Авляев Г.О., Санчиров В.П. К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков)
// Проблемы этногенеза калмыков. Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Калмыцкой АССР. Элиста, 1984.

Происхождение и этническая история калмыцкого народа до недавнего времени были слабо изучены и лишь в последние годы стали появляться статьи и отдельные публикации по тем или иным аспектам названной проблемы[1]. Авторами данной работы опубликован ряд статей и исследований, затрагивающих отдельные вопросы этногенеза средневековых ойратов и их потомков – калмыков[2]. Не касаясь вопроса об ойратском союзе домонгольской эпохи и этнических предшественниках ойратов, мы попытаемся вкратце выяснить вопрос о происхождении торгоутов и хошоутов в составе, средневековых ойратов Джунгарии (до нач. ХVII в.) и их участие и роль в этногенезе ойратской этнической общности. Решение этой проблемы имеет важное значение для вопроса о происхождении и сложении особой монголоязычной калмыцкой народности, если учесть то обстоятельство, что названные подразделения "дербен-ойратов" легли в основу калмыцкого этноса, обеспечив этническую преемственность и этническое родство ойратов и их потомков - калмыков.
Также необходимо отметить, что этногенез ойратов еще никем вплотную не изучался, поэтому существует много спорных и нерешенных вопросов о происхождении и формировании основных внутренних подразделений ойратского этноса - торгоутов, хошоутов, зюнгаров и дербетов, не выявлен этнический состав ойратов в тот или иной исторический период, мало источников по "темному периоду" в истории ойратов (2-я половина XV - XVI вв.), не изучены и не систематизированы в одно целое различные родословные таблицы монгольских, ойратских и калмыцких ханов и их феодальных династий. Все это создает определенные трудности в решении проблемы этногенеза калмыков. Однако изучение вопросов этногенеза ойратов и калмыков по совокупности различных письменных, архивных в полевых источников, применение метода исторической стратиграфии, анализ этногенетических мифов и преданий монголов, ойратов и калмыков позволяют надеяться на положительное решение названных проблем[3].
Очень важным для нас является вопрос о последствиях введения военной системы монголов для этногенеза ойратов послечингисовского периода, в частности, появления в их составе новых этнических образований - торгоутов, хошоутов, дербетов и зюнгаров, отсутствовавших ранее. Насаждение военной системы Чингис-хана среди покоренных народов сказалось и на ойратах, они обязаны были выставлять 4 тумена (40 тысяч) войск в общемонгольскую армию и поэтому их иногда нарекают и как "дербен тумен ойрат" (ойраты 4-х туменов) вместо традиционного имени "дербен ойрат". И, видимо, с Чингисовой эпохи вошла в употребление известная формула "дöчин дöрбен хойер", что значит "сорок и четыре", т.е. имеются в виду сорок туменов войск монголов и 4 тумена ойратов. Так как обычная семья у монголов давала 1 воина в войско, то можно примерно определить и численность всех ойратов начала XIII века, она равнялась примерно 40 тысячам семей или 200.000 человек. Крупная военная единица тумен (10.000 чел.) в ту эпоху был ничем иным как "племенем", хотя "племена" эти имели уже смешанные составы. В военном плане каждый тумен (или "ирген") делился на тысячи (минган), тысячи делились на сотни (зун), а сотни на десятки (арбан).
Мелкая военная единица арбан (десяток) зачастую прикрывал в ту эпоху родовое подразделение ойратов и монголов, и хотя арбан пережил сильную эволюцию, он сохранился в пережиточной форме у волжских калмыков. "Арбан" у калмыков представлял особое мелкое этническое деление с различным наименованием и происхождением в общей системе этнических подразделений в дореволюционном быту калмыков[4].
Б.Я. Владимирцов, говоря о последствиях введения тысячной системы, справедливо отмечал, что "меньше всего были задеты новой "тысячной" организацией Чингис-хана некоторые "лесные" народы, ойраты в первую очередь[5]. Тот же автор пишет: "Два племенных предводителя, "государь" ойратов и "государь" племени онгут, подчинившиеся Чингис-хану, оказались в совершенно таком же положении как нукеры и "сподвижники" - главари монгольской степной аристократии. "Государи" ойратский и онгутский становятся в империи Чингиса такими же ноянами-тысячниками, как, например, Джебе, Хорчи и другие. Наблюдение это лишний раз свидетельствует о том, что "тысячники", "темники" и т.д. монгольского хана являются не воинскими чинами, а вассалами, связанными со своим ханом отношениями, какие существуют между сюзереном и вассалами при феодализме"[6]. При этом Б.Я. Владимирцов приводит слова Рашид-ад-Дина: "Тысяча племени Ойрат. Они составляли четыре тысячи, однако не стало известно в раздельности. Бек и государь их был Хотуга-бики. Когда он покорился, все войско Ойратское по обыкновению утвердили за ним, и тысячными беками были люди, которых он хотел. Потом начальствовали потомки его, бывшие сватами и андами"[7].
Военная система окончательно подорвала родо-племенные отношения монголоязычных этносов - кереитов, меркитов, ойратов и способствовала у них утверждению территориального принципа в расселении, образованию новых улусов-уделов, владельцы которых выступали теперь в качестве вассалов, подчиненных власти великого монгольского хана и его потомков - чингизидов. Особенно это сказалось на процессе этногенеза древних ойратов, когда они вышли из окружения "лесных народов" и поселились на Алтае-Хангайском нагорье в Западной Монголии, опустевшем после разгрома найманов. Здесь в этнической истории древних ойратов начался новый этап этногенеза и коренным образом изменился по составу основных участников ойратский племенной союз, вызванный, по вашему мнению, последствиями насаждения "тысячной" системы среди ойратов. Убедителен в этом плане и вывод академика Б.Я. Владимирцова: "Подобное смешение родов, поколений и племен монгольских при образовании "тысяч", этих основных единиц в здании империи Чингис-хана, имело очень важные последствия для родового строя, который неминуемо должен был сильно измениться и угаснуть"[8]. Далее автор продолжает: "Потом распределение по "тысячам", распределение уделов (т.е. улусов - Авт.) знаменовало окончательно распыление целого ряда больших древнемонгольских племен, как, например, татар, меркит, джаджират, найман, кереит, остатки которых в большинстве случаев оказались разбросанными по разным улусам и уделам-тысячам"[9]. Добавим лишь, что ойраты, правители которых окончательно покорились Чингис-хану в 1204 г. после разгрома найманов, не оказались в числе "распыленных" этносов, хотя и подверглись воздействию самой "тысячной" системы. В чем же это выразилось?
Прежде всего, в организации 10-тысячного корпуса телохранителей "тургак-кешиктенов" (монг. turγake-kešigten), отборного гвардейского корпуса, с которым мы связываем происхождение средневековых "племен" (объединений) ойратов-торгоутов и хошоутов, затем уже калмыков-хошоутов. В гвардию Чингиса прежде всего отбирали людей из числа покоренных племен и народностей и их степной феодальной аристократии, выбирали лиц видных по наружности, отличавшихся способностями и умом. Принципы и механизм отбора гвардейцев-тургагутов подробно описаны в "Сокровенном сказании" и в других источниках по истории монголов[10], поэтому нет нужды повторяться. Не только в преданиях и свидетельствах письменных памятников монголов, ойратов и калмыков, но и в ряде исследований признается генетическое родство и преемственность военно-служилого сословия "тургак-кешиктенов" с поздними торгоутами и хошоутами[11]. Этнические объединения "торгоут" и "хошоут" в литературе именуются в силу слабой их изученности разными терминами - племенами, поколениями, кланами, фамилиями, народностями, феодальными уделами и удельными княжествами. Уже одно это говорит о том, что до сих пор нет единого мнения о происхождении самих торгоутов и хошоутов, их этническая история и основные этапы этногенеза во многом не ясны[12]. Более определенно можно сказать, что названные объединения вместе с дербетами и зюнгарами до ХVII века составляли основное население Джунгарии и имели общее самоназвание "дербен-ойрат". Во главе каждого из подразделений стояли наследственные княжеские династии, восходящие по происхождению к эпохе Чингиса, а некоторые и к дочингисовскому периоду.
Известно, что первоначально гвардия Чингиса состояла из 2-х отрядов - кэбтэулов и хорчинов, причем кэбтэулы осуществляли ночную, а хорчины (стрелки) дневную стражу. До Чингиса отряды гвардейцев-торгаутов имели многие степные феодалы, например, гвардию имел Ван-хан кереитский. В §79 "Сокровенного сказания" упоминается о телохранителях тайчиутского Таргутай-Кирилтуха:"tedüi atala Tayiči’ud-un Tarqutai-kiriltuq turqa’ud-iyan uduritču"[13]. Перевод С.А. Козина: "Тогда является во главе своей охранной (турхаут) стражи Таргутай-Кирилтух Тайчиудский"[14]. В §§ 170-171 содержатся упоминания о некоем Хоришилемун-тайши, командовавшем тысячей тypгayтов Ван-Хана (Ong qan-u mingan turqa’ud-i)[15]. Однако Чингис в отношении своей личной гвардии пошел намного дальше своих предшественников, он усовершенствовал институт "тургаутов" и придал ему такие функции, какими он никогда прежде не обладал. Гвардия Чингиcа была политическим органом, прообразом государственной машины. В "Сокровенном сказании" 1240 года подробно освещен механизм, пополнения, функции, права и обязанности всех тургаутов-кешиктенов. По указу Чингиса из прежней охранной стражи в 80 человек была создана новая гвардия в виде отборного 10-тысячного гвардейского корпуса "тургак-кешиктен", наделенного особыми правами и полномочиями в отличие от обычных туменов монгольских войск[16].
Отдельные подразделения гвардейского корпуса позже превратились в одноименные этнические группы монголов и ойратов, сохранившиеся больше всего в том регионе,где гвардия несла охранную службу на границе Монгольской империи, т.н. "Ихэ-Хорум" в Ордосе и в Джунгарии, где размещались подданные Ариг-Буги (брата императора Хубилая и хана Хулагу), в ведение которого, видимо, отошла основная масса ойратов-тургаутов и ойратов-хошоутов, в послеюаньский период уже формируются этнические объединения - торгоуты и хошоуты, оформившие свои феодальные удельные княжества в рамках союза "Дербен-Ойрат", т.е. "Союз 4-х племен". В Ордосе известны следующие "роды" или аймаки: кешиктен, кептул, хорчин, имеются также мелкие группы поздних торгоутов и хошоутов[17]. Названные аймаки сохранились в Ордосе не случайно, именно здесь гвардейский корпус "тургак-кешиктен" нес охранную службу и его отдельные части (хорчин, кептул и т.п.) превратились со временем в одноименные этнические группы. Среди ойратов Джунгарии в ХIV-ХVI вв. известны ойраты-торгоуты и ойраты-хошоуты, многолюдные феодально-этнические группировки средневекового периода с наследственными княжескими династиями, восходящими соответственно к потомкам Ван-хана Кереитского и к младшему брату Чингиса Хабуту-Хасару. В состав калмыцкой народности в ХVII-ХVIII веках входили многолюдные Торгоутовские и примкнувшие к ним позже Хошоутовские улусы Калмыцкого ханства, составившие основной массив складывавшейся калмыцкой народности. В этническом составе донских калмыков помимо большого количества элементов торгоутовского и хошоутовского происхождения сохранился арбан под названием "кептуль", т.е. элемент гвардейского корпуса "тургак-кешиктенов"[18].
Калмыки-торгоуты и калмыки-хошоуты ведут свое происхождение от тургаутов эпохи Чингиса, а торгоутская феодальная династия и ее ханы от Ван-хана кереитского, что далеко не случайно. По-видимому, и в народной памяти долгое время сохранялись какие-то воспоминания об этом, о чем еще в середине ХVIII в. мог слышать от своих анонимных информаторов-калмыков П.С.Паллас. В известной книге "Собрание исторических известий о монгольских народах" Паллас, говоря о происхождении калмыцких князей, указывает: "Некоторые калмыки хотели вывести их (торгоутов - Авт.) название из turuk или turugut что означает то же самое, что и ündür (великан) или высокие люди, и говорят, что гвардия телохранителей Чингис-хана, в которых они хотели видеть предков торгутской знати, носила это имя"[19]. Хошутские нойоны и тайши Калмыкии, Джунгарии и Кукунора в своих генеалогических таблицах своим предком, основателем династии считают Хабуту-Хасара, что также не случайно. Современные монгольские исследователи также придерживаются мнения о происхождении средневекового племени "торгоут" от гвардейпев-тургаутов времени Чингиса[20]. Некоторые исследователи отрицают связь и преемственность между тургаутами Чингиса и поздними торгоутами, хотя и признают, что сам термин "торгоут" или же "тургаут" - это наименовавие дневной стражи монгольских ханов, а термин "хошут" есть производное от слова "хошун" в значении передняя часть войска, острие, клюв, построение войск "мордой" и т.п. (И.Я.Златкин, У.Э. Эрдниев, Г.Г.Стратанович, В.П.Санчиров)[21].
Один из авторов данной работы в ходе изучения проблемы по этногенезу торгоутов пришел к выводу, что между гвардией "тургаут-кешиктен" и средневековыми этническими общностями "торгоут" и "хошоут" есть прямая этногенетическая связь и преемственность, подтверждаемая материалами массового сплошного обследования торгоутовского и хошоутовского населения Калмыкии по изучению этнического состава, расселения и происхождения калмыков[22]. В этническом составе многолюдных Торгоутовских и Хошоутовских улусов Калмыцкого ханства ХVII-ХVIII веков прослеживается этнонимический пласт ХII-XIII веков, включающий в себя помимо прочих и ряд этнических элементов, которые участвовали на первом этапе в формировании уже названной гвардии Чингис-хана, а именно кереиты, меркиты и другие племена.
Термин "хошоут", по нашему мнению, является воинским термином и связан по происхождению со словом "хошун" - клюв, морда, передовой отряд войска. По видимому, термин "хошут" зародился в эпоху Чингис-хана, а не во времена Тогон-тайши в ХIV веке, как сообщают некоторые источники[23]. Термин "хошут", по нашему мнению, означал передовой отряд наиболее опытных и храбрых воинов, принимавших на себя первые удары противника, конкретно он относился к 7 полку (полк богатырей) в гвардейском корпусе, которым командовал младший брат Чингис-хана Хабуту-Хасар. Этот полк, названный также "тысячей отборных богатырей", во главе с Хасаром должен был охранять жизнь самого Чингис-хана[24]. Поэтому родословная всех хошутских тайш, нойонов и ханов в летописях монголов, ойратов и калмыков начинается именно с Хабуту-Хазара, т.е. от рода Чингиса "борджигин-кият"[25].
По данным полевых исследований Авляева Г.О., а также в письменных источниках об ойратах-хошоутах Джунгарии и Куку-Нора, в этническом составе Хошутских улусов и аймаков Калмыкии[26] можно выявить этнические элементы, участвовавшие в этногенезе хошоутовской общности средневекового периода (ХIII-ХVI вв.) и таким образом проследить процесс формирования ойратов-хошоутов, закончившийся, по нашему мнению, к середине ХVI века.
В этническом плане хошоуты весьма близки торгоутам, так как те и другие издавна говорят на одном диалекте калмыцкого языка, у них много общего в быту, в этническом составе, в танцах и т.д. Эта этническая близость имеет давнюю традицию, так как торгоуты и хошоуты вышли из одной военно-социальной организации ХIII века - гвардейского корпуса "тургаут-кешиктен". Они представляли при первых чингизидах военно-служилое аристократическое сословие, наделенное особыми льготами и правами, сыгравшем определенную роль в дальнейшей судьбе гвардии. По письменным источникам известно, что гвардия при первых чингизидах не была распущена, а переходила по наследству к очередному великому хану Монгольской империи. По "Сокровенному сказанию", "Огадаю были переданы гвардейцы и охранная стража (кептулы, стрельцы - хорчины и турхауты - всего 10 000 человек"[27]. Есть основание думать, что после, смерти Мунке-хана в 1259 г., гвардия великого хана в большинстве своем отошла к его младшему брату Ариг-Буге, претенденту на трон монгольского хана наряду с Хубилаем, основателем династии Юань в Китае. Часть гвардейцев-тургоутов досталась, по-видимому, самому Хубилаю и Хулагу. Длительное сопротивление Ариг-Буги Хубилаю объясняется тем, что в основном опирался на поддержку "дербен-ойратов" Западной Монголии[28]. В дальнейшем борьбу против юаньских войск Китая продолжили Хайду, внук Угедея, сторонник группировки Угедея, Чагатая и Дувы, также опиравшийся на народные массы Джунгарии. После первых 4-х великих ханов дальнейшая судьба гвардейцев-тургаутов по письменным источникам не прослеживается, не ясны также их локализация и сам процесс превращения гвардейского корпуса в особые этнические объединения "торгоут" и "хошоут" в послеюаньский период, т.е. ХIV-ХV века, или так называемый "темный" период в истории ойратского общества. Но ясно одно, гвардия не была рассеяна или разделена между многочисленными потомками "малых ханов", она сохранялась в виде компактной группы и постепенно превратилась в этнические общности "торгоут" и "хошоут", причем процесс этот происходил раздельно и не одинаково как для торгоутов, так и для хошоутов. Ключ к пониманию этих процессов можно найти, на наш взгляд, в тщательном анализе различных списков родословных таблиц торгоутских и хошоутских ханов и нойонов, в особенности, в выяснении имен тайш и нойонов, владевших торгоутовскими и хошоутовскими улусами в ХIII-ХIV веках[29].
Габан Шараб называет первого торгоутовского владельца (князя - Авт.) Казбанга, который отделился от Ван-хана кереитского и примкнул к "дербен-ойратам"[30]. В числе потомков Казбанга Габан Шараб последовательно перечисляет следующих владельцев "поколения" торгоут: Сусуй (на монг. Буянй Тедшункчи), Баяр, Менгей, среди 9 сыновей Менгея - Бойго Юрлюк и Унхун Чапчачи, остальные семь сыновей прозваны Махачин керят, далее из 6 сыновей Бойго Урлюка от 2-х жен назван старший сын - Зулзуган Юрлюк, его сын - Хо-Урлюк, глава всех торгоутов Джунгарии в конце ХVI века, у него было 6 сыновей и 6 дочерей[31]. От Казбанга, первого владельца торгоутов и до его потомка тайши Хо-Урлюка прошло 7 поколений, т.е. примерно около 210 лет (на поколение - 30 лет - Авт.). Следовательно, время жизни Казбанка или Кибанга (Кэйбэн или Кайбан в "Илэтхэл Шастир" - Авт.) примерно приходится на конец ХIV века и начало ХV века. Из этого следует, что торгоуты впервые примкнули к "дербен-ойратам" в конце ХIV или в начале ХV века, т.е. когда во главе ойратов известен по монгольским летописям Тогон-тайши из рода чорос, ставший фактически единовластным правителем всей Монголии.
В 1935 г. вышло в свет английское издание книги путешественника Х. Хаслунд-Кристенсена "Люди и боги в Монголии"[32]. Её автор был одним из участников центральноазиатской экспедиция Свена Гедина и смог побывать у торгутов Синьцзяна. Он пишет: "Покрытая легендами история торгоутов долгое время занимала мое воображение, и я в течение многих лет пытался из книг и первоисточников восстановить исторические предпосылки нынешнего положения этого монгольского племени. Я почерпнул много сведений из Toregut Rarelro (искаженное "Торгудын гарулга" ("Происхождение торгоутов"- Авт.), которую мне прочитали и растолковали ученые ламы в торгоутском "Желтом монастыре" в горах Тянь-Шаня. Это собрание древних документов, написанных на монгольском языке и являющихся чисто монгольскими по своему происхождению, представляет собой чрезвычайно яркий и фантастический рассказ, принадлежащий самим торгоутам, о предках своего хана, о своем народе и о их битвах в минувшие столетия"[33]. Реконструкцию ойратского текста "Торгудын гарулга", транскрибированного латинскими буквами, который имел в своем распоряжении Х. Хаслунд, издал в 1974 г. вместе с английским переводом американский монголист Джон Крюгер[34]. Этот новый источник проливает дополнительный свет на некоторые вопросы этнической истории торгоутов. В частности, там рассказывается, что торгоуты обитали в местности Bögü Мorin, когда их правитель Кайбанг отправил посланцев к ойратам с наказом: "Отправляйтесь в страну ойратов, посетите их земли и посмотрите на их ханов и князей"[35]. Те побывали в стране ойратов и получили аудиенцию у ойратского Тогон-тайши, которому "почтительно рассказали о своих делах". "Они сразу же вернулись обратно, а когда они сообщили, что кочевья ойратского хана и князей хорошие, то (торгоутовские) князья и подданные, тайно посовещавшись, отправились в область ойратов и принесли присягу в верности хану Тогон-тайши. Тайши обрадовался и выдал замуж (за Кайбанга) свою собственную дочь, а в приданое дал 250 семей. И после этого он продолжал их одаривать, и они стали одним из Четырех Ойратов"[36].
Батур-Убаши Тюмень также связывает происхождение торгоутов с Ван-ханом кереитским и отмечает в своей летописи "Сказание о "дербен-ойратах"": "Когда торгоуты присоединились к ойратам, у них был хан Мергени-Еркету"[37]. В числе его потомков Батур-Убаши Тюмень перечисляет следующих торгоутских князей - сын Мергени Еркету - Буян Теткукчи, далее Баяр, Менгей, у которого было 9 сыновей, из них старший Буйго Орлек, второй сын - Онхо-Цабцачи, от остальных происходят так называемые "махачин керят", у Буйго Орлека 6 сыновей, старший сын - Зулзуган Орлек, его сын Хо-Орлек и т.д.[38] В этом списке также 7 поколений от Мергени Еркету до известного Хо-Орлека, следовательно, Мергени Еркету жил в конце XIV века. По П.С. Палласу, князья торгоутов ведут свое происхождение от некоего Казбанга или Кибанга, отделившегося от Ван-хана кереитовского[39]. В летописи "Шара-туджи" о торгоутах говорится: «Торгуты - потомки кэрэитского Онг-хана, его сын Бадзар, его сын Магата Манхи, его сын Буйга, его сын Дзолцохой Орлук, его сын Гоа Орлук, его сын Шихур-Дайчин...»[40] Однако в этом списке многих имен князей не достает, список не полный по перечню имен.
По мнению Габан Шараба, нойон Ки-вань (т.е. Казбанг) по-монгольски именовался как Мергени Еркету (видимо, это почетный титул - Авт.), а Сосо (Сосуй) как Буяни Теткукчи. По "Илэтхэл шастир", родоначальника торгоутов звали Онхан[41]. Далее идут его потомки в следующем порядке: Арсалан, Амгулан, Кэйбэн ("Ки-вань или Казбанг - Авт.), Сусэй, Баяр, Махачи Монгхэ (здесь надо "Мэнгей" - Авт.), Буйго Орлэг, Зулзуган Орлэг, Хо-Орлэг (Хо-Урлюк в русских архивных документах). Здесь более полно представлены торгутские князья, т.е. от Ван-хана (Онг-хана) и до его потомка тайши Хо-Урлюка прошло 9, а не 7 поколений, но от самого Кэйбина (т.е. Казбанга) до Хо-Урлюка сохраняются прежние 7 поколений. Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что торгоуты сформировались до ХIV века, где-то южнее Джунгарии, возможно в Алашани и в Ордосе. Кстати, там издавна проживали "шаройгольские торгоуты", жившие в верховьях Хуанхэ (Шарай-гол на калмыцком языке). В юаньскую эпоху в Ордосе и Алашани были размешены, видимо, части гвардейского корпуса "тургак кешиктен", которые не были распущены, а превратились в этническое объединение "торгаут". Можно предположить, что после падения монгольской династии Юань охранные войска монгольских ханов в лице "гвардейцев", во главе которых уже стояли наследственные князья, нойоны, ближайшие родственники юаньских императоров, обособились от других монгольских племен и в конце ХIV века ушли на север, где присоединились к ойратам Джунгарии. По данным "Мин ши", один из юаньских военачальников Мункэ Темир еще до свержения Юаней (или вскоре после этого) объявил себя правителем ойратов, после смерти Мункэ Тэмура его владение распалось на три части (видимо, "племена" - Авт.), каждой из которых управлял отдельный правитель: Махаму, Тайпин и Бату Болод"[42]. В 1409 г. минский император Чжу-Ди наградил почетными титулами и ценными дарами трех ойратских правителей, уделив особое внимание Махаму (его сыном был уже названный тайши Тогон из рода "чорос")[43].
Современниками Тогона-тайши по родословным таблицам Батур-Убаши Тюменя были хошутские владельцы, нойоны Ерек-Тимур и Арак Темур, сыновья Аксагултая-нойона, потомка Хабуту-Хасара в 6 колене[44]. Видимо, Тайпин или Бату Болод и был тем самым Аксагултаем, владельцем джунгарских хошутов 2-ой половины ХIV века, о котором упоминают родословные хошутских ханов. Этот вывод следует из того, что время жизни Аксагултая по родословной таблице определяется концом ХIV века, т.е. когда ойратами управляли Махаму (чорос), Тайпин и Бату Болод.
Данные родословных хошутских князей позволяют думать о том, что этногенез хошутской общности в ХIV веке происходил в самой Джунгарии, так как при Эсене-тайши, в Западной Джунгарии правил Алак-Тэмур-джинсанг, в Восточной Джунгарии его брат Хатан Тэмур ("Ерек-Темур"), хошутские князья. Если в конце ХIII - 2 пол. ХIV вв. упоминаются уже конкретные имена хошутских владельцев, то, следовательно, существовали и их феодально-этнические объединения под названием "хошоут". Небольсин записал у волжских хошоутов поговорку "хошун деере дархалык дыксын", т.е. "я выслужил право в голове хошуна". Хошуном, от которого калмыки производят и самое имя (т.е. этноним) хошоутов, назывался строй войска острою колонной: люди, стоявшие в голове ее, шли на верную смерть"[45]. Успенский В. также полагал, что термин "хошоуты" происходит от монгольского слова "хошо" или "хошун"[46]. Термин "тургут" или позже "торгоут" этот автор производит от слова "торгоху" - препятствовать, окружать, охранять". В народных преданиях торгоутов их происхождение связывается с потомками Ван-хана кереитского, т.е. с кереитами ХII века. Мнение о том, что этническая группа "торгоутов" появилась не ранее конца ХIV-ХV века, следует считать ошибочным, так как здесь упущен ранний этап этногенеза торгоутов, а указано лишь время их присоединения к ойратскому союзу в конце ХIV века[47].
К концу ХVI в. в составе "дербен-ойратов" значится объединение "торгоут" во главе с тайшей Хо-Урлюком. Численность торгоутов Хо-Урлюка, принявшего в 1609 г. русское подданство, определяется в 50 000 семей[48]. Сюда не входят те торгоуты, которые остались в Джунгарии после, ухода Хо-Урлюка и позже переселились вместе с Гуши-ханом в Куку-Нор (кукунорские торгоуты - Авт.). Часть из них в ХVII в. вновь вернулась в Джунгарию. По письменным памятникам ойратов и калмыков, объединение "хошоут" в конце ХVI века насчитывало 130 000 семей, т.е. было самым многолюдным подразделением ойратов[49]. Не случайно поэтому во главе ойратского сейма (чулгана) стоял правитель хошоутов Байбагас-батур. К концу жизни Байбагас-батур разделил свой улус между двумя сыновьями, Цецен-хану он выделил 70 000 киб. хошоутов, а Абалаю - 60 000 кибиток[50]. Скончался он в 1640 г. в возрасте 90 лет. В рамках ойратской общности в ХVI веке сложились окончательно 4 этнотерриториальные объединения - торгоуты во главе с тайшей Хо-Урлюком, хошоутами управлял Байбагас-нойон, зюнгарами - тайша Хара-Хула из рода "чорос", дербетами - Далай-тайша. Помимо названных объединений в состав ойратов входило большое число средних и мелких "племен" - хойты, мингаты, байты, захчины, олёты, батуты, находившиеся в зависимости или в подчинении крупных тайш, и также зависимые от ойратских тайшей ряд племен тюрко-самодийского происхождения.
Торгоуты и хошоуты наряду с другими группами ойратов являются основными этническими компонентами ойратской народности ХVI века и позже они легли в основу складывающейся на Волге калмыцкой народности. В этногенезе средневековых джунгарских торгоутов и хошоутов активное участие приняли кереиты, меркиты и найманы домонгольской эпохи, а в эпоху Чингис-хана и ряд древнемонгольских племен (тайджиуты, харнуты, эльджигуты и др.). Названные выше элементы отсутствуют в этническом составе калмыков-дербетов и калмыков-зюнгаров, в их этногенезе в основном участвовали ойратские племена домонгольской эпохи - олеты, батуты, хойты и кэргуды, а также и ряд монгольских племенных групп из улуса Хорчи - чиносы, келькиты, абаганеры, бухусы, полностью отсутствующие в этническом составе Торгоутовских улусов Калмыцкого ханства[51].

Литература

1 Авляев Г.О. "Этнический состав и расселение калмыков Ики-Цохуровского улуса Астраханской губернии в конце XIX и начале XX в.; его же, Опыт классификации калмыцких этнонимов; его же, К вопросу о системе этнических делений в быту калмыков. - В сб.: Этнографические вести, №3, Элиста, 1973, с. 108-143; его же, К вопросу о шебенерах и кетчинерах в составе калмыцких улусов Астраханской губернии. - В сб.: Вестник Калм. НИИЯЛИ, №9, серия историческая, Элиста, 1974, с. 139-154; его же, Этнический состав и расселение приволжских калмыков в конце XIX и начале XX вв. Автореферат канд. дисс., М., 1375; Эрдниев У.Э. Из этнической истории ойратов и калмыков. - В сб.: Вестник Калм. НИИЯЛИ, №10, серия этнографии, Элиста, 1974, с. 3-23; Горохова Г.С. Материалы об ойратах, содержащиеся в монгольских исторических сочинениях (с древнейших времен и до конца ХVI в.).- В сб.: Вестник Калм. НИИЯЛИ, №9, серия историческая, Элиста, 1974, с. 96-115.
2 Санчиров В.П. Этнический состав ойратов ХV-ХVIII вв. по данным "Илэтхэл шастир". - В сб.: Из истории докапиталистических и капиталистических отношений в Калмыкии. Элиста, 1977, с. 1-33; Авляев Г.О. О тюркоязычных этнических компонентах в составе приволжских калмыков конца XIX в. - В сб.: Этнические и историко-культурные связи тюркских народов СССР. Всесоюзная тюркологическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Алма-Ата, 1976, с. 8-9; См. также сборник "Проблемы современной тюркологии", Алма-Ата, 1980, с. 361-364; его же, Этнонимы-тотемы в этническом составе приволжских калмыков и их параллели у тюркских народов; - В сб.: Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Тезисы докладов областной конференции. Омск, 1979, с. 131-133; также см.: Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981, с. 62-69; его же, К вопросу о монголо-тюркских этнических контактах и взаимодействиях в послечингисовский период (XIII-ХIV вв.). - В сб.: Литературоведение и история. Тезисы докладов и сообщений III Всесоюзной тюркологической конференции. Ташкент, 1980, с. 158, 159.
3 Положительному решению проблемы этногенеза и этнического состава калмыков могут служить материалы массового обследования калмыцкого населения Калм. АССР в 1967-1983 гг., дальнейшее выявление и введение в научный оборот архивных и письменных источников по этнической истории калмыков.
4 Авляев Г.О. К вопросу о системе этнических делений в быту калмыков. - В сб.: Этнографические вести, №3, Элиста, 1973, с. 141 - 142.
5 Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934, с. 109-110.
6 Там же, с. 108.
7 Там же.
8 Там же, с. 109.
9 Там же.
10 См.: Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. Т. I. М.-Л., 1941, §§ 224-234, с. 168-174 (рус. перевод), Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - В кн.: Бартольд В.В. Сочинения. Т.I.М., 1963, с.449-451; См. также литературу в кн.; Мэн-да бэй-лу. ("Полное описание монголо-татар".). Пер. с кит., введение, комментарий и приложения Н.Ц. Мункуева. М., 1975, примеч. 391, с. 183-184.
11 Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. Спб., 1852; Эрдниев У.Э., Стратанович Г.Г. Опыт анализа социальной терминологии. М.,1964; Шагдарсурэн Ц. Монголын цэргийн зохион байгуултаас ÿÿссэн дöрвöн овог (четыре рода..., возникших из военной организации монголов). АС - УБ., 1972, т. V, фас.12, с. 173-187 (монг.); Стратанович Г.Г. Военная организация триадного типа и ее судьбы. - См. сб.: Проблемы алтаистики и монголоведения, вып. I, Элиста, 1974, с. 220-230.
12 О происхождении торгоутов см.: Авляев Г.О. Этнический состав и расселение.... Автореф. канд. дисс., М., 1975.
13 Ligeti L., Нistоirе sесrètе dеs Моngоls (Моnumеnta linguae Моngolicae collecta, 1). Вudapest, 1971, р. 41.
14 Козин С.А. Указ. соч., с.91.
15 Ligeti L., Указ. соч., р. 124-126.
16 Козин С.А. Сокровенное сказание..., §§ 224-234.
17 Потанин Г.Е. Очерки Северо-Западной Монголии. Спб. 1883, вып. IV, его же, Тангуто-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Спб., 1893, с.103.
18 Номинханов Ц.Д. Об этническом составе донских калмыков. - Ученые записки Калм. НИИЯЛИ, 1969, вып. 7, с. 199-202.
19 Рallas P.S. Sammlungen historischer Nachichten über die mongolischen Völkerschaften. 1-er Theil. SPb., 1776, S. 12.
20 Шагдарсурэн Ц. Указ. соч., с. 173-187.
21 Санчиров В.П. Указ. соч., с. 1-38; Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964, с. 30-92; Эрдниев У.Э. Проблемы калмыцкой этнонимии. - В сб.: Вестник института №10, серия этнографии. Элиста, 1974, с.25-26; Стратанович Г.Г. Указ. соч.
22 Полевые материалы Г.О. Авляева за 1967-1980 гг., см. архив КНИИИФЭ.
23 Габан Шараб, Сказание об ойратах. - В сб.: Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969, с. 143.
24 Козин С.А. Указ. соч., с. 169-170.
25 Батур-Убаши Тюмень, Сказание о дербен-ойратах. - В сб.: Калмыцкие историко-литературные памятники..., с. 22.
26 Полевые материалы Г.О.Авляева за 1967-1980 гг., см. архив КНИИИФЭ.
27 Козин С.А. Указ.соч., § 269, с. 191.
28 Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в ХIII-XV веках. Фрунзе, 1961, с. 93.
29 По данным "Сказания о дербен-ойратах" Батур-Убаши Тюменя, торгоуты присоединились к ойратам в сер.ХV в., когда у них был хан Мергени-Еркету. - В сб.: Калмыцкие историко-литературные памятники..., с. 26.
30 Габан Шараб, Сказание об ойратах. - В сб.: Калмыцкие историко-литературные памятники..., с. 140-141.
31 Там же, с.141.
32 Haslund H., Men and gods in Mongolia. New-York, 1935.
33 Там же, с. 203.
34 Krueger John R., New materials on Oirat law and history. Раrt 11: "Тhe Оrigin of the Torgouts". - "Central Asiatic Journal", vol. XVIII, n 1 (Wiesbaden, 1974), р. 30-42.
35 Там же, с. 40.
36 Там же, с. 41.
37 Батур-Убаши Тюмень. Указ. соч., с. 26.
38 Там же.
39 Раllas Р. Указ. соч., с. 92.
40 Шара Туджи. Монгольская летопись ХVII века. Сводный текст, перевод, введение и примечание Н.П. Шастиной. М.-Л., 1957, с. 160.
41 Санчиров В.П. Указ. соч., с. 22.
42 Златкин И.Я. Указ. соч., с. 40.
43 Там же, с. 46.
44 Батур-Убаши Тюмень. Указ. соч., с. 22.
45 Небольсин П. Указ.соч., с. 21.
46 Успенский В. Страна Кукэ-Нор или Цинхай, с прибавлением краткой истории ойратов и монголов, по изгнании последних из Китая, в связи с историей Кукэ-Нора. Спб., 1980, с. 88.
47 Санчиров В.П. Указ.соч., с. 23-24.
48 Первыми в низовья Волги пришли торгоуты Хо-Урлюка, образовавшие Калмыцкое ханство, позже в 1660-е годы появились группы "хошоутов, дербетов и зюнгаров" - Авт. В ЦГАДА мною обнаружен документ, где сказано: "калмыцких владельцев род "торготов", Хорлюк (Хо-Урлюк - Авт.) выехал в Россию из-за Заалак уула что есть Пегие годы, а с собою привел 50000 кибиток улусных людей..." - См.: ЦГАДА, ф. 199, оп. 2, д. 46; эта же цифра указана в Истории калмыцких ханов", в переводе Ю.Лыткина, см. сб.: Калмыцкие историко-литературные памятники..., с. 51.
49 Лыткин Ю. Материалы для ойратов, см. сб.: Калмыцкие историко-литературные памятники..., с. 107.
50 Там же, с. 108.
51 Авляев Г.О. Этнический состав и расселение приволжских калмыков в конце XIX и XX веков. М., 1975, автореф. кандид. диссертации.

обсудить на форуме


to the library | номын сан руу | в библиотеку



Hosted by uCoz