого ущерба.

Причём, реабилитация не должна быть абстрактной и касаться этноса – в целом. Ведь, к сожалению, по российскому праву российские автохтонные, т.е. исконно живущие на данной территории народы, не являются полноценным субъектом права. Поэтому нам ещё предстоит добиваться реабилитации ещё и Республики Калмыкии, как территориально-государственного образования (республики в составе Российской Федерации), а также каждого из наших сограждан, прошедших сибирскую ссылку. Это должно касаться и уже умерших и погибших, и ещё живущих, но репрессированных именно по этническому признаку.

Калмыки так же, как и любой другой из репрессированных народов, вправе ожидать определённых, вполне оправданных действий по своей полной реабилитации со стороны руководства России. Статья 3 закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», принятый 26 апреля 1991 г., совершенно недвусмысленно определила, что понимается под реабилитацией репрессированных народов: «признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством».

В числе мер по истинной реабилитации, которые мой многострадальный народ вправе ожидать со стороны ныне богатого Российского государства – должны присутствовать справедливые и обоснованные выплаты и компенсации гражданам калмыцкой национальности из федерального бюджета - за утерянное имущество, подорванное здоровье, моральное унижение и т.д. И неважно, какие они будут - единовременные или какие-либо другие. А уж заикаться о том, чтобы выплатить компенсации детям уже умерших калмыков, прошедших депортацию, скупость Кремля по отношению к национальным меньшинствам, даже и не приходиться.

Нам, ныне живущим, следует, давая критическую оценку трагическому прошлому, признавая, что это неотъемлемая часть нашей общей истории, не ставя под сомнение демократические ценности, утвердившиеся в России, тем не менее, неуклонно и настойчиво добиваться восстановления Справедливости и законности.

Многие московские политики и сограждане небезосновательно утверждают, что Россия – самое богатое государство в мире. Так почему бы мизерную часть этих богатств не направить на компенсацию страданий и материальных потерь невинно пострадавших из-за политики нашего общего государства? Не надо забывать, что Россия объявила себя правопреемником СССР, следовательно, приняла на себя все долги и обязательство Советского Союза.

Однако Российская Федерация до сих пор не выплатила компенсаций за имущество, безвозвратно потерянное калмыками, чеченцами, ингушами, балкарцами, немцами и другими депортированными народами в 1940-50–е гг. Уже один этот факт свидетельствует, что на самом деле реальной в строгом правовом смысле реабилитации репрессированных народов не произошло. В этом плане нарушены не только элементарные моральные принципы и некоторые международные обязательства России (конвенции и проч.), но и законы самой Российской Федерации. Что уж говорить об остальном причитающемся… Острый и болезненный вопрос о такой важной составляющей проблемы реабилитации калмыцкого народа, как территориальная реабилитация, в этой статье мы опускаем. Но это не означает, что мы не вернёмся к нему чуть позже.

***

Из Сибири вернулось значительно меньше людей, чем проживало до депортации, т.к. благодаря высылке численность калмыков за годы Сибирской ссылки сократилась вдвое. Это было связано с тем, что калмыки, в отличие от других депортированных народов, были высланы в 40-градусные морозы и расселены дисперсно, т.е. рассеяны по нескольку семей по всей Сибири: от Тюмени до Сахалина и Магадана. Из всех депортированных народов, согласно официальной статистике, смертность была наивысшей именно у калмыков. То, что из ссылки вернулось народу на родину меньше, чем было депортировано, является явным признаком геноцида и этноцида. Эти жёстокие, пахнущие смертью, палачами, террором, дефиниции как нельзя точно подходят к тому, что было проделано с калмыцким народом.

Геноцид - не простое преступление и его происхождение отнюдь не просто. Это слово происходит от греч. "genos" - "род", в смысле: "раса" и лат. "caedo" - "убиваю". Это может быть не прямое убийство, но создание условий, которые приводят к смерти, например, ранение. Это такие действия против группы людей одной национальности, расы, религии или иной общности, в результате которых часть погибает, а часть может уцелеть. В отличие от простой массовой резни, количество убитых, умерших, погибших имеет подчинённое значение по отношению к процедуре назначения кандидатов на истребление, т.е. отделение тех, кому предстоит погибнуть. Для сравнения: гибель населения деревни или города в результате бомбардировки не является геноцидом, так как жителей предварительно не отбирали и целью разрушения не было уничтожение целого народа.

При геноциде жертвой становится какое-либо национальное, расовое или религиозное сообщество, обязательно - меньшинство, от которого власть преднамеренно избавляется путем его истребления или сведения до ничтожного количества. Власть, совмещает в себе функции генератора правил, судьи и палача, причём, предрешённо виновата именно сама жертва. Преднамеренность истребления и четкая идентификация "мишени" - обязательное условие геноцида. Это рациональное, "идеальное" преступление, когда убийца (государство) фабрикует алиби и является себе единственным судьей. Такое преступление ставит всё с ног на голову: жертву объявляют виновной, заставляют оправдываться. Убийца планирует, организует, контролирует все этапы преступления, хладнокровно его осуществляет, уничтожает одну за другой возможности защиты своего противника.

При геноциде убийцей и преступником всегда является государство. Именно поэтому наличие геноцида всегда и везде камуфлируется, замалчивается и фальсифицируется. Цель - отрицание всякого геноцида. Вот и в нашем случае кровавое преступление против калмыков, по-сути, являющийся геноцидом, отрицается, стыдливо и лицемерно именуется высылкой или депортацией. Нынешними российскими политиками и обслуживающими их историками и экспертами это делается для того, чтобы спрятать вину государства, избежать постыдного в современных политических реалиях ярлыка и уйти от ответственности перед собственными гражданами.

Концепция геноцида и юридической ответственности государств за их преступления были разработаны в Европе ещё в XIX веке. Но сам термин появился в 1944 г., когда профессор Рафаэль Лемкин попытался найти адекватное определение для процесса истребления фашистами евреев. Он разоблачил планы и действия гитлеровской Германии по уничтожению народов оккупированной Европы с целью германизации их территорий. Вот как он охарактеризовал понятие геноцида: "Под геноцидом мы понимаем уничтожение нации или этнической группы... В целом геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение нации... Он скорее предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью искоренения самих этих групп. Составные части такого плана - уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования национальных групп, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самих жизней людей, принадлежащих к этим группам. Геноцид направлен против национальной группы как целого, и предпринимаемые действия обращены против людей не как отдельных личностей, а именно как членов национальной группы".

Сразу же после процессов над нацистскими преступниками термин «геноцид» был введён в международный правовой лексикон. На первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря 1946 г. была принята резолюцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него: "Геноцид - это отрицание права на жизнь целых групп людей, так же, как убийство - отрицание права на жизнь отдельной личности; это отрицание права на жизнь потрясает человеческое сознание, ведет к огромным потерям человечества в целом, потерям вклада этих групп в культуру и другие сферы, оно противоречит моральным нормам, духу и целям Организации Объединенных Наций". И, наконец, 9 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. В Конвенции «под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».


Данная цитата из Конвенции позволяет непредвзято, без оглядок на интерпретации всевозможных противников прав национальных, расовых, религиозных, культурных и языковых меньшинств, из первоисточника почерпнуть признанное мировым сообществом определение геноцида и сравнить его с тем, что происходило с калмыцким народом в сибирской ссылке. Пусть теперь каждый прочитавший эту статью, знает и будет обосновано уверен, что калмыки были подвергнуты Советским Союзом геноциду!

Тема полной реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий весьма объёмна. Хочется выразить надежду, что и впредь страницы республиканской прессы будут предоставляться для продолжения откровенного разговора по этой тематике.

Следует признать, что успех мегапроекта по полной реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий зависит от степени и широты вовлечённости всего калмыцкого общества и соучастия в нём всех народов, репрессированных по этническому принципу. Калмыкам необходимо обрести решимость отстаивать память об ушедших предках, свои представления о справедливости и законности, желание, стремление и навыки защиты законных прав и жизненных интересов - своих, близких и своих потомков, вне зависимости от сложившейся в стране политической конъюнктуры и условностей момента. Калмыкам не хватает крупных позитивных общественных проектов, опыта и решимости реализовывать общественно-государственные проекты, требующие объединения государственных и гражданских ресурсов на добровольных началах, и не обусловленные чьей-либо политической волей свыше или прихотями отдельных государственных руководителей и групп влияния.

Исходя из крайней необходимости начала практической работы по достижению реальной и полной реабилитации калмыцкого народа в этом году был создан Калмыцкий региональный общественный фонд «Содействие полной реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий». В числе учредителей Фонда - один из разработчиков Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов», бывший депутат ВС РСФСР Дорджиев В.П. К сожалению, недавно республика и калмыцкий народ потеряли и проводили своего достойного сына, гражданина и патриота в последний путь.

Согласно Устава фонда - основной целью создания и деятельности Фонда является: содействие восстановлению исторической справедливости – полной, гласной и последовательной юридической, финансовой, территориальной, морально-психологической и иной реабилитации репрессированных народов и лиц, жертв политических репрессий.

В планах созданного фонда проведение круглых столов, разработка и осуществление проектов «Создание музея и макета Широклага», «Запись живых свидетельств», судебная защита и обеспечение прав репрессированных народов и жертв политических репрессий, решение проблемы возврата изъятых при депортации и ликвидации Калмыцкой АССР музейных экспонатов, архивных материалов и иных культурных и духовных ценностей и многое-многое другое. Сделать в этом направлении предстоит очень много и не только в рамках данного фонда. Поэтому в этой многогранной и комплексной деятельности потребуется участие государственных и муниципальных органов власти, предпринимателей, научной и культурной общественности и иных добровольцев. Однако приходится констатировать, что Мэрия г. Элиста уже отказала фонду в предоставлении каких-либо помещений.

Возможно, что среди читателей данной статьи найдутся юристы, предприниматели, менеджеры и иные специалисты и добровольцы, которые на сознательной и бескорыстной основе будут готовы принять практическое участие в благородном деле реабилитации калмыцкого народа. Уже сейчас необходимо:

- наладить обмен информацией и опытом, в т.ч. переписку со всеми, кто имеет к этой теме хоть какое-то отношение (архивы, административные и правоохранительные органы, научные учреждения, общественные организации и т.д.);
- подготовить и провести юридическую, финансово-экономическую и иные экспертизы данной проблемы,
- найти и определить соответствующие прецеденты в иных странах мира и международном праве;
- выработать методологию решения проблемы на государственном уровне и программу действий по достижению полной реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий в России;
- найти источники финансирования отдельные проектов, действий и акций и т.д.

Хотя, в Калмыкии и на просторах России тип людей, которые, в отличие от сословия предпринимателей и политиков, являются общественно активными и деятельными людьми на бескорыстной основе и с позитивной мотивацией, стал большой редкостью, позвольте выразить надежду, что такие люди ещё есть среди нас.

Урдксин са'ку'сн гега'н маднд но'гт болтха!

Пусть духи предков помогут нам в этом!


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz